СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха дворцовых переворотов 1725 - 1762

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для участия в конкурсе "Учитель года 2018"

Просмотр содержимого документа
«вопросы»

  • Каковы причины наступления эпохи дворцовых переворотов?

  • Кто и при чьей поддержке приходил к власти в этот период?

  • Каковы были последствия этой эпохи для государства и царской власти?




  • Каковы причины наступления эпохи дворцовых переворотов?

  • Кто и при чьей поддержке приходил к власти в этот период?

  • Каковы были последствия этой эпохи для государства и царской власти?



  • Каковы причины наступления эпохи дворцовых переворотов?

  • Кто и при чьей поддержке приходил к власти в этот период?

  • Каковы были последствия этой эпохи для государства и царской власти?






  • Каковы причины наступления эпохи дворцовых переворотов?

  • Кто и при чьей поддержке приходил к власти в этот период?

  • Каковы были последствия этой эпохи для государства и царской власти?


Просмотр содержимого документа
«карточки»





Азовские

походы



Великое посольство

Северная

война



Создание

Сената и коллегий

Табель о

рангах



Церковная реформа

П.И. Ягужинский




А.Д Меньшиков

Б.П. Шереметьев



1689 - 1725



Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов

Цели урока:

Образовательные:

- Дать представление о причинах, правителях, результатах эпохи дворцовых переворотов.

- Выявить причины дворцовых переворотов в России.

- Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.

Развивающие:

- Развивать историческое мышление, устную речь, продолжить развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.

Тип урока: изучение нового материала

  • Оборудование: портреты правителей периода дворцовых переворотов, рабочие листы, приготовить фишки-оценки, карточки с планом урока (4шт), карточки с проблемными вопросами, копии документов.

  • Основные даты и события:

  • 1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

  • 1727-1730 гг. - царствование Петра II.

  • 1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

  • 1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.

  • 1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.

  • 1761-1762 гг. - правление Петра II.

  • 1762 г. - начало царствования Екатерины II.

Основные понятия:

  • Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

  • Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730 гг., созданный в результате борьбы за власть между группировками дворянства.

  • Кондиции – условия.

  • Фаворит – придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него, привилегии и оказывающий влияния на внутреннюю и внешнюю политику.

  • Регент – временный правитель при несовершеннолетнем правителе.

Ход урока:

Орг.момент.

Ребята, мы недавно прошли большую тему. Давайте вспомним какую. У вас на столах лежат карточки. По одному человеку от команды возьмите по одной карточке выйдите к доске, внимательно посмотрите и объединитесь по признаку, который объединяет эти карточки. Итак, что у нас получилось? Что за тему мы прошли?

Изучение новой темы:

  1. Актуализация знаний. Объявление новой темы урока.

Видеофрагмент 1.

Вступительное слово учителя:

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, прочитайте документ, который лежит у вас на столе и ответьте на вопрос:

– Как в Русском государстве решался вопрос с наследованием трона (великокняжеского, царского)?

Порядок престолонаследования от отца к старшему сыну существовал на Руси с древнейших времен, конечно при условии, если наследник был. Такой порядок просуществовал вплоть до эпохи Петра I. В 1722 году Петр издает указ о престолонаследии, по которому император должен сам назначать наследника. Среди ученых историков сложилось мнение, что, скорее всего Петр пошел на этот шаг, опасаясь за судьбу своих реформ, у которых было немало противников, в том числе и сын – царевич Алексей.

Осенью 1724 года один из российских кораблей потерпел кораблекрушение. Петр 1 одним из первых бросился в ледяную воду спасать матросов. Он сильно был простужен и в январе 1725 года скончался в страшных муках. Он не успел продиктовать имя наследника.

Похоронив Петра, его сенаторы начали спорить о наследнике. Именно тогда под окнами раздался барабанный бой. Оказалось, что пришли гвардейские полки, присягнувшие Екатерине 1, чтобы продемонстрировать свою силу. И это было началом дворцовых переворотов. (

Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи (с 1725 года по 1762) положила смерть Петра I, и последовавшая с ней борьба за власть различных группировок, а завершилась эта эпоха воцарением Екатерины II.

Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц».

А.К.Толстой

Учитель: действительно, и вправду: Царей не очень много, а более цариц.

(На доске представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725-1761 гг.: Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн IV Антонович, Елизавета Петровна, Петр III Федорович, Екатерина II.)

Запишите в рабочий лист: Как вы понимаете Эпоха дворцовых переворотов. Что у вас получилось?

Встал вопрос кто займет трон после смерти Петра I? Придворное общество поделилось на две группировки. Одна была за то, что бы на трон посадить малолетнего внука Петра I, Петра II, вторые, во главе с А.Д. Меньшиковым, хотели, что бы трон заняла Екатерина I. Походу разговора по теме, заполняем схему в рабочих листах.

-Первым представителем этой эпохи стала- вторая жена Петра Екатерина 1(1725- 1727). Она не вмешивалась в дела управления. И что интересно, она не умела ни читать, не писать. Только после трех месяцев упражнении она научилась подписывать государственные бумаги. Для руководства страной был создан Верховный Тайный совет из представителей старой и новой знати. Однако реальная власть была сосредоточена в руках князя А.Меншикова, поэтому была продолжена политика Петра 1, была открыта Академия наук. Через два года Екатерина умерла, но Меншиков успел продиктовать ей имя наследника.

- Новым императором стал внук Петра Великого- Петр II(1727- 1730). Меншиков намеревался женить его на своей дочери, однако старая знать полностью завладела влиянием на юного императора, Меншиков был арестован и сослан в Сибирь. При нем полностью отошли от политики Петра. Прекратилось кораблестроение, столицу перенесли из Петербурга в Москву. Князья Долгорукие всячески потакали грубым желаниям избалованного ребенка. С 12 лет он проводил время, предаваясь то охотничьим забавам, то пьяным кутежам. На третьем году своего правления, заболев оспой, он умер в 14 лет, как и его сестра Наталия.[2]

-На заседании Верховного Тайного совета было решено пригласить на престол племянницу Петра 1- Анну Иоанновну(1730- 1740) , но «верховники» решили ограничить ее самодержавие. Анна с радостью согласилась и подписала «КОНДИЦИИ»

«КОНДИЦИИ»-письменный договор, ограничивающий императорскую власть. (чтение отрывков из кондиции)стр. 90. Какой вывод можно сделать прочитав этот документ? В рабочий лист запишите определение понятия.

Без верховников она не могла подписывать указы, объявлять войну, заключать мир, назначать высших чиновников, даровать чины и награды. Но приехав в Москву, она заручилась поддержкой дворян и через месяц, 25 февраля, разорвала Кондиции, а в начале марта распустила Верховный тайный совет. Ей тогда было всего 37 лет. Она была некрасивой, толстой женщиной с дурным образованием и грубыми манерами. Но очень хорошо умела стрелять из лука, поэтому по всей территории летнего дворца были установлены мишени. Она очень любила пиры, но в отличие от других пиры были безалкогольными. Анна пьяниц не любили, так как ее покойный муж был беспробудным пьяницей и умер через два месяца после свадьбы от перепоя.Заниматься государственными делами она не любила. У нее был ФАВОРИТ-Эрнст Бирон.

ФАВОРИТ- приближенное, доверенное лицо государя, способное влиять на его решения. Записать в рабочий лист. Он стал фактически правителем России, не занимая никакого государственного поста. При Анне Иоанновне все высшие должности в государстве были розданы немцам, которые стремились только обогатиться, воруя государственные деньги и беря взятки, был создан кабинет министров, отменили указа о единонаследии, сократили срок службы до 25 лет, были построены новые крепости Оренбург, Челябинск.

-Перед смертью в 1740 году Анна Иоанновна завещала престол своему внучатому племяннику- Ивану VI (1740-1741), которому было всего 6 месяцев. Поэтому регентом она назначила Бирона.

РЕГЕНТ- временный правитель. Записать в раб.лист. Но через 3 месяца Бирона арестовали, обвинив в «захвате регентства», и сослали в ссылку. Регентшей была объявлена Анна ЛЕОПОЛЬДОВНА- внучка царя Ивана- брата Петра Великого. Управлением государством практически не занималась. Отличалась леностью, беспечностью, доверчивостью. Фактическая власть принадлежала Кабинету министров.

А тем временем в Петербурге жила дочь Петра Великого- Елизавета. Эта тридцатилетняя рыжеволосая красавица была частой гостьей у офицеров гвардейских полков и с ней связывали надежды на возрождение славы России. В ноябре 1741 года Елизавета во главе отряда гвардейцев ворвалась в Зимний дворец. Иван VI и его родственники были арестованы.

- Гвардейцы на руках вознесли на трон новую императрицу Елизавету Петровну(1741- 1761)[4]

Елизавета знала европейские языки, часто отменяла смертные приговоры, обожала танцевать на балах. Торжества по поводу ее коронации длились 2 месяца и отличались беспрецедентной роскошью, за это время она успела надеть практически костюмы всех стран мира. Известно, что в ее гардеробе было примерно 15 тысяч платьев, которые в настоящее время составляют основу текстильной коллекции Государственного музея в Москве. При Елизавете Петровне была восстановлена роль Сената, ликвидировали кабинет министров, упорядочили систему налогообложения (перепись населения), открыт государственный Дворянский банк (1753), отмена внутренних таможенных пошлин, открытие МГУ (1755). С годами интерес к делам у нее пропал. Иногда бумаги по три года ждали ее подписи. Одним из влиятельных ее фаворитов был Иван Шувалов. Именно его стараниями были открыты первая Академия художеств, первый русский театр.

-У Елизаветы Петровны не было детей, поэтому заранее был привезен племянник Петр Федорович (1761- 1762). Он стал императором в 1761 году после смерти Елизаветы Петровны. Но Петр до 13 лет жил в Германии и считал себя немцем, а не русским. Его кумиром был прусский король Фридрих II. Мальчик говорил, что предпочел бы стать офицером в прусской армии, а не императором России. Русские обычаи он не любил, над православными обрядами смеялся. Первым делом он заключил мир с Пруссией, и вернул ему все земли когда-то завоеванные русскими. В русской армии он ввел прусскую военную форму. Он подписал Манифест «О вольности дворянства» освобождение дворян от обязательной военной службы , объявил о передаче церковных земель в руки государства , была ликвидирована тайная канцелярия. В то же время он издал законы, запрещающие мучить и убивать крепостных, прекратил преследование старообрядцев. Петр III старался угодить всем, но в итоге все попытки оборачивались против него самого. Поводом к заговору против Петра стали его нелепые фантазии о крещении Руси по протестантскому образцу.

Он прилюдно вставал на колени перед портретом прусского короля. Женой Петра была принцесса София. Она была очень образованной и всегда мечтала стать русской императрицей. Поэтому она очень хорошо изучила русский язык, перешла на православную религию, став княгиней Екатериной Алексеевной. Она была очень веселой, жизнерадостной, и подружилась с гвардейскими офицерами, которые готовили дворцовый переворот. Среди них был и фаворит Екатерины II Григорий Орлов и его брат Алексей Орлов. Они были русскими богатырями, красавцами, участвовали во многих сражениях, были недовольны действиями Петра III. В июне 1762 года когда император отдыхал на природе недалеко от Петербурга, Орловы привези Екатерину в столицу, где ей присягнули гвардейские полки. Сенат и чиновники их поддержали. Петр III. Узнав об этом, растерялся и подписал отречение от престола. Он был посажен под домашний арест, охранником был Алексей Орлов. Во время игры в карты они поссорились, и Алексей убил Петра. А Екатерина его простила. Так начинается в истории России новая эпоха- эпоха Екатерины II.

Теперь давай те ответим на вопрос. Каковы же были причины дворцовых переворотов?

Причины дворцовых переворотов

- Отмена старого порядка престолонаследия.
- Петр I не назначил наследника.
- Противоречия между старой и новой знатью.
- Усиление влияния гвардии при дворе.

Рефлексия. Давайте составим схему по теме которая называется «фишбоун».

У вас на столах карточки с вопросами, на которые вы должны ответить. Первая группа отвечает на первый вопрос, вторая – на второй и третья – на третий. Что у вас получилось? Все согласны?

Запишите дом.задание пар. 13 – 14, задание 5 на стр.97. На оценку три – параграф, отвечать на вопросы, на оценку 4 – параграф, отвечать на вопросы, знать и уметь оперировать датами, событиями, личностями. На 5 - параграф, отвечать на вопросы, знать и уметь оперировать датами, событиями, личностями, выполнить задание 5 на стр. 97.









Просмотр содержимого документа
«план»

План.

1. Общее положение на российском престоле после смерти Петра I.

2. От Петра Великого до Екатерины II.

3. Последствия «эпохи дворцовых переворотов» для Российского государства.





План.

1. Общее положение на российском престоле после смерти Петра I.

2. От Петра Великого до Екатерины II.

3. Последствия «эпохи дворцовых переворотов» для Российского государства.





План.

1. Общее положение на российском престоле после смерти Петра I.

2. От Петра Великого до Екатерины II.

3. Последствия «эпохи дворцовых переворотов» для Российского государства.

План.

1. Общее положение на российском престоле после смерти Петра I.

2. От Петра Великого до Екатерины II.

3. Последствия «эпохи дворцовых переворотов» для Российского государства.



Просмотр содержимого документа
«портреты»





















































































































Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

Эпоха дворцовых перевороты 1725 – 1762 гг.



Дворцовый переворот _____________________________________________

__________________________________________________________________

Верховный тайный совет___________________________________________

__________________________________________________________________

Кондиции_________________________________________________________

Фаворит __________________________________________________________

__________________________________________________________________



Петр I

1689 - 1725




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!