ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАСПРОСТРАНЕНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. РАЗВИТИЕ АНАТОМИЧСЕКИХ ИССЕЛДОВАНИЙ В ТРУДАХ А. ВЕЗАЛИЯ, Г. ФАЛЛОПИЯ, Б. ЭСТАХИО
Выполнила:
студентка 01-240-7 группы Галиева Гузель
Это,несомненно,золотой век, который вернул свет свободным искусствам.
На смену Средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения или Ренессанса ( с фран. – открытие, возрождение)
В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. В эпоху Возрождения на первый план выступило не цеховое ремесло, а индивидуальность художника.
Эпоха Возрождения имела следующие особенности:
Была ориентирована на возрождение античной культуры;
Утверждала силу, разумность, красоту и свободу личности;
Имела целостное и разностороннее понимание человека, жизни и культуры;
Носила ярко выраженный демократический характер, в его центре стоят человек и природа;
Эпоха Возрождения. Распространение в Европе.
Книгопечатании. Первые печатные книги Востока
Впервые печатные книги появились в IX веке в Древнем Китае. Печатание книг производилось с печатных досок. Вначале на прямоугольную доску из дерева твердых пород наносили рисунок или текст. Затем острым ножом вырезали вглубь места, не подлежавшие печатанию. На доске получалось выпуклое изображение, которое покрывали краской. Краску изготавливали из сажи, смешанной с олифой. К покрытой краской доске прижимали лист бумаги, в результате получался оттиск — гравюра. Затем доску вновь покрывали краской и делали новый оттиск.
Модель наборной формы Би Шена
- Согласно дошедшим до нас сведениям, уже в XI веке в Китае кузнец Би-Шэн изобрел способ набора печатного текста глиняными подвижными литерами.
В Европе, как и в Древнем Китае, первые книги печатались с досок, на которых вырезался текст и рисунки. Первыми печатными книгами, имевшими большую популярность, были: «Библия бедных», «Зеркало человеческого спасения», «Жизнь и страсти Христа». Большим спросом пользовались и небольшие учебники по грамматике, латинской грамматике и другие. Таким способом печатались игральные карты, дешевые картины, календари. Вначале печатали лишь на одной стороне листа, со временем стали печатать с обеих сторон. Недорогие книги приобретали со временем все большую популярность и пользовались большим спросом.
Однако печатание с досок является долгим и трудоемким процессом. Он не может полностью удовлетворить потребности общества, доска используется для печатания одной конкретной книги, такой способ становится невыгодным экономически. На смену приходит способ книгопечатания с помощью подвижных букв, которые можно использовать долгие годы для набора абсолютно разных книг.
В XV веке Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Он же придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер.
Страница первой книги, напечатанной Гутенбергом
Печатный станок Иоганна Гутенберга
Изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг (около 1400—1468).
С изобретением книгопечатания Гуттенбергом по всей Европе стали создаваться типографии, начинается быстрое развитие бумажного производства.
Андреас Везалий (1514-1564) – основоположник современной анатомии. Андреас Везалий родился в Брюсселе в семье потомственных медиков. Врачами были его дед и прадед, а отец служил аптекарем при дворе императора Карла V. Интересы окружающих, несомненно, повлияли на интересы и стремления юного Везалия. Учился Андреас сначала в школе, а затем в университете города Лувена, где получил разностороннее образование, изучил греческий и латинский языки, благодаря чему мог знакомиться с трудами ученых уже в юные годы.
Главный труд Везалия - "О строении человеческого тела, в семи книгах" / "De humani corporis fabrica libri septem" — учебник по анатомии человека, изданный в 1543 году. В основу книги легли лекции, которые Везалий читал в Падуе. Эти лекции отличались от принятых в то время тем, что для иллюстрации своих слов автор препарировал человеческие трупы. В книге содержится тщательное исследование органов и всего устройства человеческого тела.
Анатомические труды предшественников Везалия почти не содержали рисунков. Низкий уровень изобразительного искусства средневековья, трудности воспроизведения рисунков в рукописных книгах и пренебрежение действительными анатомическими знаниями, почерпну-тыми при изучении трупа,—вот те причины, которые сделали анатомические рисунки скорее курьезной, чем удивительной редкостью. Исключение составляли зарисовки скелета в различных артикулирующих позах. Их можно было встретить и в трудах Леонардо да Винчи и в некоторых учебниках хирургии (например, у Бруншвига. Страсбург, 1497)
Габриэль Фаллопий (1523-1562). Его учителем был великий А. Везалий. В 1548 стал профессором анатомии в Ферраре, а годом позже – профессором хирургии и анатомии в Пизе.
Основные работы Фаллопия связаны с изучением анатомии головы. Подробное изучение строения головы привело к открытию ряда анатомических структур: барабанной перепонки, канала лицевого нерва, клиновидной пазухи, твердого и мягкого нёба. Изучал он и строение мочевыводящих путей, печени, плаценты, сосудов и скелета плода. Самым подробнейшим образом Г. Фаллопий описал женскую половую систему. Он открыл яйцеводы, идущие от матки к яичникам. Позже они получили название фаллопиевых труб. Среди многочисленных трудов Фаллопия – два трактата об опухолях и язвах, один по хирургии, комментарии к книге о ранах головы, написанной Гиппократом, трактаты о приготовлении лекарств, о слабительных, о теплых водах и ваннах. Наиболее известен труд Фаллопия Анатомические исследования (Observationes anatomicae, 1561). В 1584 в Венеции вышло первое собрание сочинений Фаллопия.
Бартоломео Эустахио (1500 — 1574)
Таким образом, Италия в XVI веке стала оплотом развития анатомии и медицины. Именно здесь зародились плеяды великих анатомов. Внимание к человеку, столь характерное для эпохи Возрождения, породило живой интерес к человеческому телу и его строению. Анатомия увлекала не только врачей, но и великих живописцев и скульпторов.
Литература
1. Журнал медицинских статей «Молодой врач» // Медико-биологические науки // Анатомия в эпоху Возрождения // от 11.07.2016, автором NM
2. Анатомия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
3. Г. Гезер, Основы истории медицины, Казань, 1890г.
4. Привес М. Г., Лысенков Н. К. Анатомия человека. — 11-е переработанное и дополненное. — Гиппократ. — 704 с.
5. Клиническая анатомия человека // учебник Егоров И.В., 1997 г.
6. История Медицины, под редакцией Б.Д. Петрова. М., Медгиз, 1954г.
7. Островерхов Г.Е., Д.Н. Лубоцкий, Ю.М. Бомаш. Оперативная хирургия и топографическая анатомия, Медицина, Москва, 1972г.
8. Т.С. Сорокина, История медицины, 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, 1994 год.
9. История книги [Электронный ресурс]: книгопечатание и печатное дело в 17 веке / 2007-2013. - Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_010. htm
10. История книги [Электронный ресурс]: история зарубежной книги в 19 веке / 2007-2013. - Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/09-1. htm
11. Учебный материал [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studopedia.ru/12_23242_sozdanie-ucheniya-o-krovoobrashchenii-mservet-vgarvey-mmalpigi.html