Представляю такую форму урока как лекторий, цель которого организовать деятельность учащихся, направленную на определение уровня сформированности у старшеклассников познавательных УУД, связанных со смысловым чтением, а также коммуникативных УУД, связанных с учетом позиции партнера и тренингом коммуникативных навыков. Актуальность обусловлена тем, что 2019 год объявлен Годом Театра
Просмотр содержимого документа
«Эпохальные театральные постановки»
Сценарий лектория ЭПОХАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ
Разработка Хохловой Елены Михайловны, учителя русского языка и литературы.
Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на определение уровня сформированности у старшеклассников познавательных УУД, связанных со смысловым чтением, а также коммуникативных УУД, связанных с учетом позиции партнера и тренингом коммуникативных навыков.
Предмет: русский язык - базовые умения:
Ученик должен уметь:
ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл; находить в тексте информацию;
решать учебные задачи, требующие понимания текста; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном (услышанном) тексте.
Содержание лектория предусматривает:
Задания, направленные на обучение интерпретации текста: Приёмы «Толстый и тонкий вопрос» (технология РКМ)
Задания, направленные на обучение оценке текста - эмоциональная характеристика текста: отзыв, отзыв по предложенному зачину
Лекторий включает 3 информационных блока:
«Юнона и Авось» - самая известная рок-опера на российской сцене
«Сильва» в блокадном Ленинграде – символ неумирающего искусства
Гамлет Владимира Высоцкого - значимый феномен в сокровищнице мирового театра.
Задание для лектора 1: прочитать информацию, выделить главное, составить 5 «толстых» вопросов к содержанию, пересказать текст, акцентируя внимание на главном интонацией, силой голоса, вводными конструкциями.
Задание для лектора 2: прочитать информацию, исключить лишнее, прочитать фрагмент воспоминаний очевидца событий выразительно, вызывая эмоциональный отклик у слушателей.
Задание для лектора 3: прочитать информацию, исключить трудное для передачи и восприятия, рассказать слушателям, акцентируя внимание на уникальности актерского таланта и таланта дружбы В.Высоцкого.
Ход занятия
Слайд/время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формируемые/проверяемые УУД |
Слайд1 2 мин. | Приветствие, орг.момент | Приветствуют учителя, лекторов, готовятся к занятию | |
Слайд 2, 3 5 мин | Работа с определением понятия «ЭПОХАЛЬНЫЙ» | Составляют кластер, сверяют с образцом ответа | Регулятивные самопроверка |
Слайд 4, 5, 6, 7, 8 (видео) 10 мин | Определяет установочное задание к лекции №1. Выступает 1 лектор | Составляют 5 «толстых» вопросов к основному (главному) содержанию лекции, | Познавательные: Смысловое чтение – переработка услышанной информации, выделение главного |
Слайд 9 3 мин | Организует обсуждение ответов выборочно по принципу «Вопрос-ответ» | озвучивают для всеобщего обсуждения с целью определения правильности формулировки вопросов и отбора главной информации, отвечают на вопросы | Коммуникативные: тренинг коммуникативных навыков |
Слайд 10, 11, 12 (видео), 13, 14 (видео), 10 мин. | Определяет установочное задание к лекции №2: Выразите своё отношение к тексту. Можно использовать речевой образец для зачина Выступает 2 лектор | Слушают сообщение, пишут отзыв на услышанное, используют речевой образец зачина | Личностные: определяют собственное отношение к историческому факту |
5 мин. | Организует обсуждение ответов (выборочно) | озвучивают для всеобщего обсуждения с целью передачи собственного отношения, точки зрения, эмоционального отклика | Коммуникативные: учет позиции партнера |
Слайд (видео), | Определяет установочное задание к лекции №3. Выступает 3 лектор | Слушают сообщение, подбирают аргументы «за» и «против» к тезису «Дружба и зависть несовместимы» | |
| Организует дискуссию | Аргументируют свою позицию, вступают в дискуссии | Коммуникативные: учет позиции партнера, тренинг коммуникативных навыков |
Слайд 15,16 5 мин. | Организует рефлексию, оценивает | Создают микротекст на проблемный вопрос Почему предложенные постановки можно называть эпохальными? Или оценочный вопрос: Какой факт больше запомнился и почему? | Регулятивные: рефлексия по пониманию содержания / оценке |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
№ задания | Условия выполнения | Баллы |
1 кластер | Определил 1 значение, 2 значения, 3 значения, 4 значения | 1-4 |
2 составить 5 вопросов | Составил «тонкий» вопрос | 1 за каждый |
Составил «толстый» вопрос | 2 за каждый |
3 отзыв | Необходимо выразить впечатление от восприятия текста, используется эмоциональная характеристика текста - построено полноценное высказывание с опорой на текст, ответ обоснован и эмоционален | 2+2+2+1 |
4 ответ | Дает развернутый ответ на 1 из вопросов | 2 |
Дает односложный ответ | 1 |
Участие в обсуждении, оценке | Строил высказывание, нет содержательных и речевых нарушений | 1-2 за каждый ответ |
«3» | | 9… |
«4» | | 15… |
«5» | | 18+ |