СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Еркеоелдкннлкюеквлкккыывв

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Еркеоелдкннлкюеквлкккыывв»

Урок 1


ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить обучающихся с особенностями и целями курса ОБЖ, основной и дополнительной литературой, концепцией экологической безопасности России.

Учебно-наглядный комплекс: учебник по ОБЖ, дополнительная литература, концепция экологической безопасности России.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Работа по теме.


  1. Знакомство с учебником: чтение предисловия и беседа.


Вопросы:

    • Какие цели поставили для содержания учебника его создатели?

    • Что вам известно о деятельности Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»?

    • В чём заключается отличие текста учебника от других?

    • В какие разделы вынесены вопросы, посвящённые здоровому образу жизни подростка?

    • Для каких целей служит движение «Школа безопасности»?

Учитель. Помощником в изучении курса будет, конечно, учебник. Кроме учебника, можно пользоваться дополнительной литературой, а также необходимо опираться на опыт, накопленный поколениями, - это народные приметы и советы, сообщения и предупреждения средств массовой информации.









Материал учебника


Предисловие


Перед вами новый учебник по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов, являющийся составной частью комплекта учебников для 5-11 классов по данному предмету.

Первоочередная задача, которую ставили перед собой авторы при составлении учебника, - подготовка подростков к жизни в реальном мире. Учебник призван также помочь учащимся основной школы подготовиться к итоговой аттестации и участию в слёте-соревновании Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности». Именно этими задачами и определяются особенности и порядок изложения материала.

Авторы отошли от традиционных формулировок разделов и параграфов, соответствующих программе курса, сумев сохранить при этом содержание её вопросов. Материал, изложенный в учебнике, соответствует базовому минимуму содержания образования за курс основной общеобразовательной школы.

В учебнике вы не найдёте отдельного раздела по основам здорового образа жизни и медицинских знаний, как это делается обычно. Эти вопросы интегрированы в главы, посвящённые экологической безопасности человека (глава 1) и «Школе безопасности» (глава 4), и чётко привязаны к их содержанию. При этом привитие навыков здорового образа жизни рассматривается как составная часть обеспечения экологической безопасности России и как следствие влияния экологической обстановки на здоровье человека. Правила оказания первой помощи, вопросы обеспечения безопасности в быту и повседневной деятельности также рассматриваются как составные части подготовки к участию в слёте-соревновании «Школа безопасности», который является показателем уровня знаний и умений учащихся по курсу ОБЖ. Впервые подробно рассмотрен вопрос подготовки к участию в слёте, рассказывается о правилах и методике проведения всех его этапов. Особое внимание уделено соблюдению мер безопасности при проведении подобных соревнований.

Материал, приведённый в параграфах, отмеченных специальным значком*, является дополнительным и призван способствовать лучшему усвоению учащимися учебной программы.

Перечень тем индивидуальных заданий как основы для подготовки рефератов, выступлений, экзаменационных творческих работ, а также словарь основных понятий и терминов по курсу ОБЖ основной школы приведены в приложении.

Данный учебник может быть полезен для использования в тех школах, где изучение вопросов курса ОБЖ организовано как интегрированные модули в составе различных образовательных областей с тем же объёмом учебной нагрузки. Так, например, изучение экологии успешно сочетается с вопросами, изложенными в главе 1 данного учебника, а физкультуры, биологии и географии – с вопросами главы 3.

Одним словом, авторы надеются, что каждый, взявший в руки этот учебник, найдёт в нём много нового и полезного, сумеет осознать свою личную роль и ответственность за безопасность общества и государства, подготовиться не только к экзаменам, но и к взрослой жизни.


  1. Основные положения экологической концепции России.


Концепция (от латинского слова «концептино» - понимание) – система, определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности экологической безопасности России.

Учитель комментирует основные положения концепции и предлагает законспектировать некоторые из них.


Материал учебника


Концепция экологической безопасности России


Наряду с военной, социально-экономической, информационной безопасностью, экологическая безопасность России – важнейший компонент её национальной безопасности. Экологическая безопасность определяется как обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Система экологической безопасности, направленная на поддержание равновесия между биосферой, с одной стороны, и антропогенными естественными внешними с другой, включает следующие составляющие:

    • Законодательные меры.

    • Технические меры.

    • Медицинские меры.

    • Экономические меры.

    • Образование и воспитание.

Антропогенные нагрузки – все формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

В противоположность экологической безопасности экологическая опасность – это вероятность разрушения среды обитания человека, связанных с ним разнообразных живых организмов в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных и антропогенных аварий и катастроф. Следствием экологической опасности является нарушение приспособлений живых систем к условиям существования.

Это проявляется в том, что по экологическим и связанным с ними причинам ежегодно погибают десятки тысяч жителей России, миллионы теряют здоровье. Качество окружающей среды становится ограничивающим фактором социально-экономического развития всё большего числа областей России. Ликвидация последствий экологических аварий и катастроф уже сейчас требует заметных и всё увеличивающихся затрат, т. е. значительной части национального бюджета. На схеме 1 показано возможное соотношение компонентов экологической безопасности в общем спектре безопасности личности, общества и государства.


Схема 1


Экологическая безопасность в структуре национальной безопасности



Сегодня, несмотря на наличие законодательной базы по рациональному природопользованию и разветвлённой сети государственных структур, связанных с её реализацией, проблемы экологической безопасности в нашей стране не уменьшаются, а растут. Среди причин такого положения можно выделить две главные: недостаточное внимание к проблемам экологической безопасности, что обусловлено переходным, нестабильным характером нашего общества, и недостаточное количество разработок в области экологической безопасности.


Некоторые факты. В самом недалёком прошлом концепции экологической безопасности в нашей стране практически не существовало. Так, в начале 80-х гг. XX в. публично обсуждалась абсолютная безопасность ядерной энергетики. Безграмотная эксплуатация среды обитания привела к крупнейшим экологическим катастрофам глобального масштаба, одна из которых – уничтожение Аральского моря – была почти полностью завершена, другие (вроде знаменитого поворота северных и сибирских рек), к счастью, были заблокированы.


Очевидным показателем отсутствия внимания к экологической безопасности России явилось создание и накопление ракетно-ядерного и химического оружия без проработки планов выведения их из строя (хотя сроки эксплуатации были достаточно короткими – 30-40 лет).

Сегодня зоны экологического бедствия и неблагополучия уже занимают 15% территории России и имеют тенденцию к увеличению. Скорость возрастания интенсивности вредного воздействия внешних факторов превышает скорость биологического приспособления живых систем к среде обитания.

Дестабилизация окружающей среды привела к ухудшению здоровья людей.


Статистика. По показателям средней продолжительности жизни Россия занимает 51-е место в мире. Снижение продолжительности жизни и рост смертности в нашей стране во многом обусловлены экологическими опасностями.


Обеспечение экологической безопасности является неотъемлемой частью государственной политики в области экономического и социального развития страны. В начале 90-х гг. в России была разработана Концепция экологической безопасности. В её основу были заложены следующие закономерности функционирования биосферы:

  • любое изменение среды неизбежно приводит к развитию цепных реакций, направленных на нейтрализацию данного изменения;

  • изменения крупных экосистем носят необратимый характер; (Экосистема (от oikos – жилище, местопребывание и система) – единый природный комплекс различной сложности и размеров, образованный животными организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоём и т. п.), в котором живые и неживые организмы связаны между собой обменом вещества и энергии, например, экосистема леса, экосистема тайги, экосистема пруда.)

  • слабые воздействия на экосистему могут не вызывать у неё ответных реакций до тех пор, пока, накопившись, они не приведут к бурному динамическому процессу;

  • жизненные возможности организмов ограничены экологическими факторами, снижение которых ниже необходимого минимума ведёт к гибели организма.

В основу Концепции экологической безопасности положены следующие общие принципы:

  • принцип предотвращения экологической опасности до её зарождения;

  • принцип уменьшения последствий и компенсации ущерба, нанесённого здоровью человека и природе в результате антропогенного (от греч. anthropos – человек) воздействия на окружающую среду;

  • социальное и экономическое развитие общества, обеспечивающее улучшение качества жизни людей и уменьшение отрицательного воздействия на природу;

  • неистощимое природопользование, при котором ресурсное обеспечение удовлетворяет интересы нынешних и будущих поколений;

  • своевременное выявление и восстановление нарушенных территорий и экосистем;

  • сохранение биологического разнообразия биосферы;

  • действие международного права, выполнение международных договоров, регламентирующих природопользование и качество жизни.

В Концепции экологической безопасности в качестве системы долгосрочных целей определены следующие: создание благоприятной для здоровья человека окружающей среды; обеспечение рационального, неистощимого природопользования, биосферного равновесия, сохранности генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия, сбалансированности процессов воспроизводства и использования возобновимых природных ресурсов.


  1. Дискуссия на тему выживания человечества в условиях современной природной среды, в условиях нарушения экологического равновесия.


  1. Рассмотрение схемы 1 «Экологическая безопасность в структуре национальной безопасности» (по учебнику).


  1. Самостоятельное ознакомление с типовым положением о Всероссийском слёте-соревновании «Школа безопасности».


  1. Итог урока.


  • Сделайте вывод по теме урока и запишите его в тетрадь.

  • Какое место занимает экологическая безопасность в структуре национальной безопасности России и почему?

  • Какие явления свидетельствуют об экологической безопасности?

  • Что будет, если население России не позаботится об экологической безопасности?

Домашнее задание: 1) ответить на вопросы по теме урока в конце параграфа учебника; 2) составить список предприятий, отрицательно влияющих своим производством на экологическую ситуацию в местности вашего проживания, продумать и записать предложения по изменению ситуации; 3) соберите данные об экологическом состоянии вашей местности и предложите свои способы оздоровления окружающей среды.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийском слёте-соревновании «Школа безопасности»

учащихся общеобразовательных учреждений

Российской Федерации

Утверждено приказом Минобразования России и МЧС России

от 17 февраля 1996 г. №58/108


  1. Цели и задачи.


Основной задачей Всероссийского слёта-соревнования «Школа безопасности» является формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения. Всероссийский слёт-соревнование «Школа безопасности» проводится с целью: пропаганды и популяризации среди молодёжи здорового и безопасного образа жизни; проверки уровня и качества практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»; совершенствования и выработки новых форм и методов подготовки молодёжи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, по оказанию само- и взаимопомощи; развития их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций; формирования общественного мнения в поддержке Всероссийского слёта-соревнования «Школа безопасности» и вовлечения в него возможно большего числа обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации; выявления сильнейших команд-участниц Всероссийского слёта-соревнования «Школа безопасности» и установления дружественных контактов между коллективами образовательных учреждений Российской Федерации.


  1. Время, место и порядок проведения.


Всероссийский слёт-соревнование «Школа безопасности» проводится один раз в два года в соответствии с настоящим Положением и программой, утверждаемыми Минобразования России по согласованию с МЧС России. Дата проведения Всероссийского слёта-соревнования «Школа безопасности» приурочивается к проведению Международного праздника Дня защиты детей, отмечаемого ежегодно 1 июня; место проведения определяется Организационным комитетом. Региональные слёты-соревнования «Школа безопасности» организуются и проводятся ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их проведения и в соответствии с положениями, утверждаемыми региональными центрами МЧС России и органами управления образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых они проводятся. Этими же положениями определяется порядок организации и проведения слётов-соревнований «Школа безопасности» в субъектах Российской Федерации, городах, районах и общеобразовательных учреждениях.


  1. Участники.


Во Всероссийском слёте-соревновании «Школа безопасности» принимают участие команды общеобразовательных учреждений Российской Федерации – победители региональных слётов-соревнований «Школа безопасности» в двух возрастных группах: старшей (учащиеся 10-х классов) и средней (учащиеся 8-х классов), а также команды, приглашённые Организационным комитетом. Состав каждой команды – 6 человек, в том числе: 3 – юноши, 1 – девушка, 1 – запасной и 1 – руководитель команды (тренер). Команды, прибывающие для участия в слётах-соревнованиях «Школа безопасности», должны иметь спортивную форму одежды, эмблему команды и специальное снаряжение, указанное в условиях проведения соревнований.





  1. Организаторы.


Подготовка и проведение Всероссийского слёта-соревнования «Школа безопасности» возлагается на Организационный комитет, состоящий из представителей МЧС России, Минобразования России и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится слёт-соревнование. К подготовке и проведению Всероссийского слёта-соревнования «Школа безопасности» привлекаются: региональные центры МЧС России, штабы (комитеты) по делам ГОЧС и органы управления образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется проведение слёта-соревнования, а при необходимости другие организации, подведомственные МЧС России и Минобразования России. Непосредственное проведение соревнований возлагается на Главную судейскую коллегию. Комплектование и порядок работы Главной судейской коллегии осуществляется Центром детско-юношеского туризма Минобразования России по согласованию с Организационным комитетом. Ответственность за создание безопасных условий проведения слёта-соревнования возлагается на органы управления образованием и штабы (комитеты) по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, на территории которых они проводятся. Ответственность за соблюдение мер безопасности участниками в пути и в дни соревнований возлагается на руководителей команд.


  1. Представление заявок.


Для участия команд во Всероссийском слёте-соревновании «Школа безопасности» в Организационный комитет и Главную судейскую коллегию представляется в срок до 15 мая предварительная заявка региональным центром МЧС России с итоговым протоколом регионального слёта-соревнования «Школа безопасности». В предварительной заявке указывается состав участников, их возраст, необходимые данные для подбора средств индивидуальной защиты. В случае отказа команды от участия в слёте-соревновании региональный центр МЧС России совместно со штабом по делам ГОЧС и органом управления образованием субъекта Российской Федерации вправе произвести замену на другую команду с представлением предварительной заявки не позднее, чем за 2 недели до начала соревнований. На месте проведения соревнований команда представляет следующие документы: именную заявку с указанием ФИО участников, включая руководителя, год рождения и домашний адрес, наименование и номер общеобразовательного учреждения; заверенную выписку из приказа органа управления образованием субъекта Российской Федерации о командировании команды; медицинскую справку о допуске к участию в соревнованиях, данные о резус-факторе и группе крови; на каждого участника (включая руководителя) – свидетельство о рождении или паспорт.


  1. Условия проведения соревнований слёта.


Соревнования слёта проводятся в соответствии с условиями, утверждаемыми ежегодно Организационным комитетом и Главной судейской коллегией.

Соревнования слёта могут включать:

преодоление полосы выживания;

ориентирование по солнцу и на местности по заданному направлению. Определение времени с помощью компаса. Определение высоты объекта и ширины реки;

организацию бивака, разведение костра, кипячение воды;

изображение схемы маршрута;

действия в чрезвычайной ситуации техногенного характера (радиационная, химическая авария). Определение радиоактивного источника, преодоление зоны заражения. Пользование средствами индивидуальной защиты;

решение пожарно-тактической задачи по тушению пожара;

действия в чрезвычайной ситуации природного характера;

проведение спасательных работ на воде, переправу на плавсредствах;

действия в чрезвычайной ситуации криминального характера;

оказание само- и взаимопомощи. Оказание доврачебной помощи пострадавшему в чрезвычайной ситуации природного (на воде) и техногенного характера. Транспортировку пострадавшего; передвижение в населённом пункте с соблюдением правил дорожного движения;

элементы туристской подготовки. Переправу по верёвке с перилами. Укладку бревна и переправу по нему. Преодоление болота по кочкам. Преодоление болота с помощью жердей.

Условиями проведения соревнований определяются перечень, состав и порядок прохождения этапов контрольного маршрута. Соревнования являются командными, проводятся на контрольном маршруте, составленном в соответствии с содержанием программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В соревнованиях участвуют команды в составе 4 человек (из них одна девушка). Главная судейская коллегия вправе до начала соревнований менять состав и последовательность прохождения этапов. При прохождении командой этапов соревнования вмешательство в её действия со стороны руководителя (тренера) не допускается.


  1. Подведение итогов.


Победитель Всероссийского слёта-соревнования «Школа безопасности» определяется по двум возрастным группам, по наименьшей сумме штрафных баллов, набранных командой на всех этапах контрольного маршрута. На каждом этапе вводится контрольное время. При превышении контрольного времени на этапе команде засчитывается непрохождение этапа, и она занимает место после команд, прошедших все этапы без превышения контрольного времени. В случае равенства суммы штрафных баллов преимущество получает команда, имеющая лучший результат на наиболее сложных этапах, которые определяются Главной судейской коллегией до начала соревнований.


  1. Награждение.


Команды разных возрастных групп (старшая и средняя), заняв 1-3-е места, награждаются грамотами и ценными призами. Организационный комитет может предусматривать награждение команд или участников, показавших высокие результаты на отдельных этапах.


  1. Финансирование.


Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой, проведением и участием команд во Всероссийском слёте-соревновании «Школа безопасности», осуществляется за счёт бюджетных средств МЧС России, Минобразования России, а также из внебюджетных источников финансирования. Оплата проезда и питания в пути участников слёта-соревнования осуществляется органами управления образованием субъектов Российской Федерации, направляющих команды для участия в соревнованиях.



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОССИИ


  1. Введение.


На конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведёт к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы.

Учитывая высокую энерго- и ресурсоёмкость промышленного производства в России, низкий уровень культуры производства и пренебрежение экологическим законодательством, необходимо трансформировать всю социальную и политическую организацию управления и разработать новую экологическую доктрину, концепцию в интересах выживания будущих поколений россиян.





  1. Причины необходимости разработки новой экологической концепции РФ.


Необходимость разработки новой экологической концепции Российской Федерации – ноосферного пути развития – диктуется следующими причинами:

    1. До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

    2. Условия выживания человека диктуют переход его на ноосферный путь развития. Впервые термин «ноосфера» ввёл в обращение академик В. И. Вернадский, понимая под этим разумно управляемое развитие человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху – ноосферу. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться её законам. Переход к ноосферному развитию – единственный путь спасения современной цивилизации от гибели.

    3. Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

    4. Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.


  1. Важнейшие направления экологической концепции РФ.


    1. Охраны среды обитания человека.

Охрана среды обитания человека, как одно из важнейших направлений экологической концепции РФ, тесно связана с идеей создания благоприятных экологических условий для жизнедеятельности, труда и отдыха человека. Это также является одной из главных задач деятельности по охране окружающей среды. Ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Ст. 42 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При этом право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается:

  • созданием благоприятных условий их жизнедеятельности;

  • предоставлением возможности участия в обсуждении подготавливаемых решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

  • осуществлением государственных мер по предотвращению экологически опасной деятельности, предупреждению и ликвидации последствий аварий, природных стихийных бедствий;

  • предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды;

  • улучшением качества продуктов питания;

  • возможностью требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации экологически опасных объектов;

  • иные гарантии граждан.

В российской экологической газете «Зелёный мир» опубликован проект Конвенции устойчивого развития России, предлагаемый Советом социально-экологического международного Союза. Этот проект во многом созвучен экологической концепции России. В первой части этого проекта «Основания или суждения, положенные в основу концепции» изложены философские основы бытия:

  • развитие – есть увеличение счастья (здоровья, безопасности и общения), а не количества вещей;

  • развитие устойчиво, если дети счастливее родителей;

  • человеку для счастья, в первую очередь, необходимо быть здоровым, иметь здоровую семью, чувствовать себя и свою семью в безопасности, быть нужным обществу, остальное приложится;

  • каждый знает, что ему надо для счастья, лучше, чем его начальник;

  • лучший начальник – тот, кто не мешает работать;

  • нет ничего более ценного, чем жизнь;

  • за всё приходится платить трудом, деньгами или жизнью, ничто не даётся бесплатно;

  • национальное богатство растёт только тогда, когда те же потребности удовлетворяются при меньших затратах времени, вещества и энергии;

  • человечество может устойчиво существовать только в той биосфере, которая его сегодня окружает;

  • при определённой нагрузке биосфера сломается, похоронив под обломками человечество. Величина критической нагрузки известна. Биосферу нельзя уговорить подождать или пожалеть;

  • чем более разнообразна биосфера – тем она устойчивее, нет более ценных и менее ценных видов живых организмов;

  • Россия и российский народ имеют все условия для устойчивого развития за счёт своих собственных ресурсов;

  • устойчивое развитие человечества на Земле достижимо только совместными усилиями всех народов;

  • люди умеют договариваться, чтобы мирно жить сообща. Исключения есть всегда, и всегда есть способы с ними справиться.

Многие из сформулированных положений, безусловно, заслуживают самого пристального внимания.

    1. Международные аспекты экологической концепции России.

Характерной чертой экологической ситуации в мире в настоящее время является её межнациональный характер. При этом для России в международном плане приоритетное значение имеют:

  • разработка мер по предотвращению опасного воздействия глобальных и трансграничных экологических процессов;

  • активное участие России в разработке международных мер, способствующих уменьшению техногенного воздействия на биосферу;

  • обеспечение экологических интересов России при проведении внешнеэкономической деятельности.

Признавая приоритет норм международного права в охране и использовании природных богатств, российская экологическая концепция исходит из необходимости создания особого надгосударственного международного органа, который следует наделить властными полномочиями для осуществления контроля за состоянием народонаселения во всех странах мира и решения других планетарных экологических проблем.


  1. Средства обеспечения реализации экологической концепции России.


Можно выделить несколько основных положений механизма реализации экологической концепции России:

    1. Постоянное и неуклонное увеличение доли средств государственного бюджета, направляемых на охрану окружающей среды и природных ресурсов, что способствует повышению уровня устойчивости экосистем природных зон России и обеспечивает людям, социальным группам и обществу в целом право на проживание в чистой природной среде.

    2. Поэтапное формирование экологического механизма защиты окружающей среды и природных ресурсов, обеспечивающего устойчивое их воспроизводство.

    3. Поэтапное формирование нормативно-правового механизма, соотносящего развитие всех сфер общественного производства, его отраслей, отдельных предприятий и всех членов общества с реальным состоянием природных ресурсов и условиями окружающей среды.

    4. Решение вопросов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе широкой информированности населения о состоянии природы, экономики, здравоохранения при организующей деятельности всех органов государственной власти и общественных организаций.

Экологическая концепция совершенствуется с изменением законодательства, при этом важно, чтобы адекватно происходила и экологизация хозяйственной и иной деятельности России. Предприятия всех форм собственности обязаны принимать меры, гарантирующие безопасность окружающей среды. Намечено создание постоянно обновляемых экологических карт в стране.

Наряду с совершенствованием законодательства создаётся система природоохранительных прокуратур.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!