ЭРМИТАЖ
Первый Зимний дворец в Петербурге
- Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале 18 века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовавшись этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеевича, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой.
- В1711 году специально к свадьбе ПетраI и Екатерины архитектор Маторнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маторнови был удален отдел и строительство возглавил Трезини. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император.
Третий Зимний дворец
Зимний дворец
- в 1731 году перестройкой дворца занялся русский архитектор Ф.Б.Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома принадлежавшие графу Апраксину, Морской академии, Рагузинскому и Чернышеву.
Зимний дворец
Зимою 1837 года из-за неисправности дымоходов во дворце вспыхнул пожар. Он бушевал три дня, оставив после себя лишь обгорелые стены. «Огонь хлестал из окон, каскадами лился по простенкам, бил фонтанами, взвивался, пробегал по карнизам, допытливо искал везде забытой пищи, и, сокрушив там и сям какой-нибудь ничтожный остаток, улетал в воздух, умирая в нем подобно зловещему метеору! .. долго после пожара площадь с утра до вечера была наполнена толпами, в грустном раздумьи безмолвно смотревшими на величественный и печальный вид гигантского остова»,— писал очевидец. Зимний дворец восстановили в невиданно короткие сроки.
- Восстановительные работы велись под руководством архитекторов В. П. Стасова (1769—1848) и А. П. Брюллова (1798—1877), в них принимало участие более 8 тысяч рабочих, и к весне 1839 года отделка главных залов была закончена.
Зимний дворец
- Зимний дворец считается основой Эрмитажа, так как это самое большое здание среди всех окрестных представителей.
Эрмитаж
- Эрмитаж начинает свою историю в 1764 году, когда императрица Екатерина II приобрела у берлинского купца Иоганна Эрнеста Гоцковского коллекцию из 225 картин голландских и фламандских художников XVII века..
- Эти картины были предназначены для короля Пруссии Фридриха II, однако поражение в Семилетней войне заставило его отказаться от столь дорогостоящей покупки. Поначалу картины размещались в тихих и уединенных уголках дворца, получивших название - эрмитаж
Эрмитаж
- Государственный Эрмитаж - один из известнейших мировых музеев, самый большой музей России . В переводе с французского, слово ermitage обозначает место уединения, келья, приют отшельника.
Эрмитаж
- Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной: Зимний дворец (1754–1762, арх. Б.Ф.Растрелли), Малый Эрмитаж (1764–1767, арх. Ж.Б.М.Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж( Большой Эрмитаж) (1771–1787, арх. Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (1839–1852, арх. Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783–1787, арх. Дж. Кваренги).
Эрмитаж
- В коллекцию музея входят более 3 миллионов экспонатов от каменного века и до наших дней - произведения живописи, скульптуры, графические работы, произведения прикладного искусства, археологические памятники и многие другие.
- Все шедевры расположены более чем в 350 залах
Малый Эрмитаж
- В 1767 году архитектор Ю.М.Фельтен, по приказу императрицы, возводит пристройку рядом с Зимним дворцом - с уютными гостиными и небольшой оранжереей. Здание получило название Малый Эрмитаж
Большой Эрмитаж
- В 1787 году завершилось строительство еще одного корпуса - Большого Эрмитажа
Здание Нового Эрмитажа
- После смерти Екатериной II, новые императоры продолжали пополнять коллекцию мировыми произведениями искусства, и уже в 1852 году в здании Нового Эрмитажа был торжественно открыт публичный Императорский музей.
В 1839—1850 годах по проекту мюнхенского архитектора Лео Кленце (1784—1864) было построено специальное музейное здание Нового Эрмитажа. Руководивший строительством Н. Е. Ефимов (1799—1851) при- илек к работе талантливых русских мастеров, которые создали ряд замечательных по отделке помещений. Стены облицованы искусственным мрамором разных цветов и оттенков: розовым, красным, оливковым, золотисто-желтым, молочно-белым. Залы украшают порфировые и гранитные колонны, мраморные, местами выложенные мозаикой, полы, массивные двери красного и кедрового дерева, и, наконец, необыкновенной красоты Вазы, чаши, канделябры, столы цветного камня, выполненные для Эрмитажа мастерами Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабрик.
Монументальное здание Нового Эрмитажа построено в 1839–1852 годах для размещения сильно разросшихся художественных коллекций
Здание Нового Эрмитажа
Вход, расположенный в центре главного фасада, со стороны нынешней улицы Халтурина, отмечен портиком с великолепными пятиметровыми фигурами атлантов из серого гранита работы скульптора А. И. Теребенева (1812—1859).
- После Октябрьской революции 1917 года Эрмитаж был объявлен государственным музеем, а его собрание пополнилась национализированными частными коллекциями.
- В начале 30-х годов XX века произошло самое ужасное событие в истории музея - были проданы многие его картины, в частности работы Рафаэля, Ян Ван Эйка, Тициана, Рембрандта.
- В настоящее время музей «Государственный Эрмитаж» имеет филиалы в Казани, Амстердаме, Лондоне, а в его залах проходят выставки многих известных музеев мира.
Это интересно:
- чтобы осмотреть всю коллекцию, задерживаясь у каждого экспоната всего
1 минуту, Вам придется потратить 8 лет жизни и пройти более 20 километров!
Многообразие коллекций Эрмитажа. Ныне собрание Эрмитажа состоит из 6 разделов:
- первобытной культуры,
- античного мира,
- культуры народов Востока,
- истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» – портреты героев Отечественной войны 1812, а также б. дворец Меншикова, Зимний дворец Петра I),
- нумизматики,
- западноевропейского искусства.
Отдел истории первобытной культуры
- Комплекс предметов из золота, серебра и драгоценных камней, найденных в кургане Майкоп на Северном Кавказе в конце 19 в., принадлежит к числу уникальных коллекций Эрмитажа. Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э. Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два (второй находится в Болгарии). Немало здесь и вещей, каких нет нигде больше.
Золотой гребень Общий вид и детали. Курган Солоха. IV в. до н.э
Сосуд с изображениями животных на фоне горного ландшафта Cередина III тыс. до н.э. Серебро
Золотая бляха IV-III вв. до н.э. Сибирская коллекция.
Отдел истории первобытной культуры
- Комплекс предметов из золота, серебра и драгоценных камней, найденных в кургане Майкоп на Северном Кавказе в конце 19 в., принадлежит к числу уникальных коллекций Эрмитажа. Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э. Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два (второй находится в Болгарии). Немало здесь и вещей, каких нет нигде больше.
Отдел истории первобытной культуры
- Среди памятников отдела выделяется единственная в мире, как по составу, так и по сохранности вещей, коллекция из раскопок курганов на Горном Алтае, проведенных С.И.Руденко в 1929–1949. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся предметы из меха, войлока, кожи, ткани, уцелевшие в обледенелых камерах курганов 6–4 вв. до н.э. Из одного из них, кургана Пазырык, происходит единственный в мире ковер, вытканный из шерсти в 5–4 вв. до н.э. (возможно, сделанный в Персии) и другой – из фетра с аппликациями местной работы.
Колесница и большой ковер из Пазырыкских курганов V-IV вв. до н.э. Алтай.
Золотой олень - украшение щита война. Из скифийского погребения VI в. до н.э. близ станицы Костромской (Прикубанье).
Античный отдел
- Античный отдел занимает весь первый этаж Нового Эрмитажа. В нем экспонируют скульптуры, вазы, изделия древних ремесленников. Среди них выделяются колоссальная статуя Юпитера (3,5 м высоты), высеченная римскими мастерами 1 в. н.э. и Венера Таврическая, приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало.
- Уникальные изделия древних мастеров были обнаружены при раскопках греческих городов Крыма. Феодосийские серьги тончайшей виртуозной работы (4 в. до н.э.), подвески с изображением Афины (начало 4 в. до н.э.) и ряд других античных предметов из золота пользуются мировой известностью.
Античный отдел
Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана. Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев (96-69 гг.). В древности статуя Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии , но не дошедшая до наших дней считалась одним из чудес света. Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка римских богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.
Статуя Юпитера
Зал Юпитера
Античный отдел
Венера Таврическая – первая античная статуя, привезённая в Россию.
Клио. Муза истории
Афродита (Венера Таврическая)
Античный отдел
Статуя Лаокоона работы Паоло Андреа Трискорни, приобретенная у автора в 1798 г. Копия со скульптурной группы , найденной в 1506 г. в Риме и находящейся ныне в Бельведере Ватиканского дворца. Группа сохранилась почти в целости. Утеряны только правая рука отца, по одной руке у сыновей и небольшие фрагменты змей. Это дало возможность копирующим скульптуру трактовать движение рук с некоторыми изменениями. Лаокоон - жрец Аполлона в Трое, предостерегавший троянцев, пожелавших принять подаренного греками деревянного коня. Аполлон послал двух змей, которые поглотили сыновей-близнецов Лаокоона Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоона, т.к. Лаокоон будучи жрецом Аполлона, ослушался, женившись против его воли. По другому рассказу, это произошло из-за гнева Афины. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу Лаокоон более всех сомневается в чистых помыслах троянцев ввести деревянного коня в город и посвятить его Афине. И чтобы испытать, не скрывается ли что-либо в нем, вонзает копье в его бок. Затем, когда он на морском берегу приносит быка в жертву Посейдону, подплывают по морю две огромные змеи, душат его с обоими его сыновьями и скрываются в акрополе под статуей Афины. В этом чуде троянцы видят подтверждение священного назначения подаренного коня, служить очистительной жертвой за оскорбление греками святыни Афины и принимают решение ввести его в город как дар. После чего наступает известная гибель Трои. Смерть Лаокоона и обоих сыновей его изображается в сохранившейся до наших дней скульптуре. Это знаменитейшее произведение изваяно родосцами Агесандром, Полидором и Афенодором ), время жизни которых неизвестно ( полагают около 50 до н. э.). Между тем как некоторые исследователи относят это произведение ко временам Александра Великого (356 до н. э.-323 до н. э), други относят его ко времени процветания родосской школы во времена царствования приемников Александра Македонского. А некоторые — ко временам Римской империи (с 30/27 до н. э. по 491 г от Рождества Христова). Вышеназванные родосские художники блещут виртуозностью и свои анатомические познания и вообще произвести на зрителя эффект. И им это великолепно удается! Лаокоон— «чудо искусства, свидетельствующее о тонком и благородном вкусе при решении столь трудной задачи и о глубоких познаниях при исполнении деталей, но вместе с тем — произведение, рассчитанное, очевидно, на эффект и сравнительно с произведениями прежнего времени отличающееся до некоторой степени театральным характером. В то же время в этом произведении пафос доведен до такой степени, до какой это было возможно по воззрениям античного мира и насколько это допускала техника ваятельного искусства» писал о скульптуре О. Миллер.
Лаокоон с сыновьями. Эрмитаж.
Античный отдел
Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел
Геракл (Геркулес) Римская скульптура II в. по греческому оригиналу IV в. до н.э.
Боги Древнего Египта. Осирис и Исида
Отдел Востока
- Редкими коллекциями располагает отдел Востока. В нем находятся памятники древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Урарту (государства, существовавшего на территории Армении в 8–6 вв. до н.э.).
Памятники древнейших цивилизаций Египта
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=675&sessionid=bd9e72ed83bab47da53a57148157da99
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист. Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище). Дерево. X век до н.э.
Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона (известняк). Середина XV в. до н.э.
- Наряду с ними хранятся предметы, созданные мастерами Китая, Индии, Византии, Турции и других стран Востока. Среди них немало знаменитых коллекций, каких нет больше нигде в мире, как например выдающееся собрание «сасанидского серебра» – иранской художественной посуды (3–7 вв.), украшенной изображениями сцен охоты, животных, птиц. Подобной коллекции нет ни в самом Иране, ни в других странах.
Отдел истории русской культуры
- В залах второго этажа Зимнего дворца разместил свои коллекции самый молодой отдел музея — отдел истории русской культуры, основанный в 1941 году. В настоящее время здесь развернуты следующие выставки: «Русская культура VI—XV века», «Материалы по истории русской культуры конца XVII — первой четверти XVIII века», «Материалы по истории русской культуры середины и второй половины XVIII века», «Материалы по истории русской культуры первой четверти XIX века».
Отдел истории русской культуры
- В отделе русской культуры представлены памятники, отражающие различные этапы развития искусства нашей страны. Здесь хранятся картины, скульптуры, художественные предметы. Особой популярностью у посетителей музея пользуются экспонаты, переданные в Эрмитаж из «кабинета Петра Великого», куда после его смерти поступили его личные вещи: станки, инструменты, предметы, сделанные им самим (например, люстра из слоновой кости), а также «Восковая персона» – документальный портрет Петра I, созданный скульптором Б.К.Растрелли (отцом архитектора Б.Ф.Растрелли) сразу после смерти царя. Б.К.Растрелли снял посмертную маску с лица, рук, ног Петра I, чтобы быть максимально точным.
Ларец резной кости. Конец XVII - начало XVIII в.
Часы "яичной фигуры" работы И.П. Кулибина 1765-1769 гг.
- Большой известностью пользуются уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком Иваном Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II. Механизм состоит из 427 частей. Каждый час открываются дверцы и в сопровождении церковного песнопения выступают маленькие фигурки, которые разыгрывают евангельскую сцену. В полдень часы играют мелодию, сочиненную самим И.Кулибиным.
Часы "яичной фигуры" работы И.П. Кулибина 1765-1769 гг.
- Кулибин работал над часами свыше трех лет (1765—1769 годы) и выполнил их так добротно, что они идут и сейчас.
Кулибин — один из тех самобытных талантов, которыми даже в тяжкие времена крепостничества была богата Россия; сделанные им часы воспринимаются как подлинное чудо точной механики.
- К отделу русской культуры относятся и парадные залы Зимнего дворца. Многие из них связаны с важными событиями истории страны. Так, в галерее 1812 прославляются герои этой войны, благодаря которым была одержана победа над французской армией.
Отдел западноевропейского искусства
- В отделе западноевропейского искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфор, изделия из серебра, шпалеры, оружие. Среди них немало выдающихся коллекций и подлинных шедевров.
Отдел западноевропейского искусства
- Так, например, лучшее за пределами Голландии собрание картин Рембрандта (26 картин), 42 картины П.П.Рубенса , 2 картины Леонардо да Винчи, произведения великих мастеров Франции разных эпох (живописцев – Н.Пуссена , А.Ватто, Ж.О.Д.Энгра, Э.Делакруа, К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна , скульпторов – Ж.А.Гудона, О.Родена ).
П. П. Рубенс. Персей и Андромеда. 1620—21 гг.
Около 1620-1621 годов Рубенс создает картину "Персей и Андромеда". В греческом мифе, из которого художник заимствовал сюжет, рассказывается о прикованной к скале красавице Андромеде, которую должно было растерзать выплывающее из моря чудовище. На этой скале ее и увидел юный герой Персей, когда после долгого пути достиг царства Кефея.
Уже близко чудовище. Оно приближается к скале, широкой грудью рассекая волны, подобно кораблю, который несется по волнам, как на крыльях, от взмахов весел могучих гребцов. Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей на своих воздушных сандалиях взлетел высоко в воздух. Тень его упала на море, и яростно ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч... Бешено бьет по воде чудовище своим рыбьим хвостом, и тысячи брызг взлетают до самых вершин прибрежных скал. Пеной покрылось море... Удар за ударом наносит Персей. Кровь и вода хлынули из пасти чудовища, пораженного насмерть... Быстро понесся могучий сын Данаи к скале, которая выдавалась в море, обхватил ее левой рукой и трижды погрузил свой меч в широкую грудь чудовища. Окончен ужасный бой.
Но в сюжет античного мифа Рубенс внес некоторое изменение: он ввел крылатого коня Пегаса, на котором прилетел Персей. Рубенса занимал не сам подвиг Персея, не борьба и сопротивление, а ликование по поводу уже свершившейся победы, когда радостные крики раздались с берега и все славили могучего героя.
В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной. И эту художественную задачу Рубенс разрешает с такой полнотой, с такой захватывающей силой, какая до сих пор у него почти не встречалась.
Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности. Непреодолимая сила, ворвавшаяся, подобно вихрю, откуда-то извне, дает всей композиции и клубящимся, как в водовороте, движениям единое направление. И гордый конь, дугой выгнувший шею, широко разметавший свои крылья и еле сдерживаемый маленьким амуром, и стремительно летящая богиня Славы в своих развевающихся одеждах, и шагнувший вперед Персей - все они как бы притягиваются фигурой Андромеды, склонившейся навстречу своему спасителю. Светлое пятно ее тела - доминирующий центр, красочное пятно всей картины.
Замыкая собой композицию слева, Андромеда заставляет повернуться вспять весь этот поток движения, который завершает свой круговорот где-то за пределами рамы, исчезая вместе с драконом, только частично попавшим в картину.
В это движение пришли как будто даже сами краски картины. Прежде изолированные друг от друга локальные цвета теперь объединяются в единый красочный поток, в котором отдельными пятнами сверкают только синяя одежда богини, красный плащ Персея и его темный панцирь, оттеняющий белизну тела Андромеды.
Эту картину Рубенс писал тоже густыми красками. Но основной целью художника в "Персее и Андромеде" было достигнуть воздушности и светящейся прозрачности, поэтому иногда прямо по светлому теплому грунту он накладывает жидкие краски, оставляя просвечивать и грунт, и подмалевок. Человеческая фигура, окутанная этой живой атмосферой, теряет свою определенность и резкость очертаний. Даже немного грузная фигура Андромеды дана в таком чарующем обаянии цветущей молодости, что изображение этого обнаженного тела может служить непревзойденным образцом живописного мастерства.
Картина "Персей и Андромеда", казалось бы, изученная многими искусствоведами, тем не менее во многом остается загадочной. По сей день "творческая история" ее остается неизвестной. Что именно послужило Рубенсу толчком к возникновению самого ее замысла: было ли естественное желание самого художника написать данное полотно или это результат какого-то специального заказа? Х.Г. Эверс считал это изображение свадебным (правда, он исходит из неверной датировки картины - 1609- 1611 годы) и связывал его с женитьбой Рубенса или его брата Филиппа.
Рубенс написал две картины на этот сюжет. Второй вариант, исполненный им почти одновременно с первым, сейчас находится в Берлинском музее. Кроме того, та же самая композиция была повторена им, в увеличенном виде, на фасаде его дома в Антверпене.
Рембранд «Возвращение блудного сына»
П. П. Рубенс. Союз Земли и Воды. Ок. 1615 г.
Размер полотна 223х181 см, холст, масло. Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Рубенс написал эту картину около 1618 года. Между 1798 и 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа у князя Киджи (Италия, Рим)».
- Картин Леонардо да Винчи дошло до настоящего времени очень мало, и две из них, хранящиеся в Эрмитаже, составляют значительную долю его художественного наследия. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше картин Леонардо на эту тему не сохранилось.
Леонардо да Винчи
Мадонна Бенуа, Мадонна с цветком
Мадонна Литта
Даная. Рембрандт
- Картина была создана в 1636 году, а спустя десятилетие сам автор внес в нее целый ряд значительных изменений.. К легенде о Данае обращались художники, начиная с эпохи античности. Однако, именно в интерпретации Рембрандта античный миф приобрел необычайную глубину и многоплановость, а изображение обнаженной женской фигуры, столь смелое для голландского искусства XVII века, и по сей день воспринимается как одно из самых прекрасных и впечатляющих в истории живописи.
Царю Аргоса, самого древнего и могущественного из городов Арголиды, Акрисию было предсказано оракулом погибнуть от руки внука. Встревоженный царь приказал заточить красавицу дочь Данаю в глубокое подземелье, чтобы она никогда не стала матерью. Но нет преград для всевидящего и всемогущего Зевса! Он проник сквозь решетку медного терема, служившего девушке темнице, звонким золотым дождем. Даная родила прекрасного младенца, назвав его Персеем . Через десять лун Акрисий, проходя мимо подземелья, услышал голос ребенка и догадался, что его предосторожности не помогли. Рассвирепев, он приказал слугам сбить деревянный ящик, сам посадил туда дочь с внуком и безжалостно столкнул их в бурное море. Услышали нереиды детский плач, увидели сквозь щели в досках младенца и залюбовались им. Прекратив свои буйные забавы, они понесли ящик, качая его на плечах, как люльку, к каменистому островку, чье имя Сериф. И задремал Персей на руках у Данаи, плывя навстречу своей великой судьбе. В то утро у берегов Серифа промышлял один из рыбаков, Диктис. Почувствовав, что сеть зацепила нечто тяжелое, он подтянул этот предмет багром и поднял на лодку. И развалился ящик. Из него вышла молодая женщина невиданной красоты со спящим младенцем. От удивления вскинул рыбак вверх руки и воз нес молитву богам, пославшим такой необыкновенный улов. В бухточку, куда причалила лодка, собрались стар и млад. Явился и царь острова Полидект. Глядя с восхищением на Данаю, он протянул ей руку. — Меня не интересует, — сказал царь, — за что ты потерпела такую суровую кару. Я беру тебя в свой дом. А твою дочь накормят пастухи… — Это не дочь! — гордо проговорила Даная, разворачивая младенца.- Это сын, сын Зевса. Многие простые люди упали на колени или преклонили головы. Полидект же не шевельнулся. По его губам скользнула недоверчивая улыбка. Шли годы, Персей с матерью жили в доме царя, а Полидект не оставлял надежд сделать Данаю своей женой. Но гордая аргивянка отвечала на все его просьбы отказом. Ей ли, замеченной самим Зевсом, быть женой смертного! Любуясь сыном, она размышляла о его будущем. «Известно ли о нем Зевсу? Почему он не дает знака своей милости? Может быть, опасается мстительной Геры?» Все меньше оставалось у Полидекта надежд. Теперь Персей смог бы защитить мать, и царь решил от него избавиться. Вызвав юношу к себе, он сказал: — Долго ли ты будешь сидеть здесь под крылом матери? В твоем возрасте даже те, у кого отцы простые смертные, совершают великие подвиги. — Я готов сделать все, что ты прикажешь, царь,- спокойно ответил Персей. — Тогда принеси мне голову горгоны Медузы. Да поможет тебе в этом твой отец Зевс.
Энгр Жан Доминик Портрет графа Н.Д.Гурьева 1821
- Энгр, один из самых блистательных портретистов XIX века, представлен в Эрмитаже единственной работой - портретом участника войны 1812 года, дипломата Н. Д. Гурьева. Подчеркивая неповторимо индивидуальное в облике русского вельможи, художник выявляет в нем внутреннюю значительность и чувство собственного достоинства. Точный рисунок в сочетании с тщательной моделировкой придает портрету поистине классическую чеканность форм.
- Коллекция занимает 52 зала Зимнего дворца, 2 этажа. Особенным вниманием посетителей музея пользуется французское искусство конца 19 – начала 20 вв., от импрессионистов до А.Матисса и П.Пикассо . В Эрмитаже 37 картин Матисса (в т.ч. Танец и Музыка), 31 картина Пикассо.
Пикассо Пабло-и-Руис Три женщины 1908
- Одна из самых значительных кубистических картин, к которой было создано около 70 эскизов. Пикассо осмысляет традиционный в европейском искусстве мотив трех граций. Вся группа напоминает кристалл, в структуре которого уравновешиваются движение и статика. Господство пластического начала подчеркнуто решительным преобладанием красновато-коричневых тонов, сдерживающих своей материальностью тот порыв, что заложен внутри композиции.
Матисс Анри Музыка 1910
Матисс Анри Танец 1910
- "Танец", составляющий вместе с "Музыкой" декоративный ансамбль, был заказан С.И.Щукиным для украшения лестницы его особняка в Москве. Мотив хоровода, бытовавший в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса, у Матисса воплощает ритм и экспрессию XX века.
Микеланджело
Огюст Роден «Вечная весна» Начало 1900 - х гг.
Среди девяти представленных работ Родена можно видеть такие произведения, как "Бронзовый век"(1871), "Вечная весна" (после 1884), "Поэт и муза" (1905), "Ромео и Джульетта" (1905), "Портрет В.С. Елисеевой" (1906), "Портретная маска Ханако" (1908).
© Государственный Эрмитаж, 2011 Все права защищены
Огюст Роден Поэт и муза (1905)
Портрет Петра I
работы М.В Ломоносова.
Мозаика. 1755-1757 гг.
Галерея 1812 года
- Галерея 1812 года была воспета Пушкиным как памятник русской славы:
- У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом: Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. .................................. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. («Полководец»)
Георгиевский зал Зимнего Дворца.
Из галереи дверь ведет в Георгиевский зал Зимнего дворца, отделанный белым каррарским мрамором, с замечательным паркетом, узор которого набран из 16 пород ценного дерева. В этом огромном зале, площадью 800 кв. м, выставлена карта Советского Союза из камней-самоцветов, выполненная в технике мозаики группой мастеров-камнерезов, ленинградцев и свердловчан в 1937 году.
Из галереи дверь ведет в Георгиевский зал Зимнего дворца, отделанный белым каррарским мрамором, с замечательным паркетом, узор которого набран из 16 пород ценного дерева. В этом огромном зале, площадью 800 кв. м, выставлена карта Советского Союза из камней-самоцветов, выполненная в технике мозаики группой мастеров-камнерезов, ленинградцев и свердловчан в 1937 году. Советские мастера выступили достойными преемниками русских умельцев: живописно и вместе с тем очень точно из 45 тысяч кусочков камней на поверхности карты, равной 27 кв м, передан рельеф местности — зелень долин, белоснежные вершины гор, синева морей и океанов, коричневые контуры горных кряжей. Переливаются и горят бриллианты на рубиновой звезде, отмечающей на карте столицу нашей Родины — Москву.
Советские мастера выступили достойными преемниками русских умельцев: живописно и вместе с тем очень точно из 45 тысяч кусочков камней на поверхности карты, равной 27 кв м, передан рельеф местности — зелень долин, белоснежные вершины гор, синева морей и океанов, коричневые контуры горных кряжей. Переливаются и горят бриллианты на рубиновой звезде, отмечающей на карте столицу нашей Родины — Москву.
Георгиевский зал Зимнего Дворца.
- Георгиевский (Большой Тронный зал) был создан по проекту Дж.Кваренги в 1790-х гг. и на протяжении двух веков претерпел ряд изменений. Первоначальная художественная отделка зала была уничтожена пожаром 1837 г.
При восстановлении Георгиевского зала В.П. Стасов сохранил архитектурное решение своего предшественника, но придал интерьеру другой характер. Вместо цветных мраморов в отделке был использован белый каррарский мрамор, а кессонированный потолок с золочеными бронзовыми тягами и орнаментами заменил расписной плафон.
Петровский зал
- Это небольшое по размерам, но одно из самых роскошных по отделке помещений, стены которого затянуты малиновым бархатом, шитым серебром. На возвышении стоит серебряный золоченый трон, служивший всем русским царям. Петровский зал соединен Гербовым залом с Военной галереей 1812 года.
Отделка Петровского (или Малого Тронного зала) осуществлена по проекту архитектора О.Монферрана в 1834 году. Ниша, в которой установлен трон русской работы начала ХVIII века, украшена беломраморными каннелированными колоннами с позолотой. Над троном - портрет Петра I с богиней мудрости Минервой работы итальянского художника ХVIII века Дж.Амикони. Стены Петровского зала обиты малиновым лионским бархатом, расшитым серебряными двуглавыми орлами. Торжественный и величественный интерьер Тронного зала дополняют расписной потолок и великолепный паркетный пол из ценных пород дерева. Посвященный памяти Петра Великого зал после пожара 1837 года был восстановлен В.П.Стасовым, приложившим все усилия, чтобы придать ему первоначальный облик.
Малахитовый зал
- Памятниками октябрьской революции являются Малахитовый зал, где происходили последние заседания Временного правительства,
Гербовый зал
- Гербовый зал архитектор Стасов оформил по собственному проекту. Используя характерную для русского классицизма композицию колонного зала, архитектор добился торжественной внушительности тяжелых, сплошь вызолоченных колонн роскошного коринфского ордера, лежащих на них верхних галерей и портиков, обрамляющих входы.
Гербы и дали название залу, который олицетворял собой единение империи и императора: здесь проходили приемы государем представителей городов, губернского дворянства, сословий. В наши дни Гербовый зал, как и другие залы Зимнего дворца, является выставочным помещением.
- По обе стороны от входов располагались скульптурные группы - русские витязи с копьями, на которых были укреплены щитки с гербами российских губерний. (Сейчас они укреплены по краям золоченых бронзовых люстр, украшающих зал.) В Гербовом зале Эрмитажа экспонируется богатейшая коллекция западноевропейского серебра XVII-XVIII веков.
Золотая гостиная Зимнего дворца
- Золотая гостиная - один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца была создана также к 1841 г. А.П. Брюлловым. Обильная позолота покрывает сложный лепной декор коробового свода, двери, великолепные резные карнизы с вензелями Марии Александровны и орнаменты стен (сплошное золочение стен было выполнено позднее).
Камин с мозаичным панно Джоаккино Ринальди «Руины Пестума», обрамление зеркала яшмовыми колоннами, золоченые бронзовые люстры причудливого рисунка, дополняли убранство парадной гостиной императрицы. Занавеси и обивка мебели первоначально были пунцового цвета. Более поздние редакции оформления гостиной, выполненные А.И. Штакеншнейдером в 60-е гг. и В.А. Шрайбером в конце 1860-х и 70-х гг. существенно не изменили ее облик. Вероятно, именно Шрайбер вызолотил полностью стены помещения. После реставрации 1961 года зал заново позолотили, пунцовый штоф заменили голубым, точно повторяющим прежний узор.
Золотой гостиной в витринах, созданных по проекту Л. Кленце, экспонируются произведения глиптики (камнерезного искусства). В 1787 году императрица Екатерина II, особой коллекционерской страстью которой были резные камни, приобрела в Париже у Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского (прозванного Эгалите) за 450.000 ливров полторы тысячи гемм родовой коллекции герцогов Орлеанских - младшей ветви королевской династии Франции. Во французской столице утрата этого собрания, более полутора столетий хранившегося во дворце Пале-Рояль, была воспринята как настоящая сенсация европейского масштаба. Приобретение русской императрицей Кабинета, являвшегося национальной гордостью Франции, даже в наше время резонно расценивается в одном ряду с покупкой ею же библиотек Вольтера и Дидро. Переместившись с берегов Сены на берега Невы, великолепный художественный комплекс сразу же оказался поглощенным стремительно растущим собственным собранием гемм Эрмитажа, которое его коронованная обладательница называла «бездной». Устроители выставки предприняли попытку частичной исторической реконструкции старой коллекции, складывавшейся усилиями многих поколений и вобравшей в себя содержимое других (более ранних) кабинетов резных камней. Самые ранние представлены на выставке с максимально возможной полнотой, хотя поддавались воссозданию труднее всего, а жесткий количественный и качественный отбор коснулся двух более крупных поздних комплексов. В витринах пирамидальной формы соответствующие разделы экспозиции знакомят с отдельными геммами из собраний XVI-начала XVIIIв., принадлежавших Лоренцо Медичи, Фульвио Орсини, Питеру Паулю Рубенсу, Микеланджело де Лашоссу. Ядром собрания в 1685 г. стала коллекция гемм Гейдельбергского замка, унаследованная и приумноженная Елизаветой-Шарлоттой, принцессой Палатинской, выданной замуж за герцога Филиппа Орлеанского - брата французского короля Людовика XIV и получившей титул "Мадам". Благодаря этому династическому браку Кабинет гемм и перешел в руки герцогов Орлеанских. Один из них -Луи - в 1741 г. приобрел знаменитое парижское собрание резных камней Пьера Кроза. В завершающих экспозицию приоконных витринах выставлены приобретения последних владельцев коллекции до покупки ее Екатериной П. В итоге, выставка, построенная на этих принципах, вместила в себя 500 гемм - треть общего состава Кабинета, насчитывавшего ко времени его продажи почти 1500 предметов. Они датируются временем от IV в. до н. э. до середины XVIII столетия. На миниатюрной поверхности камней-самоцветов предстают вырезанные мастерами Древнего мира, Византии и Западной Европы в технике углубленной (инталии) и рельефной (камеи) резьбы мифологические, религиозные, портретные, анималистические и иные сюжеты и образы. Внутри каждого раздела геммы, как в старинных каталогах, представлены в следующем порядке: головы, бюсты, группы, фигуры, христианские сюжеты, портреты, животные, надписи. Зримо воплощая важные вехи формирования собрания и одновременно отражая своеобразие личности бывших владельцев небольших групп гемм и целых коллекций, вошедших в его состав, выставка напоминает о том почетном месте, какое отводилось резным камням, ныне практически ушедшим из художественной практики европейских народов. Немаловажна и сама по себе возможность взглянуть на старые коллекции новыми глазами: их демонстрация дает повод для уточнения или даже пересмотра привычных атрибуций и датировок. Дополнительно демонстрируются описания, каталоги и гравюры, посвященные геммам герцогов Орлеанских, а также виды замков и дворцов, в которых они пребывали до Эрмитажа.
Будуар императрицы Марии Александровны
- Будуар, расположенный между парадным кабинетом и Синей спальней, был создан в 1853 г. по проекту архитектора Г.А.Боссе. Будуар оформлен в стиле второго барокко, вошедшем в моду в середине 19 столетияПрихотливые золоченые орнаменты, стелющиеся по поверхности стен и потолка, охватывающие арку с фигурами кариатид, драпировки и уютная мебель, формы которой вторят барочным образцам, создают атмосферу изнеженного комфорта.
Царица ваз. Эрмитаж
- «Царица ваз» — название большой колыванской вазы из зелёно-волнистой яшмы. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелено-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана большая часть камня длиной 5,6 м. Вскоре после этого, управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи, добытого монолиты яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников. К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась емкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши. 19 февраля 1843 года поезд из впряженных в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста . Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем . В 1845 году «Царицу ваз» было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.
Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».
Часы Павлин
- Первой оживает сова: ее клетка вращается, звеня укрепленными на ней колокольчиками. Сова вертит головой, хлопает глазами, одна лапа ее то опускается, то поднимается, как будто птица отбивает такт мелодичному звону. Когда затихает музыка и замирают движения совы, с легким шумом распускается великолепный павлиний хвост. Сверкнув золотом своих перьев, павлин быстро поворачивается, а когда хвост опускается, павлин возвращается в первоначальное положение. Последним, хрипло кукарекая, пробуждается петух.
- Знаменитые часы «Павлин» Д. Кокса, сделанные из позолоченной меди, сейчас выставлены в Павильонном зале Эрмитажа. Первоначально позолота была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудный, а его туловище местами покрывали цветные лаки. Когда механизм часов заведен, то скрытые в их основании колокольчики начинают отбивать четверти и часы, а в определенное время шевелятся фигурки птиц.
Часы были куплены князем Г.А. Потемкиным-Таврическим в 1780 году, но до начала 1790 года описание их не встречается нигде. Первое упоминание знаменитого теперь «Павлина» принадлежит Г.Г. Георги, который в своей книге «Описание столичного города Санкт-Петербурга» говорил о них следующее: « В одной из комнат сего дворца есть искусная работа одного англичанина, имеющая вид кряжа, во внутреннем расположении коего играют куранты и в самое то время сова бьет такт, павлин поднимает крылья, а петух поет. Механик Кулибин привел оные в прежнее их состояние и действие». Действительно, без великого русского механика-самоучки И.П. Кулибина эта великолепная машина осталась бы в безвестности. Из Англии часы были привезены герцогиней в разобранном виде и, вероятно, еще лет десять лежали бы где-нибудь в дворцовой кладовой, теряя свои части и детали. Например, из 55 граненых хрусталей, лежащих на основании часов, к 1791 году уцелел лишь один. В кладовой Таврического дворца мастер И.П. Кулибин нашел 10 больших ящиков (наполовину развалившихся) и две корзины, в которых и были сложены детали и механизмы к этим часам. Он привез их к себе на Васильевский остров, где жил в доме Академии наук, и с первого взгляда гениальный самоучка увидел, что к часам недостает нескольких очень важных механизмов.
Серебряная гробница Александра Невского
- На особой выставке, в зале серебра, демонстрируются русские серебряные изделия конца XVII — начала XX века. Среди них—гробница Александра Невского, представляющая собой монументальный скульптурно-архитектурный комплекс. Саркофаг богато орнаментирован и украшен барельефами с изображением сцен из жизни Александра Невского.
Гробница украшена чеканным орнаментом и головками херувимов. На передней её стороне помещены барельефы, изображающие славные события из истории русского народа, связанные с полководческой деятельностью Александра Невского: победу над шведами на Неве в 1240 г., освобождение Пскова в 1242 г., победу над немецкими рыцарями на Чудском озере - Ледовое побоище в 1242 г. На боковых сторонах гробницы помещены барельефы, изображающие прибытие Александра Невского в Городецкий монастырь и смерть его в 1263 г. На четвёртой стороне гробницы выгравированы стихи М.В. Ломоносова: «Святый и храбрый князь здесь телом почивает; Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо Петру споспешствовал...» По обеим сторонам гробницы помещены чеканные группы воинских доспехов и оружия: кирасы, шлемы, щиты, мечи, копья, булавы, бердыши, знамёна и др. Фоном гробнице служит трёхъярусная декоративная пирамида, обложенная листовым чеканным серебром. На углах пирамиды две фигуры ангелов держат щиты с гравированными надписями, также составленными М.В. Ломоносовым. На левом щите указано, что прах Александра Невского «укротившего варварство на Востоке, низложившего зависть на Западе», был перевезён Петром I «на место древних и новых побед», т.е. на берега Невы, в 1724 г. На правом щите надпись гласит о том, что гробница сооружена Елизаветой «из первообретённого при её благословенной державе серебра в 1750 г.
Малахитовая ротонда
- Уральский магнат предполагал, что Николай I установит ротонду в качестве беседки в одном из своих дворцовых парков. Однако русский царь, узнав об этом намерении, заметил в узком кругу: "С чего он взял, что я войду в эту клетку?» (Николай I недолюбливал Демидова за спесь, мотовство и жестокость). Тем не менее император от подарка не отказался и принял ротонду как должное. Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже.
- Неподалеку от Малахитовой гостиной красуется еще один малахитовый шедевр— ротонда (круглая в плане постройка,увенчанная куполом). Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок. С этой целью он сделал исключительно дорогостоящий заказ на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам.
Показанная на выставке в Париже ротонда вызвала всеобщее восхищение, хотя до сих пор непонятно, почему Николай I не использовал ее по назначению, а отправил на склад дворцового инвентаря. Возможно, царя покоробило панибратское обращение к нему Демидова, назвавшегося князем, которым он фактически никогда не был, а титул ку-пил у своего промотавшегося приятеля-итальянца. По этому поводу император высказался весьма язвительно: «Пусть он (А. Демидов) только там князем и остается». Вплоть до 1862 года ротонда хранилась на складе, а позже Александр I подарил «малахитовую сень» (как назвали этот шедевр) Свято-Троицкому собору Александрр-Невской лавры. Здесь она использовалась в качестве царского места. Во время богослужений император находился в ротонде под малиновым бархатным балдахином, украшенным двуглавым орлом. Через 90 лет (в 1952 году) советские власти передали ротонду Эрмитажу.
В рыцарском зале
Одним из самых посещаемых залов Эрмитажа является Рыцарский зал, в котором экспонируется вооружение средневекового рыцаря. Готический доспех XV века с заостренными контурами состоял из отдельных металлических пластин, скрепленных между собой ремнями. Такой доспех насчитывал до 160 пластин, вес его колебался от16 до 20 кг. В центре зала выставлены фигуры рыцарей в доспехах XVI века на конях, покрытых броней. Эта кавалькада воссоздает облик рыцарского войска, готового к бою или состязанию.
Одним из самых посещаемых залов Эрмитажа является Рыцарский зал, в котором экспонируется вооружение средневекового рыцаря. Готический доспех XV века с заостренными контурами состоял из отдельных металлических пластин, скрепленных между собой ремнями. Такой доспех насчитывал до 160 пластин, вес его колебался от16 до 20 кг. В центре зала выставлены фигуры рыцарей в доспехах XVI века на конях, покрытых броней. Эта кавалькада воссоздает облик рыцарского войска, готового к бою или состязанию. Появление огнестрельного оружия вызвало попытку за счет утолщения брони создать доспех усиленной прочности, вес которого достигал 40 кг. Такой доспех оружейник сдавал заказчику после контрольного выстрела из мушкета на расстоянии 100 шагов (в зале можно увидеть доспех с контрольной меткой - следом пули). Предшественником мушкета был арбалет - разновидность лука, тетива которого натягивалась с помощью специального механизма-коловорота. Болт, пущенный из арбалета на расстоянии 75 шагов, пробивал доспех рыцаря. Интересно крестьянское оружие, форма которого восходит к простейшим орудиям труда. Таковы боевая коса, боевой бич, боевой цеп. Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно породы тяжеловозов- дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари.
Копия лоджий Рафаэля
- В конце 1780-х годов в Эрмитаже была создана копия в натуральную величину (по сей день единственная в мире) лоджий Рафаэля. Группа мастеров-копиистов во главе с немецким художником X. Унтербергером семь лет работала в Ватикане. Фресковая стенная роспись копировалась на полотна, которые по частям отсылались в Петербург, где их натягивали на стены и потолки галереи, пристроенной Джакомо Кваренги к зданию Эрмитажа, галереи, повторявшей размеры и форму оригинала.
В издававшейся тогда газете «Санкт-Петербургские ведомости» публиковались объявления о том, что требуются рабочие, желающие «...для помещения Рафаиловых лож исправлять плотничьи, кровельные, слесарные, столярные, оконные и печные работы...» или объявление о потребности «...для помещения Рафаиловых лож алебастру казанского по 20 коп. за пуд...» и т. п.
- Во всех экспозициях Эрмитажа выставляют только подлинные вещи. Никаких копий, слепков среди них нет. Для показа коллекций отведено более 350 залов.