СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конец XVIII-начало XIX вв. дали миру многих литературных гениев, среди них – кёнигсбержец Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). Гофман родился в Кёнигсберге 24 января 1776 года, прожил здесь двадцать лет, получил юридическое образование, начинал свои первые робкие шаги в живописи, музыке, литературе.

Просмотр содержимого документа
«Эрнст Теодор Амадей Гофман»

Гофман

Конец XVIII-начало XIX вв. дали миру многих литературных гениев, среди них – кёнигсбержец Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).

Гофман родился в Кёнигсберге 24 января 1776 года, прожил здесь двадцать лет, получил юридическое образование, начинал свои первые робкие шаги в живописи, музыке, литературе. Живописи его обучал знаменитый художник Иоганн Готлиб Земан, музыке – соборный органист и композитор Христиан Вильгельм Подбельский (1741-1792). В то время в Кёнигсбергском университете преподавал великий Кант. Однако Гофман ни разу не пришел на его лекцию и даже не знал, как он выглядит. Здесь он встретил свою первую любовь – Дору Хатт, которая брала у Гофмана уроки музыки. Любовь к Доре была долгой, трепетной и трагичной для Гофмана. Дора была замужем, и слухи об их отношениях стали предметом широкого обсуждения среди кёнигсбергских обывателей. Гофману пришлось уехать в Глогау. Покидая Кёнигсберг, он надеялся, что обязательно вернется, но жизнь распорядилась иначе. Затем были Берлин, Познань, Плоцк, Варшава, Бамберг, Лейпциг, Дрезден… Тем не менее именно Кёнигсберг сыграл определяющую роль в творческом становлении писателя, чье творчество вошло в сокровищницу мировой культуры.

Фантастические новеллы и романы Гофмана – самое значительное достижение немецкого романтизма. Гофман принадлежит к тем писателям, художественный мир которых стал понятием нарицательным. Когда говорят о гофмановском образе или сюжете, имеют в виду причудливое соединение элементов реальности с фантастической игрой авторского воображения. До него романтики противопоставляли два мира – волшебства и реальности. Гофман же впервые соединил их. Он первым перенес место действия своих сказок, ночных этюдов и других фантастико-мистических видений в реальный конкретный современный мир. В отличие от ранних романтиков, которым окружающий мир рисовался лишь неким отсветом мира надреального, Гофман воспринимал действительность как объективную данность. Однако она иррациональна, так как невозможно обретение мировой гармонии в существующих конкретных обстоятельствах.

Гофман чутко чувствовал несправедливость общественного порядка, его враждебность развитию личности. Силы, чуждые современнику, выступали, как правило, в фантастическом обличье. В произведениях писателя нередко происходит раздвоение персонажей. Появление двойников связано авторским ощущением отсутствия целостности личности – сознание человека разорвано, устремленный к добру, он, подчиняясь таинственному импульсу, совершает злодейство. Гофман был первым среди писателей XIX века, открывших двойственность человеческой натуры.

Как и его предшественники по романтической школе, Гофман ищет идеалы в искусстве. Его излюбленный герой – музыкант, художник, поэт, который порывом воображения, силою своего таланта творит новый мир, более совершенный, чем тот, где он обречен существовать повседневно.

На рубеже веков в Кёнигсберге сложился круг поэтов-романтиков. Во главе их стал Макс Шенкендорф (1783-1817), организовавший также мужской союз поэтов «Венок Балтийского моря». Шенкендорф храбро сражался против Наполеона, а после битвы при Прейсиш-Эйлау основал патриотический журнал «Веста», который впоследствии был запрещен.

Остался в памяти литературного Кёнигсберга знаменитый драматург, поэт и прозаик Генрих фон Клейст (1777-1811). В 1805-1807 годах он состоял на службе в Кёнигсбергской палате имуществ. Именно тогда он закончил работу над комедией «Разбитый кувшин» (1806), приступил к написанию комедии «Амфитрион», трагедии «Пентесилея», а также новеллы «Михаэль Кольхаас».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!