СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Есенин, дай на счастье нежность мне к берёзкам и лугам, к зверью и людям…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - творческая мастерская для 11 класса

Просмотр содержимого документа
««Есенин, дай на счастье нежность мне к берёзкам и лугам, к зверью и людям…»»

МОУ СОШ№2


Урок – творческая мастерская

по литературе в 11 классе (2часа)


«Есенин, дай на счастье нежность мне

к берёзкам и лугам, к зверью и людям…»


Урок подготовила и провела

учитель Бондаренкова Е.Ю.

Демидов – 2009г.

Цель урока: 1) освоение уч-ся новой технологии работы со

стихотворным текстом; 2) развитие интереса к

предмету; 3) воспитание творческой личности

Эпиграф к уроку:

Плачут в небо осеннее об одном глухари:

«Нет Руси без Есенина. Нет и всё, хоть умри».

Упаду на колени я, помолюсь на зарю:

«Нет Руси без Есенина! Как «Аминь» говорю…»

Ход урока:

Творческое задание №1: найдите в стихотворениях Есенина строки, в которых родина и всё что с этим ассоциируется описано в голубых и синих тонах. Понаблюдайте, используя стихотворный сборник Есенина, изменяется ли цветовая гамма в творчестве поэта в различные периоды его творчества?

Творческое задание №2: одно из любимых средств художественного изображения в стих-ях Есенина – олицетворение (т.е живая природа, которая сопоставляется с образом человека). Найдите такие строчки, четверостишия, запишите их.

Творческое задание №3: Вы знаете, что многие стихи Есенина стали песнями (120 песен). Это связано с тем, что его поэзия тесно была связана с фольклором. Найдите музыкальные повторы в известных стихах поэта.

Читая стихи Есенина, важно видеть народные черты его поэтики. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных сказок, близок ощущением нерасторжимой связи с родной природой. «Есенин, дай на счастье нежность мне к берёзкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим»,- писал Е.Евтушенко.

Творческое задание №4.

Читаем стих-я «Песнь о собаке», «Собаке Качалова», «Исповедь хулигана», в одном из этих стихотворений необходимо найти художественные особенности и определить основную мысль.

В стих-и «Мы теперь уходим понемногу…» Есенин писал:

И на этой земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Творческое задание №5.

Слушая лучшие песни на стихи Есенина, попробуйте изобразить цветовые ассоциации на творчество поэта или отдельно взятое стих-е. Не забудьте озаглавить свою работу.

В конце урока уч-ся предлагается высказать всё, что они чувствовали и переживали на этом уроке.

Заключительной ноткой данного урока становится разучивание песни на стихи С.А.Есенина.

Можно прочитать стих-е Евтушенко «Указатель к Есенину».


На Ваганьковском кладбище робкий апрель

Продувает оттаявшую свирель.

Пахнут даже кресты чуть смущённо весной,

Продаётся в ларьке чернозём развесной.

И российскую землю к умершим на суд

В целлофановых мокрых мешочках несут.

Чьи-то пальцы вминают в неё семена

Чьи-то губы линяют, шепча имена,

И тихонько зовёт сквозь кресты и весну

Указатель: «К Есенину», - вбитый в сосну.

Сторожихи, сжимая лопат черенки,

Жгут бумажные выцветшие венки.

И поверх всех смертей и бессмертий глядят,

Серебря наконечники ржавых оград.

В каждом русском поверх его болей, обид

Указатель «К Есенину» - намертво вбит.

И приходит народ в чуть горчащем дыму

Не к могиле Есенина – просто к нему.

Здесь бумажных цветов и нейлоновых нет.

Понимает народ – не бумажный поэт.

Вот приходит, снимая фуражку, таксист,

После ночи без сна от щетины он сиз,

Но белейшую розочку – легче дымка,-

Словно вздох, тяжело опускает рука.

Раскрывает бухгалтер потёртый портфель

Из него вынимает пушистый апрель.

Серой вербы комочки – ну чем не цветы?

И крестьянской тоскою глаза налиты.

Достаёт гладиолусы бывший жокей

Из помятой газеты «Футбол – хоккей»,

И египетский, с птичьим обличьем цветок

Возлагает суворовец – сам с ноготок.

Кактус – крошку в горшочке студентка несёт.

Подошли бы сюда лебеда и полынь

И к рязанским глазам – васильковая синь.

Здесь читают стихи без актёров, актрис.

Парень. Чуб антрацитовый глыбой навис,

И в зрачках его тёмных, как пасмурный день,

Проступает есенинская голубень.

Чем он – чёртушка – русский народ подкупил?

Тем, что не подкупал и некупленным был.

Указатель: «К Есенину» - стрелка туда,

Где живёт доброта, где живёт чистота.

Указатель: «к Есенину – стрелка туда,

Где Россия вчера, и теперь, и всегда.

Славен тот, кто людей Лже – Христом не учил,

А вот жизнь хоть немножечко им облегчил.

( практическое задание см. приложение №3)