Игровой тренинг в летнем пришкольном лагере «Еще раз о дружбе»
Цель: информирование школьников о службе школьной медиации.
Задачи: - познакомить школьников с понятием школьная медиация;
- определить, кто такой медиатор;
- определить качества медиатора - определить способы реагирования людей в конфликтных ситуациях
18 июня отмечается международный день медиации. Сегодня я вам расскажу: Что такое медиация и какое имеет отношение к нам?
Там, где есть человек всегда есть конфликты. Желаем мы того или нет, но конфликт, это та реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день. поэтому очень важно вовремя сделать шаг навстречу примирению.
Конфликт – это столкновение интересов. Два друга Петя и Саша поссорились, потому что Петя считал кошек лучшими животными на Земле, а Саша считал, что собаки самые лучшие животные. Кто из них прав? Кто виноват?
Я вам покажу мультфильм и вы увидите к чему приводит конфликт.
Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как?
- Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его.
- Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он - слон.
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
-Слон похож на веер! - закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона.
-Он похож на дерево! - воскликнул он.
-Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку.
Этот человек нащупал слоновий хвост.
-Слон похож на копье,- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона.
- Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена! - он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот.
- Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею.
- Нет на веревку!
- Змея!
- Стена!
- Вы ошибаетесь!
- Я прав!
Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они так и не узнали, как выглядит слон.
- Ребята, как вы думаете, почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. - Были ли мудрецы на самом деле мудрыми? - Каким образом мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (Наличие другой стороны, точнее - медиатора).
Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.
Лет восемь назад было принято решение открыть в каждой школе школьную службу примирения. Школьная служба медиации (ШСМ) - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание и примирение.
Основным механизмом работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией, где ученик или куратор ШСМ выступает в роли нейтрального посредника (медиатора). Медиатор помогает всем участникам услышать и понять друг друга, а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт. Что такое медиация? Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Если вы:
…поругались или подрались;
…у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика;
…если вас обижают в классе и вы не можете разрешить эту проблему самостоятельно, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).
Символом медиации является апельсин. Про апельсин, тоже есть у медиаторов притча
Есть такая притча об апельсиновом дереве. Поспорили два человека, стоя под апельсиновым деревом, кому принадлежат эти апельсины по праву? «Тому, кто первый их заметил», — сказал один. — «Тому, кто увидел в них образ солнца», — сказал другой. Спор был жаркий и не принёс облегчения ни тому, ни другому. Каждый хотел завладеть апельсинами во что бы то ни стало. По счастью проходил мимо путник — к нему-то и обратились спорщики: — «Рассуди нас!» — «Для чего вам нужны эти апельсины?» — это всё, о чём спросил путник. — «Мне нужна их спелая мякоть, чтобы гости могли полакомиться на свадьбе моей дочери», — сказал один. — «Мне нужна их сочная кожура, чтобы сделать цукаты на свадьбу сына», — сказал другой. Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека. Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица…
Мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Кто такой друг? как вы понимаете?
Упражнение № 1 «Встанет тот…»
Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.
Игра “Пусть встанут те, кто…”
Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например:
“Пусть встанут те, кто любит читать книги
, кто умеет кататься на коньках,
у кого дома есть собака,
кто умеет готовить,
кто любит ходить по магазинам,
кто не любит мыть посуду,
кто любит каникулы,
у кого есть настоящие друзья»
Упражнение 2. Игра “Я возьму с собой в поход…”
– А сейчас я бы хотела провести с вами игру. Приглашаю всех вас в поход. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.
А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.
Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.
Итак, я беру с собой в поход термос с горячим чаем. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.
Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.
Упражнение 3 «Карандаши» Прошу выйти всех ко мне и встать по парам.
Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
А теперь станьте в круг
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
4. Присесть, встать. (10мин)
Дети садятся на места
Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Упражнение 4 «Пойми меня»
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй – ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.
Рефлексия
Дружить надо уметь. Стараться не ссориться, помогать друзьям. Дружбу можно сравнить с домом. Легко ли построить дом?
А также построили дом. Давайте прочтем названия кирпичей.
Мы с вами строили дом, я попрошу, чтобы один из вас вышел и вытащил кубик.
Почему же дом рухнул. Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за одно мгновение. Поэтому берегите дружбу и своих друзей.