СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Еще раз про любовь..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь-сложное и многогранное чувство. О ней много и часто говорят. Цель данного мероприятия -на примере лучших образцов любовной лирики показать высоту и красоту такого чувства как любовь…

Просмотр содержимого документа
«"Еще раз про любовь..."»

Государственное казённое профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

«Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»







Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия:

литературно-музыкальная композиция

«Еще раз про любовь».


Подготовила:

преподаватель русского языка и литературы Порошина Л.В..









Сергиев Посад

2019



Цели мероприятия :

-на примере лучших образцов любовной лирики показать высоту и красоту такого чувства как любовь;

-прививать интерес к русской литературе и глубокое понимание ее;

-воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое, искреннее чувство;

-развивать творческие способности обучающихся;

- побуждать к познанию, духовному самосовершенствованию. Участники мероприятия: ведущие, студенты техникума.

Эпиграф на доске:

«Любовь- одна, настоящая любовь несет в себе бессмертие, вечное начало, любовь- это сама жизнь, можно увлечься, изменить, вновь влюбиться, но истинная любовь всегда одна!»

З.Гиппиус.

Ход мероприятия:

/Звучит песня Стаса Пьехи/
Ведущий 1 : Много лет назад на экранах появился фильм с названием «Еще раз про любовь».
Ведущий 2: Действительно, столько написано о любви , столько стихов сложено, столько песен спето, столько признаний произнесено!
Ведущий 1 : Так что, тема закрыта?
Ведущий 2: Как бы не так…Приходят в мир новые влюбленные и говорят : «Еще раз про любовь…». Но и они не скажут о ней последнего слова. Это вечная тема, вечная , как сама жизнь. Любовь, по существу, является смыслом самой жизни, «…любовью держится и движется жизнь».
Ведущий 1 : Когда-то древнегреческий философ Платон рассказал поэтичный миф.
Ведущий 2: Давным-давно на земле жили удивительные существа- андрогины.Эти существа соединяли в себе мужское и женское начало, и поэтому они были удивительно сильны и независимы. Они черпали силу друг в друге и не нуждались в покровительстве богов. Даже Зевс стал их опасаться. Однажды он в гневе рассек эти существа пополам, смешал их и разбросал по свету. С тех пор половинки ищут друг друга , чтобы соединиться. И , когда находят, становятся счастливыми, сильными ,непобедимыми.
Ведущий 1 : Мы желаем вам найти свою половинку , единственную и неповторимую. Ведущий 2: Только не спешите! Вглядитесь пристальнее.Кто ваша, который ваш…
Ведущий 1 : Ты спросишь , можно ли научить любить и быть любимым? Ведущий 2: Нет, этому научить нельзя.
Ведущий 1 : Можно научить быть человеком : тонким, деликатным , внимательным , сердечным ,заботливым.А в любви человек равен самому себе . Любовь- это внутренняя тень человека , ее характер повторяет его характер . И то, какая она, зависит от того, каков человек.
(звучит саксофон)
Ведущий 2: Если возводить некий литературный пьедестал любви, то , несомненно , на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты.
Ведущий 1 : Это, пожалуй, самая красивая , самая романтичная , самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Ведущий 2: Двое влюбленных идут наперекор судьбе , несмотря на вражду между их семействами , несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени , а Джульетта согласна умереть , лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству . Ведущий 1 : Они погибают во имя любви , умирают вместе , потому что не могут жить друг без друга. Ведущий 2: «Нет повести печальнее на свете , чем повесть о Ромео и Джульетте».. .
Ведущий 1 : Впрочем , любовь бывает разной: страстной , нежной , расчетливой , жестокой , неразделенной…
(Песня «Жестокая любовь»)
Ведущий 2:
Нельзя не сказать о любовной лирике Пушкина .
Чтец: (читает 1 четверостишие стихотворения « Я помню чудное мгновенье»…)
Ведущий 1 : Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 г. В день ее отъезда из Тригорского , где она гостила у своей тетушки П.А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом .
Чтец: читает стихотворение « Я вас любил…»
Ведущий 2: Здесь внесено нечто новое ,чем просто стих о неразделенной любви. Пушкин оставляет выбор женщине , пусть даже произойдет он не в его пользу. Он не проклинает свою возлюбленную , а благодарит ее за то светлое чувство , которое было подарено ему. Автор акцентирует внимание на своей избраннице , а не на любви к ней. Пушкин говорит, что « унынье его не тревожит , чувствуется жизнеутверждающий характер стихотворения.
(Звучит песня «Ты -это я, я -это ты»)
Ведущий 1 : А почему мы все говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они? Нет. Век ХХ , век бурь, потрясений и потерь , принес в литературу два нетленных женских имени- Анна и Марина. Две женщины- две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей , обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.
Ведущий 2: Лирика Ахматовой - почти исключительно лирика любви .Сочетание нежности ,которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера , шепота любви и прямого языка страсти, интонацией отчаяния и веры , молитв и проклятий – все это отозвалось в ее стихах.
Чтец: То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
(Звучит романс на слова М.Цветаевой« Под лаской плюшевого пледа»)
Ведущий 1 : Это романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы – Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме, о величии женской любви в ХХ веке.
Ведущий 2: Любить для Цветаевой -всегда мочь! Поэтому, когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,- любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.

Ведущий 1 :Никто лучше , чем Цветаева , не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых , разлюбленных, оставленных любящих. Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает : женщина всегда права, когда страдает , женщина всегда прекрасна , когда любит. (Звучит песня« Зимняя ночь» на сл. Б. Пастернака в исполнении Аллы Пугачевой).

или

(Звучит песня на слова М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Ребята слушают. Музыка заканчивается.

Ведущий 2: В течение творческой жизни у большинства поэтов зарождаются строки, которые становятся апофеозом, и таковыми для Александра Кочеткова стали строки из « Баллады о прокуренном вагоне».
Это стихотворение имеет интересную историю создания , о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева . Лето 1932 года супруги провели у родственников , и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской , после чего нужно было пересесть на поезд Сочи- Москва. По воспоминаниям Нины Григорьевны , супруги никак не могли расстаться и , уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в последний момент все-таки уговорила мужа не ехать.Было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня . По истечении трех дней Кочетков уехал и , прибыв в Москву , узнал, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло с поездом Сочи- Москва.
Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели . В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна , было стихотворение « Баллада о прокуренном вагоне»…

Ведущий 1 :Все произошедшее заставило поэта задуматься о роли случайностей в жизни человека и о великой силе любви , способной уберечь человека от трагических перипетий судьбы. Несмотря на то ,что стихотворение было написано в 1932 году, напечатано оно было лишь спустя 34 года в сборнике «День поэзии». Однако еще до опубликования эти проникновенные строки никого не оставили равнодушными и передавались буквально из уст в уста, как и сама история его создания. После выхода в свет «Баллада о прокуренном вагоне» стала включаться в многочисленные сборники стихов как одно из лучших лирических произведений того времени.
Ведущий 2:Александр Кочетков написал много замечательных стихов, но он так и остался в памяти людей благодаря своей «Балладе...».
Ведущий 1 : Прошел не один десяток лет со дня ее написания, а строчки из этого стихотворения продолжают оставаться гимном всех влюбленных. И в любых жизненных ситуациях самое главное — это всегда следовать наказу поэта: «С любимыми не расставайтесь!». И тогда отступит даже неизбежное.

Чтец: Баллада о прокуренном вагоне (А.Кочетков)

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями ,

-,Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.

— Пока жива, с тобой я буду —
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.

— Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Ведущий 2: Времена меняются , но проблемы остаются те же : « в чем смысл жизни», « что есть добро и что такое зло», «что такое любовь и в чем ее смысл». Я думаю , что тема любви будет звучать всегда, как и само это нежное глубокое чувство.
Ведущий 1: Любовь делает человека благороднее , чище , лучше, мягче и милосерднее. Она выявляет в каждом все самое хорошее , делает жизнь прекрасней.

«…Где нет любви, там нет души…»

Слово учителя: Итак, давайте подведем итог нашему разговору. Так что такое любовь?

Ответы детей:

-Любовь-это прекрасное возвышенное чувство;

-Любовь- это чувство, которое возвышает человека над обыдностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии;

-Любовь-это прекрасное, животворящее начало всего;

-Любовь- это сама жизнь;

-Любовь делает мир ярче и прекраснее.

Слово учителя: Посмотрите на эпиграф урока. Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей:

Слово учителя: Ребята, мы правели с вами конкурс рисунков. Посмотрите (на доске рисунки), какие интересные рисунки у Исаевой М., Дроздовой С., Беликовой Л., Бравицкого В.

При подготовке к данному мероприятию мы писал сочинение о любви. Мне хотелось бы зачитать отрывки из сочинений. (Подведение итогов работы над сочинением).

Вам было дано задание подобрать стихи о любви.

Чтение стихотворений ребятами.

Слово учителя: И ,завершая наше мероприятие, давайте проведем небольшую викторину:

1.Какое произведение заканчивается словами «Да святится имя твое!»? Назовите автора.(А.Куприн «Гранатовый браслет»).

2.Кому принадлежат слова: На холмах Грузии лежит ночная мгла?»

(А.С.Пушкину).

3.В каком фильме прозвучало стихотворение А.Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне?».(«Ирония судьбы…».

Молодцы , ребята!

Слово учителя: Закончить наш разговор хотелось бы стихотворением С.Щипачева «Любовью дорожить умейте…» (чтение наизусть)

Звучит песня «Околдована, очарована…»

Спасибо за внимание! До новых встреч!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!