СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эшелон Победы" программа для летней площадки, посвященная 75-летию Великой Победы, для учащихся с 1 по 6 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для детей от 7 до 14 лет с учетом их возрастных особенностей. В течение смены дети двигаются по маршруту Эшелона Победы, каждый день останавливаясь на исторических станциях, где их ждут испытания (соревнования, квесты, эстафеты). Особенностью смены является включение в тематику смены работы детских спец отрядов - юные корреспонденты (пресс-центр), служба спасения (помощники), социологическая служба (опросы участников). Тематические мероприятия на смене соблюдают историческую последовательность главных событий Второй мировой войны. Так в творческой и игровой форме происходит гражданско-патриотическое воспитание ребят.

Просмотр содержимого документа
«"Эшелон Победы" программа для летней площадки, посвященная 75-летию Великой Победы, для учащихся с 1 по 6 классы»

Программа «Эшелон Победы» 2020

_____________________________________________________________________________________







Программа

лагеря дневного пребывания,

посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

«Эшелон Победы»

для детей от 7 до 14 лет

дата реализации: июнь 2020 года



автор программы - Хорошева Татьяна Анатольевна,

методист высшей квалификационной категории,

педагог организатор







Новосибирск 2020

Оглавление

Содержание

страницы

1

Пояснительная записка


2

Характеристика участников программы


3

Целевой блок программы


4

Этапы реализации


5

Содержание и средства реализации программы


6

Кадровое обеспечение программы


7

Информационно-методическое обеспечение программы


8

Особенности материально-технического обеспечения программы


9

Предполагаемые результаты


10

Список литературы и источников


11

Приложение






































Пояснительная записка

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах,

но в горячем чувстве любви к Родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего,

но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

В. Г. Белинский

Известно, что содержанием летнего досуга должен стать грамотно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма, накопившееся за учебный период.

Программа «Эшелон Победы» была создана для решения задач не только для организации летнего досуга детей, но и их гражданско-патриотического воспитания.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Для значительной доли родителей посещение ребенком лагеря дневного пребывания является одним из важных аспектов семейного воспитания. Контингент учащихся школы № 108 состоит из значительной доли мигрантов и социально-незащищенных семей, семей с низким уровнем благосостояния. Школа находится на территории ж/м «Затулинский» Кировского района г Новосибирска, где проживают много молодых семей, снимающих жилье, а также семей мигрантов. Преимущества отдыха в лагере дневного пребывания для таких семей неоспоримо, это:

  • доступность отдыха для детей из социально-незащищённых слоёв общества;

  • предупреждение в детской среде и исключения правонарушений, безнадзорности и несчастных случаев в быту, на улице, на дорогах города в летний период;

  • личностный рост ребёнка посредствам участия в мероприятиях лагеря, возможность получить новые знания.

Программа «Эшелон Победы» была создана для организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей в связи с повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в летний период; обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет и модернизацией старых форм и методов работы, внедрением новых педагогических технологий.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Ее название связано с тематикой года Памяти в честь 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Изначально термин «Эшелон» обозначает часть боевого порядка войск или двигающейся колонны. Это может быть поезд специального назначения для массовых перевозок, воинский эшелон.

Автор программы раскрывает понятие «Эшелон Победы» как движение учащихся по станциям, приуроченным к знаменательным событиям и вехам Великой Победы.

Актуальность программы выражается в возможности привлечь внимание учащихся и их родителей к данному историческому событию, познакомить младших школьников с памятными датами Великой Отечественной войны (далее ВОВ) и ее героями посредством познавательной, творческой и спортивной деятельности в период летних каникул.

В течение смены дети познакомятся с родами войск, военными профессиями, крупными битвами ВОВ и ее героями. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, система ценностей. Общие тематические мероприятия на смене будут построены с учетом психологии восприятия младшего школьника, способного на эмоциональный отклик на примере значимого взрослого.

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе №108 сформированы на основе базовых направлений, выделенных государственной политикой:

  • Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

  • Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

  • Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Классификация программы «Эшелон Победы»:

  • по продолжительности реализации – краткосрочная (до 1 года);

  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности - комплексная,

  • по степени авторства - авторская.

При разработке программы лагеря дневного пребывания СОШ № 108 основными нормативными документами стали:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» распоряжение правительства от 29.05.2015 г № 996-р.;

  • Приказ Минобразования России от 13.07.2016 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660;

  • ФГОС НОО;

  • Приказ мэрии города Новосибирска Департамента образования № 0232-од от 27.03.20 «Об экспертном совете по оценке программ педагогической деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, подведомственных департаменту образования города Новосибирска и расположенных на территории города Новосибирска»;

  • Приложение к письму департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержке детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;

  • Устав МБОУ СОШ № 108;

  • Образовательная программа начального общего образования;

  • Положение об организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием МБОУ СОШ № 108.




Краткая характеристика участников программы

Возраст участников лагеря с дневным пребыванием составляет от 7 до 14 лет. Программа составлена с учетом психологических особенности данного возраста и ориентирована на ведущую деятельность ребенка этого возраста – учебно-познавательную. Известно, что значимость учебной деятельности меняет социальный статус ребенка младшего школьного возраста, он становится более самостоятельным, закладываются основы само оценивания своих поступков.

Дети данного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, с живым любопытством воспринимают окружающую среду. Учебно-познавательная деятельность стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.

В этом возрасте у ребенка наблюдается интерес к содержанию творческой, спортивной, познавательной деятельности. Ребенок начинает испытывать чувство удовлетворения от своих индивидуальных достижений и нового опыта сотрудничества. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой педагога, который подчёркивает успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети испытывают чувство гордости, особый подъём творчества и сил, когда педагог хвалит их, создает ситуацию успеха на творческих занятиях. Все это способствует формированию позитивной самооценки ребенка, закладывает фундамент в формирование личности.

Контингент учащихся. Общая численность учащихся в школе № 108 составляет 734 чел. Уровень начального образования (1 - 4 классы) составляют 11 классов, в них 332 учащихся, что является 45 % от общего числа обучающихся в школе.

Социальный статус многих семей нестабилен, всего в МБОУ СОШ № 108:

  • малоимущих - 18 семей, 19 учащихся,

  • многодетных - 61 семья, 98 учащихся,

  • неполных - 206 семей, 222 учащихся,

  • опекунских - 17 семей, 18 учащихся,

  • дети с ОВЗ и инвалиды-24 человека,

  • мигрантов - 41 человек.

Обучающихся из группы риска – 31 человек, из них:

  • стоят на внутришкольном учете 14 чел,

  • стоят на учете в ПДН-11 чел,

  • стоят на межведомственном учете- 5 семей, 6 учащихся.

Количество учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации в школе – 75 чел, безработных родителей – 107 чел (1%), лишь 20% родителей имеют высшее образование.

Целевой блок программы

Цель программы: создать условия для отдыха школьников средствами творческой, спортивной и познавательной деятельности в условиях лагеря дневного пребывания.

Задачи программы:

Познавательные:

  • познакомить младших школьников с основными вехами Великой Отечественной Войны, ее героями и подвигом народа;

  • погрузить детей в тематику смены через сюжетно-ролевую игру, приобщив их к самостоятельному изучению историко-патриотической темы;

  • способствовать практическому применению и совершенствованию умений и навыков исследовательской и проектной деятельности в изучении и освоении нового материала.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательных способностей: вниманию, памяти, мышлению;

  • способствовать развитию регулятивных навыков: настойчивости, целеустремленности, решительности, самоконтроля;

  • способствовать развитию творческих способностей: фантазии, воображения, артистизма.

  • способствовать формированию навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми: доброжелательность, вежливость, соблюдение правил этикета.

Воспитательные:

  • содействие в формировании у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

  • содействие в формировании чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;

  • воспитание толерантности и формирование чувства гражданского долга,

  • воспитание уважения к историческому наследию нашей страны.

Оздоровительные:

  • формирование у учащихся основы для эмоционального благополучия на смене;

  • развитие спортивных навыков и умений средствами физкультурно-спортивной деятельности на свежем воздухе;

  • закрепление навыков здорового образа жизни.

Этапы реализации программы

Этапы реализации программы: подготовительный (март-май 2020 г.), основной (июнь 2020 г.), итоговый (июнь 2020 г).

Этап

Содержание работы

Ответственный

1

Подготовительный

(март-май 2020)

Подготовка нормативной документации по деятельности лагеря дневного пребывания.

зам директора по ВР

Прохождение медицинской комиссии работниками лагеря.

зам директора по ВР

Подготовка территории школы к работе в летний период. Акцирицидная обработка территории.

зам директора по хоз части

Разработка программы деятельности лагеря дневного пребывания.

педагог-организатор

Разработка сценариев мероприятий согласно общей тематике смены.

начальник лагеря

Методическая работа с воспитателями летней площадки по организации познавательного досуга детей в летнее время.

Начальник лагеря

2

Основной

(июнь 2020)

Организационный период смены (первые два дня)

начальник лагеря

педагог-психолог

Основной период смены

(третий – шестнадцатый день)

Воспитатели- вожатые лагеря

Заключительный период смены (семнадцатый-восемнадцатый день)

начальник лагеря

педагог-психолог

3

Итоговый

(июнь 2020)

Статистические отчеты по итогам работы детской площадки.

зам директора по ВР

Подготовка аналитической справки по итогам реализации программы лагеря с дневным пребыванием.

начальник лагеря

Информационное освещение жизнедеятельности лагеря на сайте школы № 108

начальник лагеря






Содержания и средства реализации программы

Основной формой организации детского досуга на площадке станут творческие мероприятия, на которых будет происходить знакомство детей с темой Великой Победы.

Для организации познавательной и игровой деятельности будут использованы:

  • совместная творческая деятельность,

  • тематические беседы с игровыми элементами,

  • подвижные игры, игры по правилам,

  • экскурсии,

  • игры-путешествие,

  • викторины,

  • спортивные эстафеты и соревнования.

Основные направления деятельности

Основные направления деятельности

Формы и методы,

применяемые на смене ЛДП

Патриотическое

Посещение школьного музея, участие в исторических квестах, разучивание песен военных лет.

Спортивно-оздоровительное

Участие в спортивных эстафетах и соревнованиях на свежем воздухе.

Художественно-творческое


Подготовка творческих продуктов (выступлений на сцене), конкурс рисунка, изготовление атрибутики и поделок. Работа детского творческого совета.

Трудовое


Самообслуживание, участие в уборке территории школы, дежурство в отрядах.

Ценностно-ориентационное


Подготовка выступлений отрядов по общей теме смены, изготовление отрядных газет и уголков. Участие в работе детских функциональных групп: служба помощников, социологическая служба.

Познавательное


Экскурсии в музей, беседы, исторические квесты, викторины. Работа детского пресс-центра.

Досуговое (свободное общение

Подвижные игры, игры по правилам, настольные игры, сюжетно-ролевые игры.


Для формирования базовой потребности ребенка в безопасности и психологическом комфорте в течение площадки будет использоваться система ритуалов и традиций:

  • утренние встречи – слоган и приветствие;

  • прощание в конце дня, анкета «Итоги дня»;

  • песни на летней площадке;

  • символизация или внешняя атрибутика – принадлежность ребенка к отряду (эмблемы, галстуки, шевроны);

  • традиционные мероприятия на площадке.

Таким образом, на протяжении смены предполагается сформировать психологически безопасную среду, в которой участники смены станут использовать традиционные события, а также новые модели поведения в ежедневных ситуациях взаимодействия, проявят потребность в творческой, познавательной и общественной активности.

С целью обучения детей работы в мини коллективах, а также для развития гибких навыков у школьников в отрядах предусмотрена организация функциональных детских групп. Выполнение функциональных поручений позволит ребятам получить навык социального взаимодействия, отработать практику делового сотрудничества в решении конкретных творческих задач. В течение смены будут организованы временные детские команды (службы), наделенные определенными функциями:

  • Детский пресс-центр (4 чел.); ребята готовят газеты-молнии по итогам дня, пишут короткие заметки и свои впечатления.

  • Детская социологическая служба (4 чел.) - дети проводят мини опросы среди детского коллектива, подсчитывают результаты анкетирования.

  • Творческий совет (4 чел.) – учащиеся помогают в подготовке творческих продуктов, являются помощниками педагогов на мероприятиях.

  • Служба спасения в трудной ситуации (4 чел.), где школьники являются помощниками, волонтерами при возникновении различных сложных ситуаций в коллективе, помогают решить возникающие споры между детьми.

  • Президент смены (1 чел.) будет выбран открытым голосованием, этот ребенок будет представлять интересы детского коллектива перед взрослыми.

Для включения детей в игровой и творческий процесс автором предусмотрено использование на летней площадке специальной терминологии на военную тему:

  • начальник лагеря- командующий,

  • воспитатель в отряде – комиссар,

  • участник смены – рядовой,

  • старший в звене по 10 чел - сержант,

  • командир детского отряда из 30 человек- командир взвода, лейтенант,

  • тематические мероприятия- военные задания,

  • план сетка – план движения эшелона по станциям,

  • столовая- полевая кухня,

  • кабинет начальника лагеря - штаб, центр управления.

Примерный тематический план смены

День смены, дата

Мероприятия и формы взаимодействия

ФИО ответственного педагога

1 день

1.06.20


Линейка открытия смены «Эшелон Победы». Игровая программа «Дети Земли».

начальник лагеря (командующий)


Формирование детских отрядов. Игровой тренинг на знакомство в отрядах. Инструктажи по безопасности и ПДД.

воспитатели (комиссары)

педагог-психолог (политрук)


Погружение учащихся в тематику смены. Получение отрядами маршрутов следования эшелона Победы.

воспитатели (комиссары)

2 день

2.06.20

Станция «Военная».

Визитка отрядов «Рода войск в Российской армии».


воспитатели (комиссары)

3 день

3.06.20

Станция «Брест».

Спортивные соревнования «Полоса препятствий».


инструктор по физической культуры

4 день

4.06.20

Станция «Первая помощь».

Конкурс юных медсестер «Первая помощь и безопасность».

Воспитатели

(комиссары)

5 день

5.06.20

Станция «140-ая Сибирская гвардейская дивизия».

Экскурсия в школьный музей.

воспитатели (комиссары)

6 день

8.06.20

Станция «Белорусский вокзал».

Квест «Битва за Москву» по типу кругосветки.

Воспитатели (комиссары)

7 день

9.06.20


Станция «Пограничники».

Спортивные соревнования

«Зона преследования».


инструктор по физической культуры

8 день

10.06.20

Станция «Герои освободители».

Конкурс детского рисунка

«Они сражались за Родину».

воспитатели (комиссары)

9 день

11.06.20

Станция «Шифровальщики».

Интеллектуальная игра «Загадки истории». День независимости России – 12 июня.

воспитатели (комиссары)

10 день

15.06.20

Станция «Смуглянка».

Песенный марафон «Песни военных лет».

воспитатели

(комиссары)

11 день

16.06.20

Станция «Сталинградская».

Квест «Сталинградская битва» по типу кругосветки.

воспитатели

(комиссары)

12 день

17.06.20


Станция «Все для Победы».

Литературный час «Хлеб той зимы». Викторина «Работники тыла».

воспитатели

(комиссары)

13 день

18.06.20


Станция «Партизанская».

Игра на территории «Минное поле».

воспитатели

(комиссары)

14 день

19.06.20

Станция «Курская».

Квест «Курская дуга» по типу кругосветки.

воспитатели (комиссары)

15 день

22.06.20

Станция «Гвардейская».

Экскурсия в школьный музей.

День памяти и скорби 22 июня 1941 г.

воспитатели (комиссары)

16 день

23.06.20


Станция «Дрезден».

Литературный конкурс «Я вам пишу из 45-го».

воспитатели (комиссары)

17 день

24.06.20


Станция «Победы».

Квест «Взятие Берлина» по типу кругосветки.

воспитатели (комиссары)

18 день

25.06.20

Итоги прохождения станций отрядами.

воспитатели (комиссары)

Линейка закрытия смены.

Итоги следования эшелона по маршруту станций.

начальник лагеря (командующий)

Песенный марафон «Солнечный круг».

воспитатели (комиссары)


Итоговым продуктом на смене станет пройденный маршрут эшелона Победы. Ребята будут двигаться каждый день по пунктам маршрута, останавливаясь на игровых тематических станциях. В процессе выполнения заданий учащиеся будут получать жетоны (звезды), которые будут крепить отряды на своей карте «Путь эшелона Победы».



Примерный режим дня на летней площадке

№ п\п

Мероприятие

Время

1

Сбор детей, зарядка

8.30-9.00

2

Утренняя линейка

9.00-9.15

3

Завтрак

9.15-10.00

4

Работа в отрядах по подготовке мероприятий, кружки, секции по плану

10.00-11.00

5

Проведение общего тематического мероприятия согласно плана-сетки.

11.00-12.00

6

Спортивный час

12.00-13.00

7

Обед

13.00-14.00

8

Игры на свежем воздухе. Подведение итогов дня.

14.00-14.30

9

Уход домой

14.30



Сотрудничество с организациями – партнерами

Одним из основных механизмов эффективной реализации программы лагеря дневного пребывания является сетевое взаимодействие, которое может стать основой развития и реализации потенциала всей образовательной организации. Сетевое взаимодействие понимается как сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в образовательный процесс. При этом сохраняется основной принцип партнерства «двухсторонняя полезность».

Организации партнеры:

  • МБУДО «Дом детского творчества «Кировский»,

  • МБУДО «Дом детского творчества имени А. И. Ефремова»,

  • МБУ Детско-юношеский центр «Молодежный», СП «Пламя», СП «Кировец»,

  • МБУДО «Детская хоровая школа «Кантилена»,

  • Стадион «Фламинго»,

  • Центральная районная библиотека имени А. С. Макаренко,

  • Детский городок аттракционов «Затулинский»,

  • Игровая площадка «Кремль».

Кадровое обеспечение программы

Состав педагогической команды 20 человек: 1 педагог-организатор, 1 педагог-психолог, 1 социальный педагог, 1 школьный библиотекарь, 1 руководитель школьного музея боевой славы, 15 учителей. Все педагогические работники аттестованы, из них с высшей квалификационной категорией - 2 чел., с первой квалификационной категорией - 7 чел, остальные аттестованы на соответствие занимаемой должности.

Функции начальника лагеря выполняет учитель начальных классов. Основной круг обязанностей начальника лагеря:

  • Начальник лагеря непосредственно подчиняется директору МБОУ СОШ № 108. Начальнику лагеря непосредственно подчиняются педагоги и вожатые летней площадки.

  • Несет административную, дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в рамках действующего законодательства за допущенные нарушения в деятельности лагеря.

  • С учетом специфики деятельности лагеря и в соответствии с утвержденными Правилами его внутреннего распорядка, начальник обязан постоянно находиться на территории и покидать ее только с разрешения директора МБОУ СОШ № 108.

  • Руководит работой педагогов и организует работу детского коллектива по всем направлениям, предусмотренных данной программой.

Функции разработчика программы выполняет педагог-организатор. Основной круг обязанностей разработчика программы:

  • В своей работе подотчётен директору МБОУ СОШ № 108.

  • Разработчик программы разрабатывает общую идею смены, программу летней площадки, помогает в составлении планов творческих мастерских педагогам.

  • Совместно с директором школы, начальником лагеря участвует в подборе кадров и формирует педагогический состав летней площадки, проводит совещания и семинары по разработке тематики мероприятий и планированию деятельности на летней площадке.

Функции воспитателя летней площадки выполняют учителя начальных классов и учителя - предметники. Основной круг обязанностей воспитателя:

  • В своей работе воспитатель подотчётен директору школы и начальнику лагеря.

  • Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в помещении и на территории школы искусств.

  • Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом летней площадки.

  • Организует обязательное участие детей во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и творческих мероприятиях.

  • Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает начальнику лагеря.

  • Участвует в организации и проведении мероприятий, предусмотренных программой лагеря в соответствии с указаниями начальника лагеря.

Информационно-методическое обеспечение программы

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Для успешной реализации программы по теме Великой Победы подготовлены:

  1. Программа лагеря, план-сетки.

  2. Должностные инструкции всех участников лагерной смены.

  3. Проведен установочный семинар для педагогов, работающих в течение лагерной смены.

  4. Подобраны методические разработки в соответствии с общей темой.

  5. Для решения организационных вопросов планируется проведение ежедневных планёрок.

  6. Система отслеживания результатов и подведения итогов деятельности на смене.

  7. Итоги тематических мероприятий будут освещаться на сайте школы в разделе «Летний оздоровительный лагерь труда и отдыха».

  8. Для погружения детей в тематику будет разработан шеврон «Эшелон Победы», разработана эмблема летнего лагеря.

  9. Музыкальный репертуар и фонотека.

  10. Список литературных произведений для ознакомления для детей младшего школьного возраста по ВОВ (см. приложение).

В период с февраля по май 2020 года в школе № 108 организована методическая работа с педагогами по проектированию творческих мастерских и мероприятий по теме ВОВ, разработаны единые требования к их оформлению, подготовлены планы игровых квестов, соревнований, викторин и сценарии развлечений (см. приложение).

В апреле проведен организационный семинар, консультации по тематике смены лагеря с воспитателями. Собраны материалы по организации детского взаимодействия во временном детском коллективе, подобраны подвижные игры, продумана организация детского пресс-центра, творческого совета, детской социологической службы и службы помощников.

В мае подготовлены материалы для педагогической диагностики на площадке, разработаны анкеты для детей и родителей (см. приложение).

Составлена подборка детской литературы о Второй мировой войне, с которой можно познакомить ребят на смене в рамках Литературного часа (см. приложение).

Особенности материально-технического обеспечения

Отдельно стоящее здание школы № 108 находится в Кировском районе города Новосибирска по адресу ул. Зорге 181/1. Здание школы типовой постройки, имеет 4 этажа, введено в эксплуатацию в 1972 году. В школе имеются столовая, большой и малый спортивный зал, актовый зал, библиотека, музей, 28 учебных кабинетов по всем предметам. Рабочие места педагогов оборудованы компьютерами с выходом в Интернет, наличие общей локальной сети.

Актовый зал оборудован музыкальной системой, экраном для мультимедийных презентаций, рассчитан на 150 мест. Рабочие кабинеты оборудованы компьютерной техникой, имеется выход в Интернет, копировальная и множительная техника, проектор, аудио и видео аппаратура.

На территории школы оборудован стадион, спортивная площадка, вся территория огорожена. В зависимости от погодных условий будет осуществлен выбор оптимальных условий и площадок для проведения тематических мероприятий.

Необходимые расходные материалы:

  • Материалы для оформления отрядных уголков и творчества детей.

  • Наличие канцелярских принадлежностей.

  • Наградной фонд: грамоты и дипломы.

  • Призы и награды для стимулирования.

Предполагаемые результаты программы

Ожидаемым результатом программы станет развитие у детей интереса к истории Родины, к истории своей семьи в годы Второй мировой войны. Программа «Эшелон Победы» позволит не только обеспечить досуг ребенка в летнее время, но и развить его кругозор, узнать о знаковых событиях военного времени. Это будет способствовать повышению качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания в школе в целом, а также развитию форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых педагогических технологий.

Результаты программы можно спроектировать через решение задач

Задачи программы

Критерии оценки

Результат

1

познавательные

вовлечение детей в тематическое пространство лагеря

расширение знаний учащихся по тематике смены

2

развивающие

создание условия для развития творческих и коммуникативных навыков на смене


выявление и поддержка талантливых детей,

приобретение навыков эффективного межличностного общения

3

воспитательные

наполнение событийной среды лагеря тематическими мероприятиями

освоение детьми навыков социально-полезной деятельности

4

оздоровительные

оздоровление, снижение эмоциональной нагрузки у школьников

отсутствие случаев травматизма (дорожно-транспортного, электробытового), правонарушений среди обучающихся


С целью анализа промежуточных и итоговых результатов программы с учащимися будет проводиться педагогическая диагностика по направлениям (см. приложение):

  • мои впечатления от смены,

  • анализ мероприятий,

  • комфорт в отряде,

  • развитие детского коллектива.

Итоговое анкетирование и опрос детей-участников позволит определить наиболее запомнившиеся факты из истории, знаменательные события и героев времен Великой отечественной войны.

Анкетирование родителей (см. приложение) позволит организаторам выявить уровень ожиданий от летней площадки и качество организационной работы по реализации данной программы.

Известно, что постоянный перевод обучающегося из зоны его актуального развития в зону его ближайшего развития является основным показателем эффективности образовательной деятельности (по Л. С. Выготскому). Данному переходу способствует совместная или коллективная творческая деятельность, поэтому достижение этого уровня можно отнести к отсроченным результатам данной программы.


Список литературы и источников

  1. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21. 2. Котруца Л. И. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: диссертация кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 / Л. И. Котруца — Майкоп. — 2009. — 208 с.

  2. Маслов А. А. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства. Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Огнева С. Г. и другие. Школа интересных каникул. Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Рогожкин Ю. В., Никульников А. Н. Точки соприкосновения. Сборник рекомендаций по нравственному воспитанию школьников. Юниор, Новосибирск, 2003.

  5. Савченко Е. В. и другие. Летний лагерь на базе школы. М.,: «Вако», 2007.

  6. Устюгова С. В., Золотарева А. В. Подвижные игры на уроках физкультуры в общеобразовательной школе. – Иркутск, 2007.

  7. Хорошева Т. А. Клуб волшебная страна чувств. // Клуб: коллективное летнее увлеченное братство. Сборник методических рекомендаций по организации клубов по интересам в детских оздоровительных лагерях. Юниор, Новосибирск, 2003.

  8. Хорошева Т. А. Открывая себя. // Солнечное ассорти. Сборник рекомендаций жизнедеятельности временного детского сообщества в условиях лета 2004 Юниор, Новосибирск, 2004.

  9. Хорошева Т. А. Проект от А до Я. Сборник информационно-методических материалов по итогам проведения конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании», выпуск 1, ГЦРО, Новосибирск, 2013.

  10. Хорошева Т. А. Проект от А до Я. Сборник информационно-методических материалов по итогам проведения конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании», выпуск 2, ГЦРО, Новосибирск, 2014.

  11. Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 706-709. — URL https://moluch.ru/archive/80/14351/ (дата обращения: 23.03.2020).

  12. Штут Н. Ю., Хорошева Т. А. Система мониторинга в учреждении дополнительного образования. Сборник методических материалов для специалиста дополнительного образования. Юниор, Новосибирск, 2002.







































Приложение

к программе «Эшелон Победы»

я Победы

мая, 2018Лучшие детские книги о войне – от известных нам с детства до современных

Станислав Олефир, «Когда я был маленьким, у нас была война» Издательство «КомпасГид» Возраст 12+.

Советскому писателю Станиславу Олефиру было 2 года, когда началась война. В своих рассказах он пишет о детстве в небольшом селе, оккупированном немцами, и после освобождения. Это книга не только о войне, жестокости и голоде, но и об удивительных людях, живущих рядом с героем.

  Элла Фонякова, «Хлеб той зимы» Издательство «Речь» Возраст 6+ Элле Фоняковой, как и ее героине Леночке, было 7 лет в первую блокадную зиму. В этой автобиографической книге писательница описывает жизнь семьи в окруженном немцами Ленинграде. От лица первоклассницы Леночки она рассказывает о своем детском мире: радостях и шалостях, играх, дружбе. И тем страшнее, что в этот тихий мир врываются воздушные тревоги, голод и смерть.



Геннадий Черкашин, «Кукла» Издательство «Речь» Возраст 6+.

Девочка с мамой возвращаются домой в Ленинград из эвакуации. Родители мамы остались в блокадном городе и не выжили. Их квартира занята другой семьей, а все вещи были распроданы.

Однажды в витрине комиссионного магазина девочка видит свою куклу Машеньку, подаренную погибшим дедом. Каждый день девочка приходит к своей кукле, читает ей книги, а ее мама откладывает деньги, чтобы выкупить любимую игрушку дочери обратно.

В рассказе нет описания жестокости и насилия, о страшных реалиях того времени Геннадий Черкашин почти не пишет, поэтому книга может стать первым произведением о войне в жизни ребенка.

Эдуард Веркин, «Облачный полк» Издательство «КомпасГид» Возраст 14+

Писатель Эдуард Веркин родился через 30 лет после окончания войны, но его роман о жизни подростков-партизан занял первое место на конкурсе детских книг «Книгуру».

Это современный роман о героях-пионерах, детях, которых война застала в школе. Группа мальчиков становится партизанами, они воюют в лесах и болотах, попадают под обстрелы и впервые встречаются со смертью.

Петер ван Гестел, «Зима, когда я вырос»

Издательство «Самокат» Возраст 12+

Действие романа голландского писателя Петера ван Гестела происходит сразу после войны, в 1947 году. У десятилетнего мальчика Томаса появляется новый друг Пит. В нем все необычно: у Пита нет родителей и живет он со своей тетей Йос. Со временем Томас узнает, что все родные его нового друга погибли в лагерях. Благодаря Питу и его сестре Бет Томас узнает страшную правду о преследовании евреев, желтых звездах и концлагерях.

Юрий Герман, «Вот как это было» Издательство «Речь» Возраст 6+

Еще одно автобиографичное произведение о Ленинграде в годы войны.

Книга написана от лица первоклассника Миши, который рассказывает о блокаде, голоде, бомбежке, героизме его родителей. В глазах ребенка все выглядит не так страшно.

Благодаря простому языку и «детскому» взгляду на происходящее книгу можно читать дошкольникам и ученикам начальной школы.

Джудит Керр, «Как Гитлер украл розового кролика» Издательство «Белая ворона» Для детей среднего и старшего возраста.

Девятилетняя Анна живет обычной жизнью немецкой школьницы, но в один день ее жизнь меняется. Опасаясь преследования нацистов, семья Анны бежит из родного Берлина сначала в Швейцарию, затем во Францию и Англию. Девочка оставляет свой дом, своих друзей и даже любимого розового кролика. Но, несмотря на описания тягот жизни беженцев, у книги счастливый конец — ведь семья девочки осталась вместе.

События, о которых рассказывает писательница, знакомы ей не только по книгам: семья Джудит Керр тоже сбежала из Германии в 30-х годах.

Джон Бойн, «Мальчик в полосатой пижаме»

Издательство «Фантом Пресс»

Отца девятилетнего Бруно переводят на новую работу, и вместе с ним семья переезжает в Польшу. В новом городе мальчику скучно и не с кем играть, поэтому он решает пойти в поселение, которое видит из окна, где все люди ходят в полосатых пижамах.

Бруно наивен и не понимает, что это странное место — концлагерь Освенцим, а его отец — его комендант. По ту сторону решетки он находит нового друга, еврейского мальчика Шмуэля.

Ольга Колпакова, «Полынная ёлка» Издательство «КомпасГид» Возраст 12+

Маленькая Марийхе, ее сестры, мама и тетя — русские немцы. Когда начинается война, вся их мирная жизнь переворачивается. Отец девочки уходит на фронт, а Марийхе приходится оставить свой дом и вместе с семьей уехать в Сибирь. Простым языком писательница рассказывает о сложной дороге, голоде, о бедности и тяготах войны. А еще о дружбе и любви, и о елке из полыни с игрушками из теста, которую для девочки и ее сестер в первое Рождество в ссылке сооружают родные.

В основу повести легли рассказы повзрослевшей Марийхе.

Елена Ильина, «Четвертая высота» Издательство АСТ Для среднего школьного возраста. Эту книгу писательницы Елены Ильиной знал каждый советский школьник. Это повесть о реально жившей девушке Гуле Королевой, о ее детстве и юности, самостоятельности, храбрости, вспыльчивости и умении признавать свои ошибки. О том, как девочка пыталась сбежать в Испанию, снималась в кино — и о том, как оставила своего новорожденного ребенка в эвакуации, уехала на фронт и героически погибла, когда ей было всего 20 лет.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!