Республиканский этап XIII Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья России – 2022»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕМА: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»
2 – А класс
Болдырева Татьяна Николаевна
МБОУ«Яркополенская школа –
детский сад»,
Джанкойский район, с. Яркое Поле
учитель начальных классов
Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
• систематизировать и расширить знания учащихся о правилах здорового образа жизни;
• создать условия для понимания учащимися необходимости соблюдения этих правил;
• способствовать развитию навыков сотрудничества, умения вести диалог.
Планируемые результаты:
Личностные: создать условия для формирования правильного взгляда на здоровый образ жизни и выполнения правил личной гигиены.
Предметные: правильно строить режим дня; понимать роль правильного питания в жизнедеятельности организма; знать и соблюдать правила гигиены.
Метапредметные:
Познавательные: умение воспринимать поставленную задачу, анализировать предложенную ситуацию и решить её, оценивать проделанную работу, доказывать свои предположения по решению учебной задачи.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи самими учащимся, планирование промежуточных этапов решения учебной задачи.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в паре и в группе, умения вести диалог, обращаться за помощью, правильно выражать свои мысли.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник «Окружающий мир», авт. А. А. Плешаков, словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал, памятки, деревце, две корзинки, продукты. Плакаты: «Мои помощники здоровья», «Режим дня», «Личная гигиена», «Правильное питание», «Двигательная активность».
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная.
Связи с предметами: литературное чтение, физическая культура.
Технологии урока:
здоровьесберегающие технологии;
информационно-компьютерные технологии;
технологии сотрудничества;
игровые технологии;
личностно-ориентированного обучения.
Ход урока
I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(слайд 1) [1]
- Посмотрите, какой прекрасный зимний солнечный день.
- А вы хотите, чтобы солнышко подарило каждому из вас лучик тепла и света?
- Я знаю один секрет, вы готовы мне доверять?
- Тогда, найдите себе пару, я буду говорить слова, а вы повторяйте движения за мной.
Здравствуйте, скажем, руками. (Протяните друг другу руки, поздоровайтесь)
Здравствуйте, скажем, глазами.(Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь)
Здравствуйте, скажем, ртом. Станет радостно кругом.
Дыхательная разминка
Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей.
(Выполнять 3 раза)
Я желаю вам хорошего настроения и внимательного отношения друг к другу.
Сядьте прямо, плечи расправьте, ноги на пол вместе поставьте.
II. Актуализация знаний. Самоопределение к учебной деятельности.
Беседа
- Что же мы говорим людям при встрече? (Здравствуйте)
- Что значит это слово? (Пожелание здоровья)
- А как приветствуют друг друга военные? (Здравия желаю!)
- Так что же желают люди друг другу? (Здоровья)
Каждый человек хочет быть здоровым.
- Почему очень важно беречь и укреплять своё здоровье?
- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Ответы детей)
- Тема нашего урока «Если хочешь быть здоров». (слайд 2)
- Какие поставим задачи на наш урок? (Ответы детей)
Мы будем учиться определять условия сохранения и укрепления своего здоровья.
III. Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя с элементами беседы.
Мудрые мысли люди заключали в пословицы.
- Попробуйте восстановить пословицы: (слайд 3)
Болен – лечись, а…. здоров – берегись.
Быстрого и ловкого… болезнь не догонит.
- О чем эти пословицы?
– Давайте подумаем, почему школьники чаще всего пропускают занятия?
(Простыли, появился насморк, болят горло, уши)
-Почему простужаются? (Одеваются не по погоде)
Значит – одно из условий сохранения и укрепления здоровья – одеваться по погоде.
Иногда жалуются: «болит голова».
-Почему может появиться головная боль? (Ответы детей)
- Что нужно каждый день обязательно соблюдать?
Соблюдать режим дня – это очень важно для здоровья.
- Давайте посмотрите на эту таблицу «Режим дня». (слайд 4)
Прочитаем «по цепочке».[2]
Конечно, этот режим дня, примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 14, а в 13 часов. Лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы вы спали не менее 8-9 часов, кушали в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трёх раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учёбу или работу с отдыхом, больше двигались.
Итак, наш помощник в сохранении здоровья – это «Режим дня», его нужно не только знать, но и выполнять.
( на доске плакат «Наши помощники здоровья») [3]
- Что мы первое разместим на этом плакате? («Режим дня»)
Физминутка
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник стр. 10
- Рассмотрите рисунки. Что здесь пропущено?
- Вспомните пословицу «Быстрого и ловкого болезнь не догонит».
- Когда человек становится быстрым и ловким?
Значит, чтобы быть бодрым, нужна достаточная двигательная активность.
-В чем она проявляется? (Ответы детей)
(Зарядка, физкультминутки на уроках, дорога до школы-пешком, уроки физкультуры, спортивные кружки, прогулки на свежем воздухе, умелое чередование труда и отдыха.)
Значит, человеку необходима достаточная двигательная активность.
Какое же правило нужно соблюдать? (« Двигательная активность»)
Одна из причин болезней живота, чесотки – грязные руки.
- Что нужно делать, чтобы этого не происходило?
– Как вы понимаете слово гигиена? (Ответы детей)
В толковом словаре С. И. Ожегова написано: (слайд 5)
Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. [4]
Платье, обувь и жилище быть должны как можно чище.
-Рассмотрите рисунки на стр.11.
-Как их можно назвать одним словом?
Предметы гигиены могут быть общими и индивидуальными. Почему? (Ответы детей)
(На доске картинки: шампунь, мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста, расческа, полотенце, щетка для одежды, щетка для обуви)
Попробуйте правильно распределить их: (дети выходят к доске, берут одну карточку и помещают её в нужный столбик)
Личные Общие
– Мы уже знаем и соблюдаем многие правила гигиены.
Давайте проверим себя и закончим правила, данные в учебнике на стр.11.
-Какое же правило сохранения здоровья нужно соблюдать?
(«Личная гигиена»)
Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз".
Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала всё начни! (Повторить 3 раза)
Нарисуй круги глазами
Для начала только вправо,
После влево раза три
И расслабься вдаль смотри! (Выполнить 1 раз)
IV. Первичное осмысление.
1.Правило чистки зубов. ( слайд 6)
2. Чтение стихотворения о важности чистки зубов Г. Флейшера [5]
В рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка?» мальчик говорит, что он ест: конфеты, ириски, карамельки, шоколадные, торты, пирожные, пряники, печенье, вафли, пирожки с вареньем, булочки, бублики, сушки, кексы, крендельки, ватрушки, слойки с повидлом. [6]
- Правильно ли питается мальчик?
- Каким должно быть питание?
Продукты бывают растительного (получены из растений) и животного (получены благодаря животным) происхождения.
3. Работа в парах.
У вас на парте конверт. Выньте карточки и распределите продукты по их происхождению. (сливочное масло, яблоки, яйца, лук, сыр, курица, рыба, помидоры, грибы, морковь)
Растительное происхождение Животное происхождение
(Проверка выполненной работы)
-Почему нужно питаться разнообразной пищей?
(Для того, чтобы получать все необходимые вещества для здоровья)
Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день: завтрак дома, 2 завтрак (в школе), обед, полдник, ужин (за 2 часа до сна).
4. Игра «Да – нет». [7]
Напоследок, дети,
Дам я вам советы:
Если мой совет хороший –
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: «Нет, нет, нет».
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший –
Вы похлопайте в ладоши!
Зубы вы почистили и идете спать.
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила,
С полу щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?
Нет!
Я с радостью услышала
Ваш правильный ответ.
И верю, вы запомнили,
Что полезно, а что – нет.
- Какое же еще правило нужно соблюдать, чтобы быть здоровым?
(Правильное питание)
( стук в дверь)
- Ребята, вам пришло письмо от Вупсеня и Пупсеня: (слайд 7) [8]
"Здравствуйте, ребята! У нас ухудшилось состояние здоровья, болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что нам нужно правильно питаться. Мы составили себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и кока-кола, Это наша любимая еда. Наверное, мы скоро будем здоровы. Ваши друзья Вупсень и Пупсень.
- Ребята, верно ли они составил меню?
Сейчас мы выберем полезные продукты для них. И закрепим наши знания.
V. Закрепление изученного.
1. Работа в группах. Сбор полезных продуктов для друзей.
2. Индивидуальная работа по карточкам. Составление правильного меню для Вупсеня и Пупсеня.
Время | Название блюда |
завтрак | |
перекус | |
обед | |
перекус | |
ужин | |
VI. Подведение итогов урока.
Вести здоровый образ жизни – это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, закаляться, не иметь вредных привычек.
Беседа.
- Какую задачу мы ставили на нашем уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
VII. Рефлексия.
- Ребята, я прошу вас оценить свою работу на уроке. На партах лежат яблочки: зеленого, желтого и красного цвета.
Поднимите яблоко зелёного цвета, если активно работали и вам было всё понятно и интересно.
Желтого цвета, если работал мало и было не очень интересно.
красного цвета, если не работал и было не интересно.
- А теперь напишите каждый на своем яблочке, какие правила нужно знать и выполнять, чтобы быть здоровым.
Я прошу вас, прочитать то что вы написали и повесить на наше дерево.
А чтобы вы лучше запомнили то, о чём мы сегодня говорили, я дарю вам памятки.
Помните: люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают ни при каких обстоятельствах. Спасибо за урок! (Слайд 8)
VIII. Домашнее задание
1вариант – составить свой режим дня
2 вариант – подготовить меню здорового человека
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Презентация «Если хочешь быть здоров»
https://multiurok.ru/files/esli-khochesh-byt-zdorov-prezenattsiia.html
2. Таблица «Режим дня»
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/018a/00110501-ab536f15/hello_html_2ba9f44d.png
3. Плакат «Наши помощники здоровья»
http://900igr.net/up/datas/89135/003.jpg
4. Толковый словарь Ожегова
https://gufo.me/dict/ozhegov/гигиена
5.Стихотворения о важности чистки зубов Г. Флейшера
https://stihi.ru/avtor/grig48
6. Рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка»
https://podg-kursy.ru/meropriyatiya/rasskaz-viktora-dragunskogo-chto-lyubit- mishka.html
7. Игра «Да – нет»
https://urok.1sept.ru/articles/592444
8. Вупсень и Пупсень
https://luntik.fandom.com/ru/wiki/Вупсень_и_Пупсень#