СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Если хочешь быть здоров"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по внеурочной деятельности 1-2 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Если хочешь быть здоров"»

Принята на педагогическом Утверждаю:______________

совете, протокол № Директор школы О.А. Василенко

от _____________________ приказ №____от _______________

















Внеурочная деятельность

Направление - спортивно - оздоровительное

Программа курса: «Если хочешь быть здоров»

для 1 - 4 классов.


Программа составлена:

преподавателем физической культуры МБОУ СОШ№167

Хрипуновой Т.А





2018-2019г.

Пояснительная записка

к курсу «Если хочешь - быть здоров»

для учащихся 1- 4 классов.

  • Программа курса составлена с учетом следующих документов:

- Учебного плана МБОУ СОШ №167;

- Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Москва. «Просвещение» 2016 г.;

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва. «Просвещение» 2016 г.

  • Характеристика курса.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).

Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на четыре года обучения начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

  • Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.


  • Задачи:

  • Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  • Профилактика вредных привычек.

  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

  • Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.


  • Основные направления реализации программы:

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;


– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;


– активное использование спортивных площадок города (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;


– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;


– организация питания учащихся;


– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,


– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;


– организация и проведение профилактической работы с родителями;


– организация встреч родителей с медицинскими работниками;


– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.


В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.



  • Содержание курса:

Курс рассчитан на два блока


1 блок - сентябрь- декабрь и апрель – май: «Поиграй со мной».

2 блок - январь-март: «Сибиряк - значит лыжник».


В 1 и во 2 классе курс рассчитан на 30 часов с 17 сентября по 25 мая.

В 3 и 4 классе курс рассчитан на 33 часа с 3 сентября по 29 мая


  • Формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Семья

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.





Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решения проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Основополагающие приоритет для педагогики оздоровления это - здоровый ребёнок, практически достижимая норма детского развития.





  • Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

  • УМК:

- Учебник «Физическая культура» 1-4 класс. Автр: В.И. Лях. Москва. «Просвещения» 2016 г.;

- «Оздоровительная работа в начальной школе». Автор Н.А. Шевердина г.Ростов- на -Дону. «Феникс» 2015 г.;

- «Здоровье - сберегающие технологии 1-4 класс. Автор В.И. Ковалько. «Вако» Москва 2016 г.;

- «Физкультурные занятия на воздухе с детьми». Авторы: В.Г. Фролов,Г.П. Юрко. Москва «Просвещение» 2017 г.;

- «Уроки двигательной активности». 2-4 класс. Автор Е.М. Елизарова г. Волгоград «Учитель» 2015 г.;

- «Лыжный спорт». Автор И.М. Бутин. Москва «Просвещение» 2015 г.

Тематическое планирование составлялось из расчета 1 час для первых и вторых классов и 1 час для третьих и четвёртых классов в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.

  • Результатом практической деятельности по курсу «Если хочешь быть здоров» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

  • Учащиеся взаимодействует со сверстниками с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.


  • Окончательный предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.








Тематическое планирование

1 - 2 класс

«Поиграй со мной»

п/п

Тема занятий

Вид деятельности занятий

1.

Техника безопасности при занятиях подвижными играми.

Разучивание игры «Встань правильно», «Карлики и великаны».



Теория, практика

2.

Разучивание игры «К своим флажкам», «Запрещенные

движения».


практика

3.

Разучивание игры «У ребят порядок строгий», «Быстро

по местам».


практика

4.

Разучивание игры «Фигуры», «Флюгер».

практика

5.

Разучивание игры «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики».

практика

6.

Беседа о личной гигиене. «Летает - не летает», «Статуя».

Теория, практика

7.

Разучивание игры. «Кот идет», «Товарищ командир»

практика

8.

Разучивание игры. «Не ошибись», «Беги и собирай».

практика

9.

Разучивание игры. «Берегись, Буратино», «Жмурки».

практика

10.

Методы закаливание. «Дети и медведь», «Гуси - лебеди».

Теория,

практика

11.

Игры: «Волк в яме», «Пустое место». Беседа по технике безопасности.

Теория, практика

12.

Разучивание игры: «Кочки, холм, тропинка». Игра на внимание.

практика

13.

Разучивание игры: «Царь горы» Игры на свежем воздухе.

практика

14.

Разучивание игры: «Захват башни» Игры на свежем воздухе.

практика

«Сибиряк - значит лыжник».

15.

Техника безопасности при занятиях на лыжах. История возникновения лыжного спорта. Крупнейшие международные и всероссийские соревнования лыжников.

теория


16.

Занятия на лыжне. Особенности передвижение на лыжах по пересеченной местности.

практика

17.

Занятия на лыжне. Особенности передвижение на лыжах по пересеченной местности.

практика

18.

Физические свойства опорно -двигательного аппарата юного лыжника.

теория

19.

Занятия на лыжне. Эстафета. Игра: «Лыжники по местам».

практика

20.

Занятия на лыжне. Игра «Не наступи на снежный ком».

практика

21.

Занятия на лыжне. «Зайцы, сторож и жучка», веселые старты.

практика

22.

Занятия на лыжне. Встречная эстафета.

практика

23.

Воздействие физических упражнений на мышечную , дыхательную и сердечно- сосудистую системы организма спортсменов.

теория

24.

Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Первая помощь при травмах.

теория

25.

Игры: «Пчелы и медвежата», «Зима – лето».

практика

26.

Игры: «Проведи», «Пчелки».

практика

27.

Игры: «Светофор», «Гуси – лебеди».

практика

28.

Игры: «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда».

практика

29.

Игры: «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».

практика

30.

Беседа. Закаливание организма. Игра: «Кошки - мышки».

Теория,

практика






Тематическое планирование

3 - 4 класс

«Поиграй со мной»

п/п

Тема занятий

Вид деятельности занятий

1.

Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Беседа. Твой организм.

теория

2.

Игры: « Пчелки», «красная шапочка».

практика

3.

Веселые эстафеты с предметами.

практика

4.

Игры: «Пустое место, «Кот идет».

практика

5.

Игры: «Птица без гнезда», «Быстро по местам».

практика

6.

Беседа: органы чувств ( глаза, уши, кожа, нос , язык.

теория

7.

Игры: «Воробушки», «Берегись, Буратино».

практика

8.

Игры: «Зима - лето», «Космонавты».

практика

9.

Игры:«Через ручеек», «У ребят порядок строгий».

практика

10.

Игры: «Летает - не летает», «Статуя».

практика

11.

Игры: «Кот идет», «Товарищ командир»

практика

12.

Правила гигиены спортивной одежды и обуви. Игра: «Воробьи и вороны».

Теория, практика

13.

Игры: Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».

практика

14.

Игры: «Колдунчик», «Салки- выручали».

практика

15.

Игры: «Гуси и волк», «Салки -выручали».

практика

16.

Игры: «Проведи», «Пчелки».

практика

«Сибиряк - значит лыжник».


17.

Техника безопасности при занятиях на лыжах. Единые правила ухода за лыжным инвентарем. Освоение терминологии лыжника-спортсмена.

теория

18.

Занятия на лыжне. Полоса препятствий.

практика

19.

Занятия на лыжне. Особенности ступающего и скользящего шага.

Теория, практика

20.

Понятия о разнообразие техник лыжного хода. Торможения и повороты. Занятия на лыжне. Игра «Лабиринт».

Теория, практика

21.

Занятия на лыжне. Подъем и спуск по склонам. Игра «Космонавты».

практика

22.

Занятия на лыжне. Веселые эстафеты.

практика

23.

Занятия на лыжне. Игра «Два мороза».

практика

24.

Занятия на лыжне. Отработка силы отталкивания координации движений и быстроты разбега.

практика

25.

Занятия на лыжне. Игра «Кто быстрее?».

практика

26.

Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно- сосудистую системы организма спортсменов. Требования к режиму дня с учетом тренировок.

теория

«Поиграй со мной»

27.

Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Режим дня.

теория

28.

Игры: «Карусель» , «Забегалы».

практика

29.

Игры: «Огородники», «Охотник и зайцы».

практика

30.

Игры: «Волк во рву», «Пустое место».

практика

31.

Олимпийская символика. «Веселые старты»

Теория, практика

32.

Игры: « К своим флажкам», «Два мороза».

практика

33.

«Веселые старты». Игры: «Гуси и волк», «Салки выручали».

практика

34.

Правила поведения на водоемах. Игры: «Воробушки», Берегись Буратино».

Теория,

практика