Принята на педагогическом Утверждаю:______________
совете, протокол № Директор школы О.А. Василенко
от _____________________ приказ №____от _______________
Внеурочная деятельность
Направление - спортивно - оздоровительное
Программа курса: «Если хочешь быть здоров»
для 1 - 4 классов.
Программа составлена:
преподавателем физической культуры МБОУ СОШ№167
Хрипуновой Т.А
2018-2019г.
Пояснительная записка
к курсу «Если хочешь - быть здоров»
для учащихся 1- 4 классов.
- Учебного плана МБОУ СОШ №167;
- Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Москва. «Просвещение» 2016 г.;
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва. «Просвещение» 2016 г.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на четыре года обучения начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок города (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Курс рассчитан на два блока
1 блок - сентябрь- декабрь и апрель – май: «Поиграй со мной».
2 блок - январь-март: «Сибиряк - значит лыжник».
В 1 и во 2 классе курс рассчитан на 30 часов с 17 сентября по 25 мая.
В 3 и 4 классе курс рассчитан на 33 часа с 3 сентября по 29 мая
Место проведения | Время проведения | Форма организации. |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Детские спортивные секции и школы. |
Школьные оздоровительные лагеря. | Каникулы. | Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решения проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Основополагающие приоритет для педагогики оздоровления это - здоровый ребёнок, практически достижимая норма детского развития.
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. | - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Метод проектов. | - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. |
- Учебник «Физическая культура» 1-4 класс. Автр: В.И. Лях. Москва. «Просвещения» 2016 г.;
- «Оздоровительная работа в начальной школе». Автор Н.А. Шевердина г.Ростов- на -Дону. «Феникс» 2015 г.;
- «Здоровье - сберегающие технологии 1-4 класс. Автор В.И. Ковалько. «Вако» Москва 2016 г.;
- «Физкультурные занятия на воздухе с детьми». Авторы: В.Г. Фролов,Г.П. Юрко. Москва «Просвещение» 2017 г.;
- «Уроки двигательной активности». 2-4 класс. Автор Е.М. Елизарова г. Волгоград «Учитель» 2015 г.;
- «Лыжный спорт». Автор И.М. Бутин. Москва «Просвещение» 2015 г.
Тематическое планирование составлялось из расчета 1 час для первых и вторых классов и 1 час для третьих и четвёртых классов в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Учащиеся взаимодействует со сверстниками с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Тематическое планирование
1 - 2 класс
«Поиграй со мной»
№ п/п | Тема занятий | Вид деятельности занятий |
1. | Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Разучивание игры «Встань правильно», «Карлики и великаны». | Теория, практика |
2. | Разучивание игры «К своим флажкам», «Запрещенные движения». | практика |
3. | Разучивание игры «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». | практика |
4. | Разучивание игры «Фигуры», «Флюгер». | практика |
5. | Разучивание игры «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». | практика |
6. | Беседа о личной гигиене. «Летает - не летает», «Статуя». | Теория, практика |
7. | Разучивание игры. «Кот идет», «Товарищ командир» | практика |
8. | Разучивание игры. «Не ошибись», «Беги и собирай». | практика |
9. | Разучивание игры. «Берегись, Буратино», «Жмурки». | практика |
10. | Методы закаливание. «Дети и медведь», «Гуси - лебеди». | Теория, практика |
11. | Игры: «Волк в яме», «Пустое место». Беседа по технике безопасности. | Теория, практика |
12. | Разучивание игры: «Кочки, холм, тропинка». Игра на внимание. | практика |
13. | Разучивание игры: «Царь горы» Игры на свежем воздухе. | практика |
14. | Разучивание игры: «Захват башни» Игры на свежем воздухе. | практика |
«Сибиряк - значит лыжник». |
15. | Техника безопасности при занятиях на лыжах. История возникновения лыжного спорта. Крупнейшие международные и всероссийские соревнования лыжников. | теория |
16. | Занятия на лыжне. Особенности передвижение на лыжах по пересеченной местности. | практика |
17. | Занятия на лыжне. Особенности передвижение на лыжах по пересеченной местности. | практика |
18. | Физические свойства опорно -двигательного аппарата юного лыжника. | теория |
19. | Занятия на лыжне. Эстафета. Игра: «Лыжники по местам». | практика |
20. | Занятия на лыжне. Игра «Не наступи на снежный ком». | практика |
21. | Занятия на лыжне. «Зайцы, сторож и жучка», веселые старты. | практика |
22. | Занятия на лыжне. Встречная эстафета. | практика |
23. | Воздействие физических упражнений на мышечную , дыхательную и сердечно- сосудистую системы организма спортсменов. | теория |
|
24. | Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Первая помощь при травмах. | теория |
25. | Игры: «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». | практика |
26. | Игры: «Проведи», «Пчелки». | практика |
27. | Игры: «Светофор», «Гуси – лебеди». | практика |
28. | Игры: «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». | практика |
29. | Игры: «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». | практика |
30. | Беседа. Закаливание организма. Игра: «Кошки - мышки». | Теория, практика |
Тематическое планирование 3 - 4 класс «Поиграй со мной» |
№ п/п | Тема занятий | Вид деятельности занятий |
1. | Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Беседа. Твой организм. | теория |
2. | Игры: « Пчелки», «красная шапочка». | практика |
3. | Веселые эстафеты с предметами. | практика |
4. | Игры: «Пустое место, «Кот идет». | практика |
5. | Игры: «Птица без гнезда», «Быстро по местам». | практика |
6. | Беседа: органы чувств ( глаза, уши, кожа, нос , язык. | теория |
7. | Игры: «Воробушки», «Берегись, Буратино». | практика |
8. | Игры: «Зима - лето», «Космонавты». | практика |
9. | Игры:«Через ручеек», «У ребят порядок строгий». | практика |
10. | Игры: «Летает - не летает», «Статуя». | практика |
11. | Игры: «Кот идет», «Товарищ командир» | практика |
12. | Правила гигиены спортивной одежды и обуви. Игра: «Воробьи и вороны». | Теория, практика |
13. | Игры: Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». | практика |
14. | Игры: «Колдунчик», «Салки- выручали». | практика |
15. | Игры: «Гуси и волк», «Салки -выручали». | практика |
16. | Игры: «Проведи», «Пчелки». | практика |
«Сибиряк - значит лыжник». |
17. | Техника безопасности при занятиях на лыжах. Единые правила ухода за лыжным инвентарем. Освоение терминологии лыжника-спортсмена. | теория |
18. | Занятия на лыжне. Полоса препятствий. | практика |
19. | Занятия на лыжне. Особенности ступающего и скользящего шага. | Теория, практика |
20. | Понятия о разнообразие техник лыжного хода. Торможения и повороты. Занятия на лыжне. Игра «Лабиринт». | Теория, практика |
21. | Занятия на лыжне. Подъем и спуск по склонам. Игра «Космонавты». | практика |
22. | Занятия на лыжне. Веселые эстафеты. | практика |
23. | Занятия на лыжне. Игра «Два мороза». | практика |
24. | Занятия на лыжне. Отработка силы отталкивания координации движений и быстроты разбега. | практика |
25. | Занятия на лыжне. Игра «Кто быстрее?». | практика |
26. | Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно- сосудистую системы организма спортсменов. Требования к режиму дня с учетом тренировок. | теория |
«Поиграй со мной» |
27. | Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Режим дня. | теория |
28. | Игры: «Карусель» , «Забегалы». | практика |
29. | Игры: «Огородники», «Охотник и зайцы». | практика |
30. | Игры: «Волк во рву», «Пустое место». | практика |
31. | Олимпийская символика. «Веселые старты» | Теория, практика |
32. | Игры: « К своим флажкам», «Два мороза». | практика |
33. | «Веселые старты». Игры: «Гуси и волк», «Салки выручали». | практика |
34. | Правила поведения на водоемах. Игры: «Воробушки», Берегись Буратино». | Теория, практика |