СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное меопрятие "Если скажут слово Родина...."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное меопрятие "Если скажут слово Родина...."»

Внеклассное занятие по теме "Если скажешь слово "родина …" (Портрет России в неофициальных символах)

Бурмыкина Мария Олеговна, учитель начальных классов

Цель: познакомить учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России.

Задачи: развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина”, "Отечество”.

Оборудование: Макет русской избы, в ней – накрытый стол с предметами русского быта: самоваром, баранками. В углу избы стоит прялка, на лавке лежат лапти. На стене висят павлопосадские платки. В углу стоит расписной стилизованный самовар. Каравай и пирожки для угощения. Открытки матрёшек. Матрёшки для исполнения песни. Костюмы русские народные для мальчиков и девочек. Балалайка и гармошка. Костюм ростовой медведя. Ромашки для букета. Макет берёзы. Карта России с портретами детей. Презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Дети стоят посередине зала и поют песню : «Я, ты, он, она вместе – целая страна»

Затем они садятся с двух сторон зала.

II. Введение в тему занятия

Вступительная беседа

Учитель: Ребята! Мы с вами исполнили песню, в которой есть такие слова: «Я, ты, он, она , вместе – целая страна, вместе – дружная семья, в слове мы – сто тысяч я» Как вы понимаете эти слова? Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 2 )
На ней изображена наша страна. Как она называется? (Российская Федерация) 

Как называют жителей нашей страны? (Россияне) 

На карте нашей страны вы видите портреты. Чьи? Правильно, ваши. А как вы думаете, можно ли создать портрет нашей страны? Как это можно сделать? (Проблема, дети рассуждают)
У каждого государства есть свои отличительные признаки, которые позволяют представить её в мировом сообществе.

Как называются эти отличительные знаки?(Символы) 

Назовите мне их. Правильно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Они закреплены в основном законе нашей страны – Конституция.
(Слайд 3)
Но еще есть и неофициальные символы, те, которые позволяют представить нашу страну народам других государств через предметы, образы, явления.
Эти символы нигде не прописаны, но каждый, увидев их, знает – этот символ принадлежит России. Сегодня мы создадим образ, портрет нашей страны, используя эти, неофициальные символы.
Перед нами – рамка для портрета. И контур нашей страны. Мы будем постепенно заполнять этот контур символами, которые принадлежат только России. Так мы создадим портрет нашей страны.

III. Работа по теме занятия

1) Первый символ – народ. Имена Иван и Мария

Учитель: Из вступительной песни мы поняли, что главным богатством нашего государства являются люди. Именно люди делают Родину славной и великой. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Послушаем об этом стихи, которые подготовили наши ребята

1 ученик:

Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Танцуют, раздольные песни поют.

2 ученик:

Россия – Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю! Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!

3 ученик:

Россия – родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

4 ученик:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

5 ученик:

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.

Учитель: Итак, ребята. Первый символ нашей страны – это её люди. А у людей есть имена. Какие же самые распространенные русские имена вы знаете? (Дети рассуждают и мнения их расходятся)

Послушайте небольшой отрывок из песни и назовите самые распространенные русские имена. (Учитель поёт отрывок из песни «Гляжу в озёра синие»

Учитель: Итак, какие же самые распространенные русские имена вы услышали в песне? (Иванами да Марьями гордилась ты всегда)

– А знаете, ребята, к нам на праздник сегодня пришли Иван да Марья. (Выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах. Марья держит в руках хлеб и соль, русский каравай, покрытый рушником)

Учитель: Приглашаем, Иван да Марья на наш праздник!

2) Второй символ – хлеб да соль.

Мария: Здравствуйте, ребята!

Иван:

Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб да соль
На посиделки русские

Мария:

Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого и нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль.

Учитель берёт каравай и ставит его на стол, который стоит посередине избы.

Учитель: Какой символ русского народа принесли нам Иван да Марья?

(Слайд 4 )

Действительно, символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.
А как называется пирог, который держит в руках Марья? (Каравай) Итак, первый символ нашей страны прикрепит Иван.
Иван прикрепляет на контур карты России первый неофициальный символ страны – хлеб и соль.

Мария: Какая беседа без хлеба и соли?

Иван: Без хлеба и соли на свете нет доли!

Мария: Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Иван: Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель: Присаживайтесь, Иван да Марья и послушайте нашу песню.

(Иван и Мария садятся на лавку посередине избы)

3) Третий символ – берёза.

Исполнение хоровода под песню «Во поле берёза стояла» Посередине зала – ставится макет берёзы. Девочки танцуют хоровод вокруг берёзы.

Учитель: Ребята, а вы увидели сейчас еще один символ нашей Родины? Какой?
У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура, в Канаде – клён.
Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей, поэтому её еще называют «белоствольная Россия и берёзовая Русь» (Слайд 5)
Наши ребята выучили стихи о берёзе как символе России.

1 ученик:

Опять о них, кудрявых и белёсых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

2 ученик:

«Россия» – шепчут мне берёзы.
«Россия» – шепчут камыши
«Россия» – ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь»

3 ученик:

Мне не трудны твои нагрузки
Я в поле рос, я чубом рус
И я люблю тебя по – русски
Моя берёзовая Русь!

Прикрепляют на карту символ – берёзу.

4) Четвёртый символ – народный костюм, лапти, самовар

Учитель: Ребята, а вы знаете, что из белоствольной красавицы получают тысячи вещей? Кто знает, что можно изготовить из березы? (Ответы детей)
Приглашаем вас на экскурсию в русскую избу, воссозданную нашим школьным краеведческим музеем (Приглашаются несколько ребят)

Мария: Ребята, назовите предметы, сделанные из берёзы. ( на столе туески, ложки, лапти под лавкой, миска из цельного дерева, под лавкой лежат лапти)

Из бересты, коры берёзы можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. (Слайд 6)
Из бересты плели лапти – национальную обувь русичейИтак, пятый символ – лапти. (Слайд 7)Один ученик прикрепляет на карту символ России – лапти.

Иван:

Отгадайте загадку:
На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Это тульский …(самовар)

(Слайд 8)Иван прикрепляет рисунок самовара на карту России.

Учитель: Ребята, обратите внимание – Иван и Мария одеты в обычную одежду или она чем – то отличается от современной? Правильно, это русский национальный костюм. (Слайд 9 ). Можем мы его назвать символом России? Тогда прикрепим и этот символ на наш портрет.

(Еще один ученик прикрепляет на доску символ – костюм)

5) Пятый символ – изделия народных промыслов – хохлома, гжель, городец, жостово, дымка

Учитель: Но не только из березы наши предки мастерили свои предметы для жизни. На уроках технологии вы изучали народные промыслы. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы их знаете? А помогут нам в этом Иван да Марья. (Слайд 10)

В коробе изделия прикладного искусства: (дымка, хохлома, гжель, жестово, городец, матрешки). Иван и Марья достают их по очереди и загадывают загадки.

Иван: (показывая)

Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.

Мария:

Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях – Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки Называют ... (дымка)

Иван:

Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют … (хохломой)

Мария:

Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими
Нежными, красивыми. (Гжель)

Иван:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись … (Городца)

Мария:

Вот розаны, так розаны
Расстелились по полянам
Как красив он, как хорош
Этот... (жостовский поднос).

Учитель: Можем мы назвать народные промыслы символом России? Тогда прикрепим и этот символ на карту нашей страны. (Один из ребят – экскурсантов прикрепляет символ – народные промыслы)

Иван:

Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка. (Матрешка).

(Слайд 11 )

6) Шестой символ – матрёшка

Выходят девочки – матрёшки. В руках троих из наих – матрёшки одна большая, другая – поменьше, третья – маленькая)

Вместе: Шли матрёшки по дорожке, было их немножечко:

Первая: Раз – Матрёна,

Вторая: Два – Матрёшка

Третья: И одна Матрёшечка!

Девочки поют песню «Матрёшки»

Одна из матрёшек говорит:

Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!

Дети дарят гостям стилизованные матрёшки – открытки, изготовленные на уроках технологии. Одна из девочек прикрепляет символ России – матрёшку на карту.
7) Седьмой символ – медведь

Иван:

Расступись, народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!

– Ребята, вы знаете игру «У медведя во бору»?

Игра с медведем.

Вы ходит медведь. С двух сторон класса кладется 2 обруча. 1-ый обруч – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Медведь неуклюжий, поэтому детей никак не может словить.

8) Восьмой символ – частушки, балалайка и гармошка.

Медведь: Ох, и устал я. Дай-ка посижу и на ребят погляжу. А они пусть старика потешат – развеселят меня.

Учитель: Ребята, пусть мишка отдохнет, вы поиграли, а теперь скажите, какой символ России мы можем здесь выделить: (один ученик прикрепляет медведя на карту) ( Слайд 12)

Учитель: Традиционно на Руси народ любил песни, и одним из ее видов была частушка.

Частушки.

Мальчики:

Балалайку я возьму,
Да Потапычу спою!

Девочки:

Встанем девочки рядком,
Да частушки пропоём!

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем
От подружек не отстанем.

Исполняют частушки 3 девочки и 3 мальчика. В руках мальчиков балалайка и гармошка, у девочек платочки. 

Учитель: Ребята, с какими символами познакомили нас ребята и девчата? (Инструменты – балалайка и гармошка) Прикрепим на карту России символ – балалайку и гармошку. (Слайд 13 )

9) Девятый символ – ромашка

Выходят Иван да Марья.

Иван (обращается к Марии) Я вижу, у тебя в руках появился еще один символ России.

Мария (держит в руках ромашки): Да, ромашка, как и береза – символ русской природы. В России этот цветок даже является символом русского праздника, который отмечается летом. Это праздник семьи, верности и любви.

(Слайд 14)

Иван. Давай же поскорее прикрепим и этот символ на наш портрет! (Мария прикрепляет ромашку в центре портрета России)

IV. Заключение

Учитель: Вот мы и создали с вами портрет нашей Родины. (Слайд15)

А теперь во славу нашей страны споём песню. Дети поют песню «Моя Россия – моя страна» группы «Непоседы»

Учитель в заключение говорит слова: Мы забыли еще от одном символе нашей страны – гостеприимстве. Так сложилось, что наш народ всегда был хлебосолен. Поэтому мы хотим угостить вас пирожками. Под русские наигрыши на подносах Иван да Мария раздают пирожки гостям и детям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!