СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Если угодно, язык – это…» (Лингвистический анализ текста)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация создана к уроку русского языка по теме "Если угодно, язык - это..." (Лингвистический анализ текста"

Просмотр содержимого документа
««Если угодно, язык – это…» (Лингвистический анализ текста)»

Лингвистический анализ текста Урок русского языка в 11 классе

Лингвистический анализ текста

Урок русского языка в 11 классе

Океа́н (др.-греч. Ὠκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями.

Океа́н (др.-греч. Ὠκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями.

Океан Вода Огромное водное пространство Океан чувств Океан эмоций Лесной океан Воздушный  океан

Океан

  • Вода
  • Огромное водное пространство
  • Океан чувств
  • Океан эмоций
  • Лесной океан
  • Воздушный океан
Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В. Солоухин  4

Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.

В. Солоухин

4

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

Недолгое лето побаловало погожими днями и ушло на покой до будущего года. Еще нежило теплое солнце, но уже пахло прелостью и грибами. Золотая осень несмело ступила на порожек времени и тут же запросилась на холст, в глиняные кувшины, в хрустальные вазы. Она переливалась всеми оттенками желтого, багряного, алого, пахла ветром, яблоками и свободой: поставить парус на старенькую лодчонку, бросить в нее мешок яблок, и-и-и плыть по остатку жизни, насыщая уставшую душу ее красками и неслышной музыкой.  - О каком времени идет речь? - Найдите описание первых шагов осени. Какие тропы использует автор для создания образа?

Недолгое лето побаловало погожими днями и ушло на покой до будущего года. Еще нежило теплое солнце, но уже пахло прелостью и грибами. Золотая осень несмело ступила на порожек времени и тут же запросилась на холст, в глиняные кувшины, в хрустальные вазы. Она переливалась всеми оттенками желтого, багряного, алого, пахла ветром, яблоками и свободой: поставить парус на старенькую лодчонку, бросить в нее мешок яблок, и-и-и плыть по остатку жизни, насыщая уставшую душу ее красками и неслышной музыкой.

- О каком времени идет речь?

- Найдите описание первых шагов осени. Какие тропы использует автор для создания образа?

В осеннем парке сухо и тепло. Задира-ветер заполошно гоняет по аллеям нежно-желтенькие, свернувшиеся лодочкой, березкины листочки. На усыпанной солнечным золотом земле красиво и нежно старятся березы. Они застенчиво сбрасывают трепетные листья на еще теплую, еще не злую и вполне добрую землю, смущенно прикрываясь оставшимися. Хвастливо блестит на солнце темно-багряными кругляшами листьев кизил. Пышно прощается с летом горделивый красавец-клен, щедро устилая землю кружевными узорами из резных пылающих листьев. Услужливый ветерок приносит дымок осеннего костра, и я с наслаждением вдыхаю его запах! Им пропитывается одежда, волосы, воздух вокруг. Кажется, вся голубая крошка-планета Земля окутана благоуханием сентября, напоена им, как самыми тонкими, изысканнейшими духами, и Вселенная завистливо косится на нее! Слабый аромат опадающей листвы окрашивает наступающий вечер тонкой, нежной прелью.

- Какие чувства испытывает лирический герой произведения?

- Проанализируйте последние предложения абзаца. Какие тропы использует автор, говоря о нашей планете? Оправданно ли такое сравнение?

  В глубине аллей густой смарагд елей уже разбавлен сероватой желтизной лиственниц, почти осыпавшихся. Золотистая нежность берез смягчает осенний колер Природы, и та неспешно переодевается в хаки. Капельками алой крови на рыжем холсте запеклись ягоды красной рябины. На осенний бал приглашена и купчиха-калина, украсившая стареющее тело несметными рубинами ягод. Высокая синева вламывается в глаза сквозь поредевшие кроны деревьев, и дуэт пронзительной голубизны с золотисто-желтым ложится отрадой на осеннюю усталость.    - Как передано постепенное увядание природы? - Прав ли автор, говоря, что природа «переодевается в хаки»? - Ещё какие слова подчеркивают «осеннюю усталость» природы?

  В глубине аллей густой смарагд елей уже разбавлен сероватой желтизной лиственниц, почти осыпавшихся. Золотистая нежность берез смягчает осенний колер Природы, и та неспешно переодевается в хаки. Капельками алой крови на рыжем холсте запеклись ягоды красной рябины. На осенний бал приглашена и купчиха-калина, украсившая стареющее тело несметными рубинами ягод. Высокая синева вламывается в глаза сквозь поредевшие кроны деревьев, и дуэт пронзительной голубизны с золотисто-желтым ложится отрадой на осеннюю усталость. 

- Как передано постепенное увядание природы?

- Прав ли автор, говоря, что природа «переодевается в хаки»?

- Ещё какие слова подчеркивают «осеннюю усталость» природы?

В высокой куче сухой листвы кувыркаются дети. Они прыгают, охапками бросают ее кверху, зарываются в душистый мягкий ворох, визжат, хохочут. Внезапно сильный, резкий порыв ветра подхватил подброшенную желто-розовую, шелестящую жертву, закружил ее в озорном сумасшедшем хороводе, а, наигравшись вдоволь, уложил, трепетную, на землю! Он нежно ерошит мои волосы, ласково обдувает зарумянившееся на щедром солнце лицо, насвистывает на ушко музыкальные ветреные тайны и уносится в бездонную лазурь к любопытным облакам! Я улыбаюсь ему вслед: повеса!   - «Я улыбаюсь ему вслед: повеса!» о ком идет речь? - Почему автор называет ветер повесой? - С помощью каких тропов и фигур речи автор раскрывает характер ветра?

В высокой куче сухой листвы кувыркаются дети. Они прыгают, охапками бросают ее кверху, зарываются в душистый мягкий ворох, визжат, хохочут. Внезапно сильный, резкий порыв ветра подхватил подброшенную желто-розовую, шелестящую жертву, закружил ее в озорном сумасшедшем хороводе, а, наигравшись вдоволь, уложил, трепетную, на землю! Он нежно ерошит мои волосы, ласково обдувает зарумянившееся на щедром солнце лицо, насвистывает на ушко музыкальные ветреные тайны и уносится в бездонную лазурь к любопытным облакам! Я улыбаюсь ему вслед: повеса!

- «Я улыбаюсь ему вслед: повеса!» о ком идет речь?

- Почему автор называет ветер повесой?

- С помощью каких тропов и фигур речи автор раскрывает характер ветра?

Сентябрь! Ласково целует в макушку нежаркое солнце. Закрыть глаза и – рас-тво-рить-ся в его шелесте и ароматах! Закрыть глаза и – отдаться его тайнам и нежности! Закрыть глаза и – услышать музыку крыльев осенних!

Сентябрь! Ласково целует в макушку нежаркое солнце.

Закрыть глаза и – рас-тво-рить-ся в его шелесте и ароматах!

Закрыть глаза и – отдаться его тайнам и нежности!

Закрыть глаза и – услышать музыку крыльев осенних!

Синквейн – стихотворение, состоящее из 5 строк. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – стихотворение, состоящее из 5 строк.

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
 Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры. В. Солоухин

Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры.

В. Солоухин

Домашнее задание: Написать сочинение – пейзажную зарисовку на тему «Услышать музыку… . Октябрь»

Домашнее задание:

Написать сочинение – пейзажную зарисовку на тему «Услышать музыку… . Октябрь»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!