СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Если угодно, язык – это…» (Лингвистический анализ текста)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на развитие навыков лингвистического анализа текста. К уроку создана презентация.

Просмотр содержимого документа
««Если угодно, язык – это…» (Лингвистический анализ текста)»

7


Урок русского языка в 11 классе.

Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 с. Балахоновское

Рассказова Татьяна Николаевна

ТЕМА: «Если угодно, язык – это…» (Лингвистический анализ текста)

ЦЕЛЬ: продолжить обучение анализу текста; развивать умение находить в тексте тропы и фигуры речи, видеть их роль в создании художественного образа, в передаче авторской идеи, в воздействии автора на читателя; развивать коммуникативно-речевые умения; воспитывать у учащихся способность глубокого личностного восприятия мира.

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: образ, идея.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА: умение анализировать текст, находить тропы и фигуры речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, тексты, карточки для работы в группах, таблицы, запись звуков океана.

ЭПИГРАФ:

«Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи»

В.Солоухин

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Слайд 1


Рефлексия:

  • Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает слово океан?

    Слайд 2

  • Слово океан пришло к нам из греческого языка и означает «водное пространство».

  • Какие ассоциации возникают у вас при слове океан?

  • Итак, вы все представили огромное водное пространство, волны, то ласково, то яростно набегающие на берег, пространство, свободу…

  1. ВВЕДЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Беседа:

    • А когда еще уместно употребить слово океан? Представьте, что речь идет не о воде. Что еще можно сравнить с океаном?

      Слайд 3

    • Океаном назвал Владимир Алексеевич Солоухин язык. Можно ли согласиться с таким сравнением?

      Слайд 4

    • Прочитайте эпиграф к нашему уроку. («Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи»)

      Слайд 5

    • Как вы думаете, почему рядом оказались такие понятия, как древнегреческая амфора, хрустальный шар и … грязная лужа?

Вывод: Язык – наше богатство. Надо уметь мастерски владеть им, чтобы вести дружескую беседу, делиться своим настроением, жить в мире и согласии.

    • Итак, определите цель и задачи нашего урока сегодня.

Запись в тетради:

Число

Классная работа.

Если угодно, язык – это океан.

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

1. Слово учителя:

    • Итак, язык можно сравнить с океаном. Но если говорим об океане, то вспоминаем корабли. А если говорить о языке, то что можно сопоставить с кораблем?

      Слайд 6

    • Вы правы. Еще английский философ 16-17 веков Фрэнсис Бэкон писал: «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

    • С помощью какого тропа Бекон говорит о ценности книг?


2. Первое знакомство с текстом.

Слово учителя:

- Сегодня мы с вами будем говорить о языке. Я предлагаю вам познакомиться с прекрасной, на мой взгляд, пейзажной зарисовкой. Наша задача – проанализировать текст, посмотреть, как, с помощью каких художественно-изобразительных средств автор создает картину осени.

Клип

Чтение текста учащимися (текст звучит на фоне видеоролика)

Беседа:

    • Поделитесь своим впечатлением. Какую картину смогли представить, слушая этот текст? Что почувствовали?

    • Как бы вы озаглавили этот текст?

    • Автор Лариса Тарасова назвала свою пейзажную зарисовку яркой метафорой «Услышать музыку крыльев осенних. Сентябрь».Постараемся с вами проанализировать текст и понять, почему такое необычное название выбрала автор.

3. Работа в группах.

  • Вам необходимо проанализировать текст с точки зрения использования автором тропов и фигур речи для создания яркого образа ранней осени. На столах у вас отрывки из прослушанного текста. Вам необходимо внимательно их прочитать и ответить на вопросы, которые к этим отрывкам прилагаются. В процессе работы заполните таблицу тропов и фигур речи примерами из прочитанного текста. (Работа в группах в течение 7-10 минут)

    Слайд 7-10

  • Ответы учащихся на поставленные вопросы. Обмен мнением.

4. Работа с заключительным четверостишьем текста.

  • Перечитайте последние строки текста.

    Слайд 11

  • Что чувствует лирический герой?

  • Какие тропы и фигуры речи помогают автору раскрыть глубину чувств лирического героя, его восхищение природой и единение с ней?

  • Оправданно ли название текста «Услышать музыку крыльев осенних»?

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Беседа:

  • Итак, ребята. Вспомните, с чего начался наш урок? О чем мы сегодня вели речь? (О языке и умении им владеть)

  • С чем сравнивал язык Владимир Солоухин? Случайно ли такое сравнение?

Творческое задание:

Слайд 12

  • Составьте синквейн по теме нашего урока. Запишите в тетради.

  • Прочитайте, что у вас получилось.

  • Спасибо вам за работу. Я думаю, что наш урок оказался для вас полезным. Завершить его я хочу вновь словами В.Солоухина:

Слайд 13

«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете , к уровню культуры.»


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд 14

Мы вели речь о сентябре. Но на дворе у нас ноябрь. Осень поздняя. Напишите пейзажную зарисовку на тему «Услышать музыку … . Ноябрь».





Приложение 1.

Недолгое лето побаловало погожими днями и ушло на покой до будущего года. Еще нежило теплое солнце, но уже пахло прелостью и грибами. Золотая осень несмело ступила на порожек времени и тут же запросилась на холст, в глиняные кувшины, в хрустальные вазы. Она переливалась всеми оттенками желтого, багряного, алого, пахла ветром, яблоками и свободой: поставить парус на старенькую лодчонку, бросить в нее мешок яблок, и-и-и плыть по остатку жизни, насыщая уставшую душу ее красками и неслышной музыкой.

 
В осеннем парке сухо и тепло. Задира-ветер заполошно гоняет по аллеям нежно-желтенькие, свернувшиеся лодочкой, березкины листочки. На усыпанной солнечным золотом земле красиво и нежно старятся березы. Они застенчиво сбрасывают трепетные листья на еще теплую, еще не злую и вполне добрую землю, смущенно прикрываясь оставшимися. Хвастливо блестит на солнце темно-багряными кругляшами листьев кизил. Пышно прощается с летом горделивый красавец-клен, щедро устилая землю кружевными узорами из резных пылающих листьев. Услужливый ветерок приносит дымок осеннего костра, и я с наслаждением вдыхаю его запах! Им пропитывается одежда, волосы, воздух вокруг. Кажется, вся голубая крошка-планета Земля окутана благоуханием сентября, напоена им, как самыми тонкими, изысканнейшими духами, и Вселенная завистливо косится на нее! Слабый аромат опадающей листвы окрашивает наступающий вечер тонкой, нежной прелью.

 В глубине аллей густой смарагд елей уже разбавлен сероватой желтизной лиственниц, почти осыпавшихся. Золотистая нежность берез смягчает осенний колер Природы, и та неспешно переодевается в хаки. Капельками алой крови на рыжем холсте запеклись ягоды красной рябины. На осенний бал приглашена и купчиха-калина, украсившая стареющее тело несметными рубинами ягод. Высокая синева вламывается в глаза сквозь поредевшие кроны деревьев, и дуэт пронзительной голубизны с золотисто-желтым ложится отрадой на осеннюю усталость. 

 
В высокой куче сухой листвы кувыркаются дети. Они прыгают, охапками бросают ее кверху, зарываются в душистый мягкий ворох, визжат, хохочут. Внезапно сильный, резкий порыв ветра подхватил подброшенную желто-розовую, шелестящую жертву, закружил ее в озорном сумасшедшем хороводе, а, наигравшись вдоволь, уложил, трепетную, на землю и взял ее! Он нежно ерошит мои волосы, ласково обдувает зарумянившееся на щедром солнце лицо, насвистывает на ушко музыкальные ветреные тайны и уносится в бездонную лазурь к любопытным облакам! Я улыбаюсь ему вслед: повеса!

  Сентябрь! Ласково целует в макушку нежаркое солнце.

Закрыть глаза и - рас-тво-рить-ся в его шелесте и ароматах!

Закрыть глаза и – отдаться его тайнам и нежности!

Закрыть глаза и - услышать музыку крыльев осенних! 

Приложение 2.

Карточки для работы в группах.

Группа 1.

Недолгое лето побаловало погожими днями и ушло на покой до будущего года. Еще нежило теплое солнце, но уже пахло прелостью и грибами. Золотая осень несмело ступила на порожек времени и тут же запросилась на холст, в глиняные кувшины, в хрустальные вазы. Она переливалась всеми оттенками желтого, багряного, алого, пахла ветром, яблоками и свободой: поставить парус на старенькую лодчонку, бросить в нее мешок яблок, и-и-и плыть по остатку жизни, насыщая уставшую душу ее красками и неслышной музыкой.

  • О каком времени идет речь?

  • Найдите описание первых шагов осени. Какие тропы использует автор для создания образа?







 Группа 2.


В осеннем парке сухо и тепло. Задира-ветер заполошно гоняет по аллеям нежно-желтенькие, свернувшиеся лодочкой, березкины листочки. На усыпанной солнечным золотом земле красиво и нежно старятся березы. Они застенчиво сбрасывают трепетные листья на еще теплую, еще не злую и вполне добрую землю, смущенно прикрываясь оставшимися. Хвастливо блестит на солнце темно-багряными кругляшами листьев кизил. Пышно прощается с летом горделивый красавец-клен, щедро устилая землю кружевными узорами из резных пылающих листьев. Услужливый ветерок приносит дымок осеннего костра, и я с наслаждением вдыхаю его запах! Им пропитывается одежда, волосы, воздух вокруг. Кажется, вся голубая крошка-планета Земля окутана благоуханием сентября, напоена им, как самыми тонкими, изысканнейшими духами, и Вселенная завистливо косится на нее! Слабый аромат опадающей листвы окрашивает наступающий вечер тонкой, нежной прелью.



  • Какие чувства испытывает лирический герой произведения?

  • Проанализируйте последние предложения абзаца. Какие тропы использует автор, говоря о нашей планете? Оправданно ли такое сравнение?



Группа 3.



 В глубине аллей густой смарагд елей уже разбавлен сероватой желтизной лиственниц, почти осыпавшихся. Золотистая нежность берез смягчает осенний колер Природы, и та неспешно переодевается в хаки. Капельками алой крови на рыжем холсте запеклись ягоды красной рябины. На осенний бал приглашена и купчиха-калина, украсившая стареющее тело несметными рубинами ягод. Высокая синева вламывается в глаза сквозь поредевшие кроны деревьев, и дуэт пронзительной голубизны с золотисто-желтым ложится отрадой на осеннюю усталость. 



  • Как передано постепенное увядание природы7

  • Прав ли автор, говоря, что природа «переодевается в хаки»?

  • Ещё какие слова подчеркивают «осеннюю усталость» природы?







Группа 4.


В высокой куче сухой листвы кувыркаются дети. Они прыгают, охапками бросают ее кверху, зарываются в душистый мягкий ворох, визжат, хохочут. Внезапно сильный, резкий порыв ветра подхватил подброшенную желто-розовую, шелестящую жертву, закружил ее в озорном сумасшедшем хороводе, а, наигравшись вдоволь, уложил, трепетную, на землю! Он нежно ерошит мои волосы, ласково обдувает зарумянившееся на щедром солнце лицо, насвистывает на ушко музыкальные ветреные тайны и уносится в бездонную лазурь к любопытным облакам! Я улыбаюсь ему вслед: повеса!

  • «Я улыбаюсь ему вслед: повеса!» о ком идет речь?

  • Почему автор называет ветер повесой?

  • С помощью каких тропов и фигур речи автор раскрывает характер ветра?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!