7
Урок русского языка в 11 классе.
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 с. Балахоновское
Рассказова Татьяна Николаевна
ТЕМА: «Если угодно, язык – это…» (Лингвистический анализ текста)
ЦЕЛЬ: продолжить обучение анализу текста; развивать умение находить в тексте тропы и фигуры речи, видеть их роль в создании художественного образа, в передаче авторской идеи, в воздействии автора на читателя; развивать коммуникативно-речевые умения; воспитывать у учащихся способность глубокого личностного восприятия мира.
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: образ, идея.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА: умение анализировать текст, находить тропы и фигуры речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, тексты, карточки для работы в группах, таблицы, запись звуков океана.
ЭПИГРАФ:
«Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи»
В.Солоухин
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Рефлексия:
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает слово океан?
Слово океан пришло к нам из греческого языка и означает «водное пространство».
Какие ассоциации возникают у вас при слове океан?
Итак, вы все представили огромное водное пространство, волны, то ласково, то яростно набегающие на берег, пространство, свободу…
ВВЕДЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Беседа:
А когда еще уместно употребить слово океан? Представьте, что речь идет не о воде. Что еще можно сравнить с океаном?
Океаном назвал Владимир Алексеевич Солоухин язык. Можно ли согласиться с таким сравнением?
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. («Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи»)
Как вы думаете, почему рядом оказались такие понятия, как древнегреческая амфора, хрустальный шар и … грязная лужа?
Вывод: Язык – наше богатство. Надо уметь мастерски владеть им, чтобы вести дружескую беседу, делиться своим настроением, жить в мире и согласии.
Итак, определите цель и задачи нашего урока сегодня.
Запись в тетради:
Число
Классная работа.
Если угодно, язык – это океан.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
1. Слово учителя:
Итак, язык можно сравнить с океаном. Но если говорим об океане, то вспоминаем корабли. А если говорить о языке, то что можно сопоставить с кораблем?
Вы правы. Еще английский философ 16-17 веков Фрэнсис Бэкон писал: «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»
С помощью какого тропа Бекон говорит о ценности книг?
2. Первое знакомство с текстом.
Слово учителя:
- Сегодня мы с вами будем говорить о языке. Я предлагаю вам познакомиться с прекрасной, на мой взгляд, пейзажной зарисовкой. Наша задача – проанализировать текст, посмотреть, как, с помощью каких художественно-изобразительных средств автор создает картину осени.
Чтение текста учащимися (текст звучит на фоне видеоролика)
Беседа:
Поделитесь своим впечатлением. Какую картину смогли представить, слушая этот текст? Что почувствовали?
Как бы вы озаглавили этот текст?
Автор Лариса Тарасова назвала свою пейзажную зарисовку яркой метафорой «Услышать музыку крыльев осенних. Сентябрь».Постараемся с вами проанализировать текст и понять, почему такое необычное название выбрала автор.
3. Работа в группах.
Вам необходимо проанализировать текст с точки зрения использования автором тропов и фигур речи для создания яркого образа ранней осени. На столах у вас отрывки из прослушанного текста. Вам необходимо внимательно их прочитать и ответить на вопросы, которые к этим отрывкам прилагаются. В процессе работы заполните таблицу тропов и фигур речи примерами из прочитанного текста. (Работа в группах в течение 7-10 минут)
Ответы учащихся на поставленные вопросы. Обмен мнением.
4. Работа с заключительным четверостишьем текста.
Перечитайте последние строки текста.
Что чувствует лирический герой?
Какие тропы и фигуры речи помогают автору раскрыть глубину чувств лирического героя, его восхищение природой и единение с ней?
Оправданно ли название текста «Услышать музыку крыльев осенних»?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Беседа:
Итак, ребята. Вспомните, с чего начался наш урок? О чем мы сегодня вели речь? (О языке и умении им владеть)
С чем сравнивал язык Владимир Солоухин? Случайно ли такое сравнение?
Творческое задание:
Составьте синквейн по теме нашего урока. Запишите в тетради.
Прочитайте, что у вас получилось.
Спасибо вам за работу. Я думаю, что наш урок оказался для вас полезным. Завершить его я хочу вновь словами В.Солоухина:
«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете , к уровню культуры.»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Мы вели речь о сентябре. Но на дворе у нас ноябрь. Осень поздняя. Напишите пейзажную зарисовку на тему «Услышать музыку … . Ноябрь».
Приложение 1.
Недолгое лето побаловало погожими днями и ушло на покой до будущего года. Еще нежило теплое солнце, но уже пахло прелостью и грибами. Золотая осень несмело ступила на порожек времени и тут же запросилась на холст, в глиняные кувшины, в хрустальные вазы. Она переливалась всеми оттенками желтого, багряного, алого, пахла ветром, яблоками и свободой: поставить парус на старенькую лодчонку, бросить в нее мешок яблок, и-и-и плыть по остатку жизни, насыщая уставшую душу ее красками и неслышной музыкой.
В осеннем парке сухо и тепло. Задира-ветер заполошно гоняет по аллеям нежно-желтенькие, свернувшиеся лодочкой, березкины листочки. На усыпанной солнечным золотом земле красиво и нежно старятся березы. Они застенчиво сбрасывают трепетные листья на еще теплую, еще не злую и вполне добрую землю, смущенно прикрываясь оставшимися. Хвастливо блестит на солнце темно-багряными кругляшами листьев кизил. Пышно прощается с летом горделивый красавец-клен, щедро устилая землю кружевными узорами из резных пылающих листьев. Услужливый ветерок приносит дымок осеннего костра, и я с наслаждением вдыхаю его запах! Им пропитывается одежда, волосы, воздух вокруг. Кажется, вся голубая крошка-планета Земля окутана благоуханием сентября, напоена им, как самыми тонкими, изысканнейшими духами, и Вселенная завистливо косится на нее! Слабый аромат опадающей листвы окрашивает наступающий вечер тонкой, нежной прелью.
В глубине аллей густой смарагд елей уже разбавлен сероватой желтизной лиственниц, почти осыпавшихся. Золотистая нежность берез смягчает осенний колер Природы, и та неспешно переодевается в хаки. Капельками алой крови на рыжем холсте запеклись ягоды красной рябины. На осенний бал приглашена и купчиха-калина, украсившая стареющее тело несметными рубинами ягод. Высокая синева вламывается в глаза сквозь поредевшие кроны деревьев, и дуэт пронзительной голубизны с золотисто-желтым ложится отрадой на осеннюю усталость.
В высокой куче сухой листвы кувыркаются дети. Они прыгают, охапками бросают ее кверху, зарываются в душистый мягкий ворох, визжат, хохочут. Внезапно сильный, резкий порыв ветра подхватил подброшенную желто-розовую, шелестящую жертву, закружил ее в озорном сумасшедшем хороводе, а, наигравшись вдоволь, уложил, трепетную, на землю и взял ее! Он нежно ерошит мои волосы, ласково обдувает зарумянившееся на щедром солнце лицо, насвистывает на ушко музыкальные ветреные тайны и уносится в бездонную лазурь к любопытным облакам! Я улыбаюсь ему вслед: повеса!
Сентябрь! Ласково целует в макушку нежаркое солнце.
Закрыть глаза и - рас-тво-рить-ся в его шелесте и ароматах!
Закрыть глаза и – отдаться его тайнам и нежности!
Закрыть глаза и - услышать музыку крыльев осенних!
Приложение 2.
Карточки для работы в группах.
Группа 1.
Недолгое лето побаловало погожими днями и ушло на покой до будущего года. Еще нежило теплое солнце, но уже пахло прелостью и грибами. Золотая осень несмело ступила на порожек времени и тут же запросилась на холст, в глиняные кувшины, в хрустальные вазы. Она переливалась всеми оттенками желтого, багряного, алого, пахла ветром, яблоками и свободой: поставить парус на старенькую лодчонку, бросить в нее мешок яблок, и-и-и плыть по остатку жизни, насыщая уставшую душу ее красками и неслышной музыкой.
О каком времени идет речь?
Найдите описание первых шагов осени. Какие тропы использует автор для создания образа?
Группа 2.
В осеннем парке сухо и тепло. Задира-ветер заполошно гоняет по аллеям нежно-желтенькие, свернувшиеся лодочкой, березкины листочки. На усыпанной солнечным золотом земле красиво и нежно старятся березы. Они застенчиво сбрасывают трепетные листья на еще теплую, еще не злую и вполне добрую землю, смущенно прикрываясь оставшимися. Хвастливо блестит на солнце темно-багряными кругляшами листьев кизил. Пышно прощается с летом горделивый красавец-клен, щедро устилая землю кружевными узорами из резных пылающих листьев. Услужливый ветерок приносит дымок осеннего костра, и я с наслаждением вдыхаю его запах! Им пропитывается одежда, волосы, воздух вокруг. Кажется, вся голубая крошка-планета Земля окутана благоуханием сентября, напоена им, как самыми тонкими, изысканнейшими духами, и Вселенная завистливо косится на нее! Слабый аромат опадающей листвы окрашивает наступающий вечер тонкой, нежной прелью.
Какие чувства испытывает лирический герой произведения?
Проанализируйте последние предложения абзаца. Какие тропы использует автор, говоря о нашей планете? Оправданно ли такое сравнение?
Группа 3.
В глубине аллей густой смарагд елей уже разбавлен сероватой желтизной лиственниц, почти осыпавшихся. Золотистая нежность берез смягчает осенний колер Природы, и та неспешно переодевается в хаки. Капельками алой крови на рыжем холсте запеклись ягоды красной рябины. На осенний бал приглашена и купчиха-калина, украсившая стареющее тело несметными рубинами ягод. Высокая синева вламывается в глаза сквозь поредевшие кроны деревьев, и дуэт пронзительной голубизны с золотисто-желтым ложится отрадой на осеннюю усталость.
Как передано постепенное увядание природы7
Прав ли автор, говоря, что природа «переодевается в хаки»?
Ещё какие слова подчеркивают «осеннюю усталость» природы?
Группа 4.
В высокой куче сухой листвы кувыркаются дети. Они прыгают, охапками бросают ее кверху, зарываются в душистый мягкий ворох, визжат, хохочут. Внезапно сильный, резкий порыв ветра подхватил подброшенную желто-розовую, шелестящую жертву, закружил ее в озорном сумасшедшем хороводе, а, наигравшись вдоволь, уложил, трепетную, на землю! Он нежно ерошит мои волосы, ласково обдувает зарумянившееся на щедром солнце лицо, насвистывает на ушко музыкальные ветреные тайны и уносится в бездонную лазурь к любопытным облакам! Я улыбаюсь ему вслед: повеса!
«Я улыбаюсь ему вслед: повеса!» о ком идет речь?
Почему автор называет ветер повесой?
С помощью каких тропов и фигур речи автор раскрывает характер ветра?