СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Что мне поможет стать творческим учителем?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.

Генри Адамс

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Что мне поможет стать творческим учителем?"»

Что мне поможет стать творческим учителем?


Учитель прикасается к вечности:

никто не может сказать, где

кончается его влияние.

Генри Адамс.


Творчество входит в жизнь человека с детства, сразу: только развиваясь, творя, мы начинаем расти как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Кто-то играл в «дочки-матери», кто-то в машинки, а я – в школу. Мне нравилось делать для кого-то мир понятным, ясным, совершенным. Не так давно придя в школу уже не в качестве ученика, но в качестве молодого специалиста, я всё чаще задумываюсь над тем, каким должен быть настоящий Учитель (именно с большой буквы), какими качествами он должен быть наделён? Призвание это или профессия?

«Кто всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель…». Часто можно услышать, как родители говорят своим детям, что школа – это второй дом, а учителя – вторые родители. Помнится, и мне такое говорили… Ведь именно учителя открывают детям мир, принимают их открытия, дарят истину, выступают проводником к чему-то доброму, чистому, светлому, служат эталоном мудрости.

Но для того, чтобы всё это было осуществимо, необходимо присутствие у педагога одного из важнейших качеств – умения находить подход к каждому ребёнку, каким бы колючим, ершистым и закрытым он ни был. Но это умение требует колоссального вложения сил, терпения, энергии и упорства. Именно тогда можно будет рассчитывать на положительный результат. Кроме того, учитель должен уметь расположить к себе детей, создать некие доверительные отношения, для того, чтобы ребёнок, не боясь получить «нагоняй», мог обратиться с вопросом, если ему что-то непонятно. Проводя много времени в школе, ученик должен знать, что он может просто обратиться за советом, зная, что его выслушают.

Какие ещё качества должны присутствовать у настоящего учителя? Преподавая предмет, учитель должен заинтересовать всех сразу, удерживая внимание на протяжении всех 45 минут. Сделать это очень непросто без приобщения к своей деятельности творческого подхода. У педагога должно быть стремление к творчеству! Этот тезис должен быть подчеркнут жирной красной линией. По моему мнению, в первую очередь творчество учителя проявляется в обнаружении вариантов нестандартных путей решения педагогических задач. Да, эти варианты уже описаны, изучены, но каждый педагог открывает их для себя. Доказанный факт: применяя в любой деятельности нестандартный подход, включая фантазию и воображение, достигаются высокие результаты, появляется повышенная заинтересованность. Так вот, педагогическая деятельность – не исключение, а многократное подтверждение этого факта.

Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет». Создавая на своём уроке все условия для творчества, педагог хочет, чтобы его ученики не только работали «по стандартным схемам», но и давали волю воображению, полёту своей собственной, уникальной мысли. У учителя должно быть умение развивать и поддерживать творческую жилку своих учеников. Это непросто, часто этому посвящается вся жизнь.

По поводу творческой деятельности учителя написано много трудов, причем все авторы данных работ связывают творческую деятельность педагога с его профессиональной компетентностью. В педагогической деятельности это поиск новых методов, приёмов обучения. В личностной сфере это, прежде всего, самореализация учителя, его профессиональное развитие, осознание себя творческой индивидуальной единицей. Народный учитель СССР Владимир Абрамович Караковский был твёрдо убеждён, что «творчество педагога – важнейший признак педагогической культуры».

Готовясь к написанию этой работы, я решила произвести опрос учителей и учеников нашей школы. Предлагаю вниманию некоторые цитаты. Вопрос для них был поставлен следующий: «Каким должен быть творческий учитель?».

«Уроки не должны проходить все по одной схеме. Дети не терпят однообразия, их привлекает всё новое. Нужно комбинировать разные варианты в зависимости от темы урока и предмета. Творческому учителю важно быть современным, ведь подростки очень чутко реагируют на тенденции, а учитель должен быть тем, за кем хочется идти».

«Творческий урок должен быть интересным и познавательным. А самое главное понятным и практичным».

«Я хочу, чтобы уроки проходили насыщено, чтобы учитель, объясняя новую тему, использовал презентации, интересные факты (например, из истории)».

«Считаю, что все возможные формы должны использоваться. Нельзя останавливаться только на одной из форм проведения урока. Творческий урок с современным учителем должен быть интересен каждому ученику!».

Однако мало быть творческой личностью, нужно уметь направить всё это в «правильное» русло. Этим и определяется степень педагогического мастерства. «Мастер – лучший по профессии». Это определение сначала более всего относилось к ремесленникам. Но с начала XX века понятие «мастерство» всё больше стали связывать с представителями творческих профессий: мастер кисти – художник, мастер рифмы – поэт, мастер сцены – актёр. Исходя из того, что педагогическая деятельность также носит творческий характер, устойчивым и естественным стало понятие «педагог - мастер». И нужно иметь достаточно точное представление о сущности педагогического мастерства, его многоплановости и сложности. Возможно, мастерство – то великое чудо, которое рождается в мгновение ока для того, чтобы нашлось оригинальное решение.

Рассмотрев аспекты творческого подхода в работе учителя, я думаю, что отказываться от творчества в школе нельзя, его необходимо развивать, подпитывать, подкреплять. Ведь каждый ученик уникален. Но сделать это могут только те люди, которые действительно ЛЮБЯТ. Любят детей и то, что они делают. Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Вы не найдёте другой профессии, которой отдают столько красивых слов: благородная, почетная, высокая, прекрасная. Но и нет другого профессионала, к которому выдвигалось бы столько требований: он должен быть честным, компетентным, знающим своё дело, любящим своё государство, вторым «родителем», добрым, готовым к компромиссам, психологом человеческой души. Он должен быть первым…

Первым даже в решении окружающих нас проблем. Как сделать окружающую действительность гуманнее, человека – ответственнее, наш внутренний мир – глубже и светлее?.. Твори, учитель!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!