СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе. "Я - учитель!"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

ЭССЕ «Я – учитель!»

 

Просмотр содержимого документа
«Эссе. "Я - учитель!"»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

ЭССЕ «Я – учитель!»


Максимовой Светланы Викторовны, учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Белоярский имени Бабушкина А.М.»


Палитра «учительских» снов


«Врылась, забылась - и вот как с тысяче-

футовой лестницы без перил.

С хищностью следователя и сыщика

Всe мои тайны - сон перерыл», -

Марина Цветаева

Август… Именно в этом месяце начинаются «учительские» сны. Вот как у Ф.М. Достоевского: «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью». Однако состояние моё вовсе не болезненное, оно «учительское», если можно так сказать. Учитель – это не профессия, а скорее всего, образ жизни. И мои чудные сны, в которых трудится моё подсознание, отображают мою педагогическую действительность.

Какая же она, эта палитра «учительских» снов? И вдруг складывается целая панорама в разноцветную мозаику: радостные, словно лучики света, счастливые, восхищённые лица учеников. Мы таких учеников видим каждый год первого сентября. Но как постараться сделать так, чтобы эти лица остались такими же неповторимыми, непосредственными, восторженными до конца их школьной жизни? Здесь появляется учитель-художник, мазок которого важен для создания личности, для создания истинного человека. Здесь уместно вспомнить слова бразильского писателя Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно».

Первый сон. Август. Один и тот же всегда сон: урок, тишина, устремлённое на меня большое количество вопросительных глаз, чего-то от меня ждут. А я стою, растерянная, и не знаю, что сказать, как себя вести. У меня паника, дрожь по всему телу. Ужас! Зачем я здесь? Не понимаю, какой предмет преподаю, что могу сказать, чему могу научить? Может, это случайность? Одна картина сменяется другой. И вдруг на самые разные вопросы извлекаю ответы из прошлого. И вот вижу - Детство. 1983 год. 1 сентября. Школа. Первый класс. Первая встреча с учителем. Каким был тот день? Яркое солнечное утро. Праздничная линейка. Девчонка с голубыми глазами и большими бантами держит в одной руке звонок, а в другой – огромный букет бордовых георгин. Спустя 38 лет всплывает по-особому согревающий образ: доброе лицо, мягкая улыбка, серые глаза, излучающие свет. Образ моей первой учительницы Елизаветы Ионовны Кипкаевой, которая в один момент стала идеалом во всём. Возникло желание быть такой, как Она, и – как Она – стать учителем. Было ли это желание тогда обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться. Многие скажут, что это простая детская психология. Нет, вовсе не простая. В центре комнаты доска маленькая, квадратная, кусок мела, «классный журнал» на столе. Первые ученики – мои куклы, уже сидят за своими партами. Начинаю свой урок. Детская игра? Что Вы, нет! Детство - это мир фантазий, которые со временем реализуются во взрослой жизни. Уже тогда меня не интересовали другие профессии: мне не хотелось лечить животных, меня не интересовали наборы расчесок и резинок для парикмахерской. Только бы были мелки и моя школьная доска.

1987-1993 годы. Встреча с чудесными педагогами – Валентиной Яковлевной Галкиной и Верой Анатольевной Бекчевой, благодаря которым я влюбляюсь в предметы «Русский язык» и «Литература». Пример порядочности, честности, любви к своему делу, настоящие наставники – мои учителя русского языка и литературы. Каждый их урок становится настоящим постижением родного слова. Валентина Яковлевна с горящими глазами рассказывает о Пушкине, отчётливо живёт в памяти то состояние души: я тоже хочу рассказывать о Пушкине и Гоголе, хочу стоять у доски с горящими от вдохновения глазами. И вновь, как тогда, в детстве, в начальной школе, желание стать такой, как Она, но на этот раз желание вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью.

Мой выбор сделан! Я выбираю филологический факультет Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина. Студенчество, яркое и незабываемое, раскрашенное во все цвета радуги! 1999 год! Долгожданный диплом! Квалификация – учитель русского языка и литературы! Студенческая палитра сменяется учительской. Я – учитель! И это не сон!

Этого момента я ждала пять лет. И вот он настал – этот счастливый миг. Представляю, как мы скоро будем как одно целое: Пушкин, я и мои ученики, готовые пойти за мной на край земли! В ожидании чуда вхожу в класс, не вхожу, а словно влетаю на крыльях! Чудо не заставило себя долго ждать: настороженные лица, насмешливые глаза, постоянно смотрящие куда-то под учительский стол, потайной хохот за задней партой. Чего-то ждут. Но не урока о Пушкине. Тщетно пытаясь выяснить, что происходит, все-таки начинаю урок. Вдруг откуда-то раздаётся слабый писк. И этот писк не откуда-то, а из моей сумки. Открываю и вижу испуганные глаза маленького взъерошенного котёнка, которого засунули в мою сумку ради забавы ученики. Вот почему хохот, вот почему насмешка. Продолжаю вести урок. Но – нет никакого урока, ничего нет: ни учителя с горящими глазами, ни Пушкина! Эмоции зашкаливают, мечта рушится! Звенит звонок. Молча выхожу из класса, пытаясь сдержать слёзы от обиды. Не получается! Ведь я старалась, готовилась! Сон – страшный сон, изорвал, истерзал в клочья мою душу. Пробую вернуться в реальность.

Я взрослый человек, завтра на урок придёт строгий учитель, они будут трепетать от одного моего взгляда! Но, какая глупость, могу заметить через несколько лет. На следующий день, честно говоря, не хотелось идти в класс. Ведь моя заветная мечта ими разрушена! Следующий день. Урок литературы. И то, что происходит, для меня совершенно неожиданно. Тянется несмело рука: «Можно рассказать о Пушкине?» И они рассказали, да так, что ни в одном «учительском» сне и не приснится. А стихи? Дети читали стихи наизусть с таким вдохновением, с такой искренностью.

И вот он, наш Пушкин!

«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель».

С тех пор прошло 20 с лишним лет. Мой первый выпуск. Мои выпускники уже взрослые и при встрече говорят: «А хотите, мы Вам Пушкина почитаем!». Тогда, на первом уроке, я поняла, что нет никакой технологии, если нет контакта, если нет взаимопонимания, простой человеческой искренности. У замечательного педагога, интереснейшего человека В.М. Лизинского, в книге «Записки из большого чайника» есть такие слова: «Учитель, дети с удовольствием простят тебе твои ошибки, если ты будешь уважать и их заблуждения». Надо уметь уважать ребёнка. Надо видеть в нём Человека. На уроке главное – не учитель - ученик, а человек с человеком. Ведь тогда ученики поняли меня, как мне было горько и обидно, они почувствовали себя виноватыми и сделали наш урок литературы незабываемым. Скорее всего в этом и есть назначение учителя литературы - дать возможность детям понять, дать оценку происходящему через понятия поступков и действий героев произведения. А я-то, взрослая, обиделась! В тот момент и не подумала о том, что дети испытывали молодого учителя на прочность. Они ждали другой реакции. Крики, вопли до хрипоты… Но этого не произошло, меня бы не услышали. Я закончила урок вежливо, аргументированно, как со взрослыми. Какая педагогическая технология сработала на этом уроке? Знаю точно только одно: это был самый эффективный урок и для меня, и для моих учеников. Так в начале моего педагогического пути я поняла: нет урока без личностно-ориентированного подхода.

И снова сон. Готовимся к вечеру творчества, посвящённому театральному искусству. Выбрали Гоголя! Гоголь, неповторимый Гоголь! Распределение ролей, бесконечные репетиции, счастливо светящиеся лица актёров, которые для меня не просто талантливы, а безумно талантливы! Наконец, постановка. Стою за кулисами, переживаю!... Всё завершилось успехом! Зал аплодирует, дети радостные!

Пробуждаюсь. Мысли, мысли! Идеи! Ведь мои артисты вновь готовы репетировать, учить и ставить, пропадать в школе до вечера. Роль должна быть у всех, ученики все способные и талантливые. Снова выбор! Чехов «Гроза», Островский «Свои люди – сочтёмся!», Грибоедов «Горе от ума» - всё это не «пройдено» или «изучено», а прочувствовано, прожито, унесено с собой во взрослую жизнь.

Когда-то великий Шекспир сказал: «Весь мир- театр». Школьная жизнь – это тоже театр, и главное в нём – человеческие души, ранимые, восприимчивые ко всему. Чтобы жизнь засверкала самыми незабываемыми яркими красками, необходимо сделать так, чтобы этот театр не стал «театром одного актёра», поэтому надо дать роль каждому. Каждый ученик имеет право на ошибку, на знания, на успех, на внимание, на понимание. В этом и есть главная миссия учителя.

В августе начавшиеся сны продолжаются до конца июня. Они всегда становятся неким толчком к новым раздумьям, размышлениям. И снова сон. Готовимся к конкурсу чтецов «Живая классика». Мне снится, как худенькая девочка с косичками робко подходит, пряча за спиной тоненькую тетрадь, и говорит: «Можно я прочитаю Вам свои стихи?». Несмело начинает читать. Ей тяжело, она ждёт моей оценки…человеческой оценки. Она мне открывает свою душу, свои переживания, мысли. Я улыбаюсь, стараюсь поддерживать, хвалю, подбираю нужные слова, чтобы не ранить её искренность и наивность. «Новоиспечённая» поэтесса вдруг спрашивает: «Светлана Викторовна, а Вы пишете стихи?»

Просыпаюсь в кошмаре! Что же мне ей сказать? Призналась честно: «Писала, но, как булгаковский герой, поняла, что они чудовищны, поэтому больше не пишу». Полагаю, чтобы иметь право учить, надо прежде всего быть честным перед собой и своими учениками, ибо честность рождает честность. Мои ученики это чувствуют и с достоинством воспринимают критику, в том числе критично относятся к своим стихам. Но как расцветают от похвалы! Главный помощник учителя – разумная похвала. Я в этом убеждена! Восхищаюсь своими учениками и всегда говорю о том, какие они год от года талантливые, умные, интересные.

Уроки, уроки, уроки! Сколько их? Сон. Уроки во сне! Необычные, разные по тональности, контрастные, переливающиеся разными красками, сплетающиеся в волшебные узоры. И вот во сне снова уроки, необыкновенные по своему колориту, сплетающиеся в чудные узоры, разные по тональности и настолько контрастные. А как без этого? Без непредсказуемости? Учитель должен удивлять, иначе скучно, неинтересно.

Сон. Лиц не вижу! Только силуэты, они склонились над айфонами, гаджетами, компьютерами. Конкуренция? Как выиграть в этой борьбе? Стремиться к тому, чтобы новые технологии стали для нас общим занятием. Звёздный час настал для детей! Они с большим наслаждением, упоением учат меня, как пользоваться социальными сетями, как входить в инстаграм, в ВК, монтировать видеоролики и т.д. Поменялись ролями, теперь мои ученики стали моим учителями. Я уважаю их знания и умения и принимаю их интересы. Я же учусь с удовольствием и думаю: «Вместе с вами и с новыми технологиями мы горы свернём!» Интернет! Что бы мы без него делали? Теперь интернет - это не конкурент, а союзник. Этот волшебный сон становится явью. Какие насыщенные тона, какая глубина цвета!

И вновь реальность… Интернет – великое чудо, которое открывает нам большие возможности, поглощает много времени. Работая за компьютером, не замечаешь, как убегают не только минуты, но и часы. А когда же читать детям? Современный ученик не берёт в руки книгу, при слове «библиотека» у него появляется насмешка. Что происходит? Как быть и что делать учителю словесности? Советов масса. Часто приходится слышать от учеников: «Мне некогда читать, да и неинтересно». Причём это говорят не двоечники, а дети, хорошо разбирающиеся в компьютере, некоторые среди них победители олимпиад, различных конкурсов. В этом случае рекомендую послушать аудио или посмотреть с родителями экранизацию, или предлагаю посмотреть буктрейлер. Это видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге. Главное, не пересказать, а внести интригу, заинтересовать. Буктрейлер – пригласительный билет в литературное произведение. Это новый жанр, который объединяет художественную литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии. Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «После бала» дети сами составили буктрейлер. И вдруг один из учеников сообщает, что прочитал с интересом этот рассказ, и у него появилось желание прочитать ещё и самому составить видеоролик. Ну разве не чудо! И в то же время они меня учат грамотно импортировать видео на сайт, дают советы, а я восхищаюсь. Личное общение! В педагогике личное общение – эффективный способ для дальнейших действий. После прочтения ученики ждут моей реакции на прочитанное, сравнивают своё видение с видением взрослого, начинают размышлять, давать оценку. Любят ситуации, когда им удаётся сделать открытие! Вовремя откликнуться, дать понять, насколько оно значимо – вот моя задача, задача учителя.

И снова сон. ФГОС – так он называется. Отнюдь не страшная аббревиатура, веяние современности. ФГОС – это актуально! Снится мне ребёнок, школьник, который изучает внимательно, стараясь не пропустить ни одного слова, длинный список каких-то терминов. И что же это? Ответ прост: это ожидаемые от него личностные результаты, записанные аккуратным почерком разными учителями-предметниками: физруком, географом, математиком…. А ещё кто причастен? Родители и, наконец, сам ученик. Ох, бедный ребёнок! Сколько всего навалилось на него, на его ещё не успевшую окрепнуть душу. Он сгорбился, ссутулился под этим тяжёлым бременем терминов. Вот откуда сколиоз, неказистость!

Реальность… Урок! Что я написала в технологической карте? Какого личностного результата жду? Читаю и «умиляюсь» правильностью, точностью фраз: «Формирование знаний о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека». И снова эти глаза: лучистые, озорные, вопросительные – устремились на меня. Что я от них жду за один урок? Личностного результата! Их пятнадцать человек, а ожидаемый результат один, причём один и тот же. Как быть? И вдруг, словно по мановению волшебной палочки, приходит на помощь педагогическое мастерство. Каким же мастерством я должна обладать? Оказывается, всё простое находится в сложном: увидеть личность каждого ребёнка. Учителю необходимо в каждом ученике увидеть Человека и воспитать в нём личность.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов пишет: «Бывают странны сны, а наяву страннее». Так и со мной. Палитра «учительских» снов, какая она? Если снятся только чёрно-белые сны в продолжение долгого времени, что делать? Бежать куда глаза глядят, бежать из школы? Нет! Это не про меня! Тогда не будет хватать ярких снов. А чтобы они были, необходимо работать над собой, быть требовательной и честной прежде всего перед собой. И не жалея себя и свих сил, надо быть интересной!

Подходит июнь – финишная прямая «учительских» снов. В июне тоже сны, сны-переживания. Беспокоит, какие результаты покажут ученики на экзаменах, куда поступят, как сложится будущее выпускников, хорошо ли они подготовлены к новой, взрослой жизни? Что у них останется в памяти, какая «школьная картина» отобразится?

Наверное, у каждого человека складывается своя школьная «картинная галерея». Однако не каждый может переписать сюжеты заново. И ежедневно в моих руках палитра, кисти, чистый холст. Со своими помощниками, талантливыми, необыкновенными, неповторимыми, всякий миг создаю новую картину, насыщенную яркими красками: доброты, сердечности, искренности, любви, человечности. Если вдруг что-то не получается, то обращаюсь к примеру великого Рубенса, пытаюсь найти свет, озаряющий самое нужное и приметное в моей картине. Здесь важно понять, что нужное и приметное следует искать в наших учениках, не «сломать» ещё «хрупкое очарование» личности каждого.

И снова сон. Вижу бескрайние просторы, плеск сверкающих волн, слышу пение чаек над водой. Передо мной живая картина Айвазовского - небо и морские волны. Изумительное сочетание красок! И вот вдали по бирюзовой глади моря, плавно скользя, словно совершая свой грациозный танец в прозрачных водах, показались удивительные морские существа - дельфины. Дельфины – это символ любви, мудрости, движения. Моё педагогическое кредо в том и состоит: любовь к детям и профессии, стремление к содружеству и сотворчеству, движение вперёд и не стоять на месте.

Сны, чудесные, яркие и не очень, чёрно-белые, они отличаются чрезвычайной правдивостью, школьные сны! Размышляя о своей профессии, блуждая по нескончаемому лабиринту своего подсознания, я создала свою палитру «учительских» снов. Главными героями моих снов являются ученики, без их таланта и интереса нет и состоявшегося учителя.



Источники информации

  1. Арапова, П. И. Педагогика высокого полета. – М. : Педагогический поиск, 2015. – 128 с.

  2. Дорохова, Т. С. Самоотверженность как характерная черта педагога: история и современность / Т. С. Дорохова, Ю. С. Тарагара, В. И. Сафрайдер // Традиции и инновации в педагогическом образовании. – 2019. – С. 30-34.

  3. Шеина, А. А. Особая миссия педагога и подготовка к ее выполнению / А. А. Шеина // Этнодиалоги. – 2018. – № 2 (56). – С. 166 – 171.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!