Эссе «Я - учитель»
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,-
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский
Не случайно эпиграфом к своей творческой работе я взяла слова выдающегося поэта Р. Рождественского, ведь без веры нельзя идти к людям, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное».
Учитель… Что стоит за этим привычным словом? Я уверена, что учитель - это не профессия. Это призвание! Быть учителем - значит открывать в себе новое, смотреть на мир глазами детей, переживать вместе с ними их победы и неудачи, нести за них ответственность. И, конечно, не забывать, что эта профессия требует от тебя полной отдачи сил и днем и ночью.
Мне часто задают вопрос: почему именно профессию педагога я выбрала? Однозначного ответа я дать не могу. Я вспоминаю все: и первую учительницу, и свой класс, и последний звонок, и школьный бал. Все эти воспоминания возвращают меня в детство, и так хочется вновь войти в класс… И после выпускных экзаменов не отпускала меня школа. Именно тогда я и решила: буду учительницей! И только первой!
В институте я поняла, что у учителя начальной школы важнейшая задача – заложить прочный фундамент знаний. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель – это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию». Эти слова выдающегося педагога я не раз вспоминала, когда пришла работать в школу. Именно поэтому моя жизненная позиция (сейчас это принято называть модным словом «кредо») заключается в следующем: учитель должен быть профессионалом. Значит, постоянно учиться, совершенствоваться, расти.
Не менее важным в своей работе я считаю умение видеть в каждом ученике личность. Когда-то Сократ сравнил учителя с дождевой каплей, которая «открывает потенциал каждого зерна». У меня таких «зёрнышек» - 24. Именно первому учителю предстоит нелегкая задача: открыть талант (ведь каждый из нас пришел в этот мир не случайно!) и сделать все для того, чтобы к ребенку пришел первый успех. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске, чтобы создать из повседневного удивительное. Урок для меня – творческая мастерская, где о сложном пытаюсь говорить просто, увлекательно и эмоционально. Для того чтобы урок получился, я непременно должна следовать совету М. Монтеня: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими».
О чем я еще всегда стараюсь помнить? О том, что мои ученики должны вырасти настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, великодушными, способными полюбить этот мир, быть счастливыми и дарить это счастье окружающим. Поэтому мои уроки – это уроки доброты, милосердия, неравнодушного отношения ко всему живому. Ощущение света, радости бытия рождается благодаря тому, что на наших уроках звучит классическая музыка, поэзия Пушкина, Некрасова, Фета, проза Паустовского, Пришвина. Процесс обучения у нас превращается в совместную работу, общение и обучение максимально сливаются. Пробудить «чувства добрые» - вот сверхзадача учителя. В этой профессии нет места гневу, ненависти, презрению, лицемерию и фальши.
О чем еще необходимо помнить всем тем, кто выбрал профессию учителя, кто ежедневно общается с ребенком? Я убеждена: нужно научиться понимать каждого, в том числе и детей с особенностями развития. Детство каждого ребенка должно быть радостным. Ведь мой ученик – это свободный, независимый человек. Он – личность!
Я часто задаюсь вопросом: счастливо ли сложилась моя жизнь и что такое счастье? Турецкий поэт Назым Хикмет сказал: «Счастье - это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой». Если следовать этим словам в определении счастья, то я по-настоящему счастливый человек. Значит, мною сделан правильный выбор профессии. Я – первый учитель! Я каждый день, счастливая, прихожу в гимназию № 7 города Тамбова.
Эпиграфом к своему эссе я взяла стихи Р. Рождественского, который очень точно отобразил в своем стихотворении миссию тех людей, которые решили посвятить себя детям. Строками этого же поэта я и хочу закончить свое эссе:
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!