Я – учитель
Я учитель…В этой коротенькой фразе заключено очень многое. Я часто произношу ее, с разной интонацией, как бы пробуя слова на вкус. Проработав пятнадцать лет в школе, и не только в ней, я только теперь могу позволить себе сказать ее с определенной степенью уверенности. Наконец-таки я учитель…
Рисуя в голове образ будущей профессии в далеких девяностых годах, готовясь к поступлению в педвуз, я представляла себе это так: я, в красивом строгом костюме, в окружении детей, улыбающихся и счастливых, и мы вместе с ними идем по широкой и ровной дороге знаний. Нет, я не идеализировала себе будущую профессию. Я четко представляла себе трудности, которые меня ожидают, и была к ним готова. Не была готова к одному: в череде бесконечных реформ, инноваций и революций, в кипах бумаг, отчетов и мониторингов живое непосредственное общение с детьми станет своего рода роскошью…
Именно за этим - живым общением с детьми - я шла в профессию. Но в вихре постоянных преобразований, в эпоху отсутствия стабильности и неопределенности так легко потеряться и забыть о том, зачем мы, собственно, все приходим в школу…как больно иногда слышать от коллег фразу о том, что вот, мол, сейчас проводим детей, и сядем работать…И многие ломаются. Кто-то из молодых специалистов, закончив вуз, не решается идти работать в школу. Кто-то, поработав определенное время, ломается, разбиваясь о трудности, которых в нашей профессии великое множество: низкие зарплаты, огромный уровень ответственности, бюрократическая машина, непрестижность профессии, ненормальное отношение со стороны общества…И это отнюдь не полный список. И уходят учителя из школы…И уходят классные специалисты, отчаявшись, потеряв надежду.
Но кто-то остается…И кто-то возвращается. Возникает вопрос: почему? Что нас держит, оставшихся, вернувшихся, цепляющихся за профессию, держащихся за нее изо всех сил?
То, зачем пришли. То, ради чего шли в профессию, что не разучились видеть… Это трудно объяснить словами. Это ощущение, когда на урок приходишь, как на праздник. Когда маленькие и большие достижения детей воспринимаешь радостнее, чем свои. Когда теряешь ощущение времени, проводя мероприятие. Это ни с чем не сравнимое ощущение радости открытия нового знания, пусть маленького, но чуда…
К сожалению, чудо не происходит каждый день. И дети не стоят в очереди за знаниями…и нам приходится учить разных детей: мотивированных и не очень, из благополучных семей и не совсем, желающих идти в школу и категорически настроенных против нее. И школа в последние десятилетия изо всех сил старается не превратиться в место пыток для учеников. Мы бесконечно кого-то проверяем, сами готовимся к проверкам, куда-то несемся, вечно стараясь запрыгнуть в последний вагон. И только благодаря усилиям моих коллег - учителей школа умудряется выполнять свою священную миссию: сеять разумное, доброе, вечное…
Я - учитель…Учитель русского языка и литературы, английского языка, музыки и мировой художественной культуры… В моем случае это даже не принципиально. Я люблю каждый свой предмет, каждую дисциплину, которую преподаю. Я люблю учиться. Сама люблю постигать что-то новое…И как это ни парадоксально звучит, я сама часто учусь чему-то у своих учеников. Иногда только детский, ничем не замутненный взгляд на мир способен открыть Истину.
Я-учитель…Очень хочется верить, что я достойна этого звания. Очень хочется верить, что хороший. Но одно я знаю твердо: я знаю цену этой фразе. И я счастлива, что я учитель.