муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательнаяшкола № 15 села ПреображенскогоБуденновского района»
Эссе
«Я учитель-Прикумья»
Литвишкина Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
2020 год
Учитель! Об этой профессии говорят во все времена. Кто-то говорит хорошо, кто-то плохо. Но всегда мальчишки и девчонки мечтают быть учителями. Честно говоря, я в детстве мечтала стать врачом. И, возможно, так бы и было в жизни, если бы не вмешалась судьба. Я стала взрослеть, больше вникать в труд мамы. И как само собой, разумеющееся поступила в Буденновский педагогический колледж. Мне повезло, так как на моем пути встретилось много замечательных учителей. Потом был Ставропольский педагогический институт, красный диплом. И вот я уже учитель. Учитель Прикумья! Сколько всего скрыто в этих словах! Радости и огорчения, улыбок и слёз! Но я ни о чём не жалею. Ведь учителем быть непросто: всегда ходишь, нет, балансируешь на грани чего-то опасного и захватывающего, интересного. Быть нравоучительным и назидательным легче, чем научиться понимать детей и побудить их к самовоспитанию. Быть жестким и требовательным важно, но развивать личность ребенка можно только через его раскрепощение; ведь послушный и исполнительный ученик приятен каждому, а попытайся полюбить трудного и неспособного.
Каждый ребенок уникален по-своему, он пришел в этот мир, чтобы жить, учиться, радоваться. Каждый из детей обладает какими-то способностями, и моя задача состоит в том, чтобы увидеть эти способности, развивать их, поднимать ребенка в его собственных глазах, в глазах сверстников. Если учитель талантлив сам, то и ученики его будут талантливы.
Как важно нам понимать, что там, где есть принуждение, не бывает успеха. Ребенок в такой атмосфере никогда не будет готов к преодолению трудностей. А ведь основная наша задача – научить детей, как это делать.
Современный учитель, как мне представляется, должен быть человеком добросердечным. Иначе, как можно быть терпимым к детским шалостям, недостаткам, как воспитывать детей в атмосфере добра и любви! Ведь важно, кем станет мой ученик, но еще важнее, каким он станет.
Где та грань в воспитании, после которой человек никогда не обидит человека, не ударит палкой собаку, не сломает древо? Эту грань, это мгновение не определит никто. Процесс формирования человека идет постоянно. И как важно, чтобы в начале его пути рядом с ним были люди, которые не на словах, а на деле были бы способны формировать его достойным человеком, формировать его счастье.
У меня небольшой педагогический стаж. Но я стараюсь организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только по успехам в учебе. И я хочу, чтобы ученики видели во мне человека и специалиста, эталон и образец! Ведь я – учитель Прикумья! Работа учителя – это не служба «от» и «до». Это постоянный то творческий, то тяжелейший, но радостный труд. Им нельзя заниматься лишь в определённые часы.
На работе – нечеловеческое напряжение. Но странно: чувствую себя отлично, а прихожу домой – всё болит.
Я как учитель русского языка определили мои жизненные принципы в 11 глаголах-исключениях:
Гнать – печаль и слёзы.
Дышать – полной грудью.
Держать – себя в руках всегда.
Зависеть – только от собственных принципов.
Видеть – в каждом человеке личность.
Слышать – боль окружающих.
Не обидеть – никого ни словом, ни делом.
Вертеть – судьбой в нужном направлении.
Ненавидеть – ложь, лень, предательство, подлость.
Терпеть – все жизненные трудности.
Смотреть – с улыбкой в будущее.
В каждом человеке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успеховв учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.
У знаменитого Шота Руставели есть строки: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое». Я стараюсь отдать все, что могу: знания, любовь, заботу, но я намного больше получаю от своих учеников: они дают мне огромный жизненный заряд, учат творить…
И я занимаюсь формированием личности достойного человека на уроках русского языка и литературы.
Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было, у кого учиться,
Чтоб зазвучал твой принцип на века:
«Творчество плюс Человечность!»
Так как каждый учитель в процессе работы определяет для себя ряд правил, то и я приведу свои правила, которыми руководствуюсь в педагогической деятельности:
Обращаюсь к ребенку всегда по имени. Это фиксирует личный характер общения, придает ему непосредственность;
Не лишаю ребенка радости открытия, поиска, не даю ему готовых выводов, правил, где это возможно:
Не скуплюсь на похвалу;
Не забываю про улыбку. Это знак дружелюбия, готовности к общению, открытости. Улыбка сможет растопить лед самого сильного недоверия.