Эссе "Мое педагогическое открытие"
Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки.
Никола Тесла
В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности и научно-исследовательской работе в техникуме.
Каждая эпоха и каждое общество по-своему понимало и понимает развитие человеческой личности. Пути к самосовершенствованию различны так же, как и каждый из нас. У нас свои способности, особенности и взгляды на окружающий нас мир, который постоянно изменяется, заставляя меняться и людей. Процесс обучения претерпевает изменения вместе с нашим нынешним миром и воззрениями общества – всё новые и новые методы обучения предлагаются для достижения всё той же цели – воспитания и образования личности.
На протяжении многих лет нас учили, что школа и техникумы, училища могут более или менее слаженно работать, если дети послушны, дисциплинированы, не задают лишних вопросов, пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к словам преподавателя и демонстрируют полное усвоение всего, что он объяснил на уроке. Так должно было быть в идеале. Но таковы ли современные дети?
Меняющийся мир и изменившаяся система ценностей и идеалов наложили свой отпечаток и на подрастающее поколение.
Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы, училища, техникума. Это и прописано , в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.
Современные студенты обладают большими информационными и технологическими возможностями, чем их сверстники всего лишь 10 лет назад. От нас, взрослых, зависит то направление, в котором будет идти развитие учащегося: можно просто дать ему право блуждать по Интернету и играть в «стрелялки». А можно показать, как информация и в целом технический прогресс могут работать на него, с помощью включения в различные виды творческой деятельности развивать художественные, литературные, технические и исследовательские способности студента.
Метод проектов в некоторой степени даёт возможность вызволить этот угасающий интерес из глубин, привлекая конечным результатом, который будет, достигнут самим учащимся. В подобном способе пробуждения стремления работает в основном психологический принцип убеждения студента сделать что-то ему кажущееся ненужным на первый взгляд путём мудрых уговоров. Если огонёк в глазах школьника зажжён, половина дела сделана – и дальше чуткое руководство и коллективная работа с товарищами будут лишь поддерживать пламень и не давать угаснуть.
Многолетний опыт работы в профессиональной сфере, а также на поприще педагогике показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, надо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Это значит, что отличительной чертой такого исследования является целостность, т.е. связанность всех его этапов.
Основные шаги:
Сформулировать обобщение урока.
Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
Определить тип учебного исследования.
Сконструировать проблемную ситуацию.
Продумать состав групп, распределить материал, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска.
В основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема - конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Причём решающее звено в реализации проекта - преподаватель. Меняется его роль: из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Планирование и проведение такого урока является достаточно трудным и требующим много времени, но и по-настоящему захватывающим. Это создаёт особую атмосферу и стиль взаимодействия с учениками на уроке.
Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся – обеспечивает поддержку творческих усилий и удовлетворение от проделанной работы.
Главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:
Актуальность. В центре технологии - студент, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
Создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества педагог-студент, студент-студент становится фактором развития и самоопределения личности;
Дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
Использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
Формирование исследовательских умений;
Мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одногрупниками - всё это повышает мотивацию обучения.
Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в техникуме стало модно, причем, часто целью этих работ является желание "засветиться" на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Конкурсы проектов учащихся довольно часто представляют собой "Выставку достижений преподавателей".
В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия студентов в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться учащийся, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Основная трудность в организации проектной деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в студенческие годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
В современном техникуме умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на конференциях различного уровня.
Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения и творчества.
You’re familiar with the phrase «Man’s reach exceeds his grasp»? It’s a lie. Man’s grasp exceeds his nerve.
Вам знакомо выражение «выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может все.
Никола Тесла