СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе « Культурологическая подготовка педагога».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе « Культурологическая подготовка педагога».»

Эссе

« Культурологическая подготовка педагога».

Формирование культурологической компетенции- необходимая и важная вещь для каждого человека, особенно для педагога. Любой учитель понимает, что этот процесс занимает всю жизнь и останавливаться нельзя.

Что же такое культурологическая компетенция педагога? Это качество личности, которое позволяет ощущать себя объектом культурно-исторического процесса, быть частью современного общества, оперируя реалиями, обычаями, образами, и своего народа, и других народов мира. Это. конечно же, готовность к диалогу культур, знание социокультурных особенностей этносов нашей страны, а также ее истории, значения в современном мире.

Культурологическая компетенция педагога складывается из его общей и профессиональной культуры, их взаимосвязь очевидна. Культуру можно рассматривать как результат личностного развития.

Необходимость культурологической подготовки учителей доказана. Это обусловлено целым рядом факторов.

Во- первых, существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры, то есть социально значимых личностных характеристик.

Во-вторых, сам процесс образования личности является способом приобщения её к современной культуре.

В-третьих, современный учитель — это человек, обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы общества, его отдельных групп; умеющий создавать комфортные условия для общения, поддерживать работоспособность и устойчивость в работе.

В-четвёртых, приобщение к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования духовности. 

Как осуществлять культурологическую подготовку педагога? Существуют курсы по повышению квалификации, педагогические интернет-ресурсы, на которых продемонстрирован опыт педагогического сообщества. Все это важно. Но если у самого педагога не будет потребности в собственном развитии, он всегда будет отставать от быстро меняющегося информационного пространства, а значит- от жизни. По-моему, современный педагог должен обладать широчайшим кругом знаний: от законов мировой геополитики до молодежной субкультуры.

Я считаю, что особую роль в этом процессе занимает самообразование. Современным ученикам интересен тот учитель, который не просто понимает и принимает детей, но у которого есть свои принципы, своя человеческая позиция, не замыкающийся в рамках учебного предмета, есть свой стиль общения. Согласна с мнением поэта Эдуарда Асадова, хорошо высказавшегося об общении:
  «Не кричите, говорите шепотом,
   Может быть, поменьше будет лжи,
   Собственным готов поклясться опытом:
   Шепот — самый громкий крик души».

На своих уроках литературы и ОДНКНР я стараюсь формировать гражданское самосознание молодежи, ее уважение к другой культуре, терпимость к инакомыслию.

Поэтому в своей педагогической практике я провожу уроки-диспуты, групповую работу, уроки- монологи от первого лица героя художественного произведения. На уроках мы обсуждаем с учащимися события современности, для меня важно, чтобы никто не ушел с урока равнодушным.

Считаю, что главными способами формирования культурологической составляющей педагога является методологический поиск, формирование культуры общения и общей культуры.

Методологический поиск — это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления, личностно значимых как для своего саморазвития, так и для развития сознания своих учеников. Умение вести методологический поиск способствует формированию методологических умений более высокого уровня (владеть проблемным видением, устанавливать связи философско-педагогических замыслов с историческими, социокультурными событиями эпохи ,устанавливать собственные смыслы альтернативных педагогических подходов).

Уверена, что одной из особенностей педагогического труда является постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога многократного учёта изменяющихся условий и большого напряжения. В своей работе с детьми опираюсь на принципы диалогового взаимодействия , описанные Шевченко Л.Л. в книге «Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс». (М.,1997): ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть); уважение познавательного труда ребенка и тяжелой работы роста; уважение самобытности ребенка; уважение ребенка как объекта-субъекта педагогического процесса; безусловная любовь воспитателя к воспитаннику; опора на положительное в ребёнке; компромиссность спорных решений.

Что же касается общей культуры, то человек работает над этим всю жизнь.

Думаю, что общая культура педагога формируется не только через посещение театров, концертов, выставок, хотя это также необходимо. Особую роль, по-моему мнению, играет чтение и изучение произведений мировой и отечественной литературы, так как классика актуальна во все времена. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов будут необходимы для любого поколения.

В заключение отмечу, что самый важный ресурс в формировании культурологической компетенции педагога - это изучение опыта великих педагогов: К.Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, Е. А. Ямбурга, показавших пример бесконечной любви к детям и ответственной работы над собой. В своей книге «Школа и ее окрестности» академик Е. А. Ямбург так говорит о миссии учителя: «Так в сознании учителя сталкиваются два чувства ответственности: за будущее конкретного ребенка и за перспективы развития страны, которая никогда не изменится, коль скоро в ней не будут подрастать думающие граждане, остро переживающие за судьбу отечества». И это верно!