Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты.
26 лет я в педагогической профессии. Много это или мало, какой опыт я приобрела, чего достигла? А, может, наоборот, что – то потеряла, не ту профессию выбрала?
Такие и подобные вопросы я задаю себе почти каждый день, входя в класс и встречаясь с моими шумными, неугомонными мальчишками и девчонками, доверчиво раскрывающими свои сокровенные тайны и спешащими поделиться событиями прошедшего дня. В каждый отрезок своей педагогической деятельности ( 4 года начальной школы) я проживаю как минимум 32 детские жизни: смеюсь и плачу, теряю и обретаю, люблю и ненавижу вместе с моими воспитанниками. Проблемы и радости каждой семьи, их слезы и смех, болезни и праздники входят и в мой дом.
Часто задаю себе вопрос: «Откуда берётся энергия для такой насыщенной и разноплановой жизни? Где основы, предпосылки готовности, порой даже жертвенности, с которой учитель отдается своей профессии? Тем более сейчас, когда она так непопулярна и незаслуженно принижена».
Размышляя над этим, я сделала простой вывод: учителем надо просто родиться. Сколько помню себя – никем другим я быть и не мечтала. С детства играла «в школу» (была, конечно, учителем), присматривала за младшими соседскими ребятишками, читала им книжки, учила писать буквы и цифры. Детская игра стала реальностью, я приобрела уже солидный педагогический стаж, в голове всё давно встало на свои места, разложено по полочкам, и нет, казалось бы, места хаосу и незнанию. Но не покидает стремление сделать сегодня лучше, чем было вчера, познать, попробовать что-то новое. И…., как у классика: « Покой нам только снится».
Размышляя о своем пути в педагогической профессии, я всегда искала некий образ, метафору, с которыми можно было бы сравнить мою учительскую стезю.
И вот совсем недавно, в очередной раз перечитывая произведение Л.Н. Толстого"Детство", неожиданно нашла эту метафору - "зелёная палочка добра", закопанная в рассказе старшим братом Л.Н. Толстого в саду. Лев Николаевич пытался всю жизнь убедить людей, что секрет человеческого счастья в "непротивлении злу силой", в "царствии божьем, которое внутри каждого из нас". Истина, Добро и Красота, по убеждению классика мировой литературы, скрыты в душе каждого человека, нужно только раскрыть, отточить, огранить эти "бриллианты" в себе, а уже затем направить этот свет на окружающих, и в них "бриллианты" тоже засияют. Л.Н.Толстой верил в то, что добром, смирением, отказом от злобы гораздо легче пробудить в человеке ответные чувства, чем принуждать следовать им. Эта позиция великого писателя близка и мне.
Понять человека, принять его, таким, какой он есть, помочь исправить совершенные ошибки, предостеречь от них - вот постулаты, которые лежат в основе моей жизненной философии. « Зеленая палочка добра» стала моим талисманом, а стремление учить добром и любовью – моим педагогическим кредо.
Кредо – это вера, стойкость убеждений. Я верю, что все дети уникальны и талантливы! И вижу свою задачу как педагога в том, чтобы помочь каждому ребенку поверить в себя, раскрыть свой талант. Становление личности человека от рождения до вхождения в профессию, весь неосознанный, бессознательный опыт, случайные, казалось бы, события и встречи закладывают фундамент успешности в профессии. Я придаю очень важное значение связанности жизненных этапов, преемственности событий. В моем сознании существует некая невидимая нить, на которую нанизываются моральные принципы и ценности, критерии оценки слов и поступков, собственных и тех людей, с которыми иду по жизни. Эта нить, которая с годами становится длиннее и крепче, помогает мне быть стойкой, целеустремленной, защищает от жизненных потрясений и разочарований.
Первым осознанным и важным этапом своего жизненного пути я считаю школьные годы. Именно в школе я приобрела правильный вектор в жизни. Родители были постоянно заняты на работе, и воспитал меня педагогический коллектив школы, в которой я училась. Школьные учителя дали мне не только крепкие знания, но и стали примером, равняясь на который, я сама стала учителем. Именно тогда на моей невидимой нити появились первые « бриллианты», которые до сих пор помогают мне выстраивать отношения с детьми и которые, убеждена, ценны не только для меня. Вот они.
Диалогичность образования. Если слушать ребенка, то и он будет слушать тебя.
Общение на уровне "человек-человек", признание детей равными себе.
Безоговорочная ценность личности каждого человека, поиски в каждом Истины, Доброты и Красоты.
Воспитание детей через организацию общих дел, привлечение их к участию в различных проектах.
Учить ответственности за себя и близких людей.
Прививать детям любовь к спорту, формировать отношение к спорту, как важному фактору воспитания воли человека.
Умеренность в еде, правильное питание.
Интересы коллектива выше собственных.
Проба себя, своих способностей в различных сферах.
Духовная работа над собой: борьба с недостатками в себе.
Глубокое почтение к подвигу, который совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.
Уважение взрослых.
Конструктивное разрешение конфликтов.
Толерантность к людям, которые отличаются от других людей своими особенностями.
Любовь к природе: туризм, поездки в загородный лагерь, переезд к морю.
Постоянная занятость.
"Жизнь без границ"- ощущение потока, безграничность возможностей, стремление к новому, саморазвитие.
Конечно, мои постулаты не новы, они прекрасно известны любому педагогу, составляют основу любой воспитательной системы. И я твердо верю в них, верю в то, что мои мальчишки и девчонки научатся понимать и ценить Истину, Доброту и Красоту, вырастут добрыми, успешными, достойными людьми и станут самыми крупными «бриллиантами» на моей невидимой ниточке.
Самый простой путь к тому, чтобы получать удовольствие от жизни – это получать удовольствие от того, что ты делаешь каждый день. Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда бы выбирали верные жизненные решения.
Моя работа помогает мне преодолевать препятствия, достигать поставленных целей, быть всегда в центре событий. Да это, собственно, и не работа, а вся моя жизнь. В этом и заключается смысл, ценность и приоритет профессии, которая называется «УЧИТЕЛЬ»!
3