СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Мой взгляд на воспитание человека 21 века»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Мой взгляд на воспитание человека 21 века»»

Эссе «Мой взгляд на воспитание человека 21 века»


«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека».

В.Г. Белинский


Для своего эссе я избрала форму письма. Это, конечно, условная форма. В читателях этого письма я представляю себе вас, своих друзей - учеников, единомышленников. В письме человек более свободно и естественно выражает свои чувства. Так мне будет легче и проще говорить с вами о самых сложных жизненных вопросах, о нас с вами. Потому для начала небольшое лирическое отступление.

Дорогие, мои ученики, мы, взрослые, порой бываем очень нетерпеливы. Мы сердимся на вас по пустякам. А вы… растете. Учим различать доброе и злое, раскладываем по полочкам, что – хорошо, что – плохо. А вы наблюдаете, взвешиваете, делаете выводы и… растете. Мы, взрослые, выслушиваем вашу и несусветную небывальщину, и обиды, и откровения. Радуемся с вами вместе и мечтаем. А вы верите в свои фантазии, рисуете космические корабли, жалеете бездомных щенков, носитесь по коридорам на переменах, хохочете и грустите… Растете. Затем уходите от нас… Сначала будете часто прибегать. Потом только здороваться… Потом… Нетерпеливый звонок заставит вздрогнуть. Дверь настежь. За порогом – неловкое хоровое покашливание, шепот, смех, в шуме – бас: «Здра-асьте! Это мы!»

Вы растете, а, значит, и взрослеете. И с вами можно говорить на серьезные, а, может быть, и глобальные темы.

Поговорим, дорогие мои друзья, о вас - учениках нынешнего 21 века.

Вопрос к вам, мои ученики: «Чем интересуетесь вы больше всего? Кем мечтаете стать? Какое влияние оказывает на вас современная жизнь общества? Что помогает вам лучше учиться, проявлять творческую индивидуальность? Какую роль в вашей жизни играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить вас к полноценной жизни и труду?»

В свою очередь, мы, взрослые, задаемся вопросом: какими определёнными качествами личности должен обладать в грядущем тысячелетии выпускник и как воспитать личность, способную вести созидательный образ жизни, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества?

Что мы делаем для этого с вами вместе и что нам предстоит еще сделать?

Представьте школу. Прозвенел звонок, извещающий начало урока, и в класс к детям, умным и здоровым физически и психически, входит добрый, все знающий и все умеющий учитель. Сорок пять минут пролетают на одном дыхании, в полной гармонии получения жизненно важных знаний и навыков. На мой взгляд, нет у учителя и школы другой задачи. Решение всех остальных должно способствовать более полноценному протеканию именно этой. А потому выходит, что какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали школы,- без живого, творческого подхода к преподаванию и воспитанию не обойтись.

Школа, в которой я имею счастье работать – образовательное учреждение с дружным коллективом и многолетними традициями. Ваши наставники делятся с вами знаниями и учат постигать науки. В школе учитесь вы - удивительно талантливые дети, творческие, умные, - и работать с вами одно удовольствие.

Наша общая задача, друзья, - создание в школе, в классе комфортной эмоционально-привлекательной образовательной среды, создание ситуации успеха, помогающей реализоваться каждому из вас. И, наверно, главное - духовное воспитание личности, становление человека мира XXI века.

Поговорим о воспитанности.

Что значит быть воспитанным? (размышления по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»)

Обращаюсь к письму тринадцатому «О Воспитанности». Читаем первые строчки: «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя». Интересная мысль. Попытаемся ее понять, считая, что воспитанность человека – дело рук самого человека. Это отношение человека не только к окружающему его миру, но и к самому себе.

Так обязан ли человек быть воспитанным? Может быть, это всего лишь пародия на идеальное воспитание?

Ответ на этот вопрос сложен и требует размышлений. Во все времена чтилось хорошее воспитание человека, включающее скромность, душевную простоту, знание хороших манер, созданных множеством поколений. Воспитанный человек, считаю, легок в общении с другими людьми, о нем всегда хорошего мнения в обществе, его ценят и всегда идут ему навстречу. Таким образом, человека, имеющего хорошее воспитание, думаю, ждет успех во всех делах, а нравственное воспитание – это путь к преодолению трудностей.

Ученики по-своему оценивают каждо­го члена коллектива, навешивая ярлык, который остается надолго, а то и на всю жизнь. Хотелось бы предостеречь вас от поспешных выводов, научить по-до­брому смотреть на человека. Воспитан­ность дает возможность вам, молодым людям, получить признание в коллективе, вы­строить собственную тактику общения. А основы этой науки преподносим вам мы, взрослые, и в школе, и в семье.

Воспитанность и интеллигентность – понятия взаимосвязанные. По моему мнению, интеллигентный человек всегда воспитанный, а воспитанный всегда интеллигентный.

Об интеллигентности.

Интеллигентность – это внутренний стержень, основу которого составляет лад с самим собой и с окружающими. Интеллигентный человек должен иметь максимум требований к себе и быть в меру требовательным к другим. Это внимательный, чуткий, доброжелательный человек. Каждому из нас хочется оставить о себе впечатление, как о человеке интеллигентном, благовоспитанном. Бывает, что это получается. Но если это только ради того, чтобы произвести разовое впечатление на окружающих, рано или поздно человек все равно проявит свою сущность.

А можно ли сыграть интеллигентность? Да, если роль будет короткой. Можно считать уже плюсом то, что есть желание хотя бы показать себя интеллигентным. Играя, мы развиваемся, тренируемся. А, играя много раз, можно вжиться в выбранную роль. Но постараться нужно очень сильно».

Известно, что культура каждого человека, как и культура общества в целом, формировалась веками, передавалась из поколения в поколение, и потому она не может оборваться на нас. Да этого и не случится, т.к. вы, дорогие мои, являетесь продолжателями истории нашей страны, ее традиций и нравственных основ.

О толерантности.

Один молодой человек часто давал волю своему гневу. И однажды отец сказал ему: `Каждый раз, когда ты кого-нибудь оскорбишь или обидишь, вбивай гвоздь в столб` . Сын так и сделал. И однажды весь столб оказался в гвоздях. Тогда отец сказал ему: `Учись сдерживать свой гнев. И всякий раз, когда у тебя это получится, вытаскивай по одному гвоздю`. И вот сын пришел и радостно сообщил, что в столбе не осталось ни одного гвоздя: `Я научился сдерживаться!` Отец же привел его к столбу и сказал: `Посмотри, весь столб испещрен следами от гвоздей.

Толерантность — это способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.

Вы учитесь жить, а мы стремимся дать вам дать представление о том, что люди – великая ценность на земле, что естественное желание человека – самосовершенствование. Все это и предполагает стремление к достойному и современному образованию.

Истинный результат воспитания – это отношение ребенка к себе, людям, обществу. Вот мы и подошли к важному для нас разговору.



О гражданственности.

Гражданственность выражается через ряд таких понятий, как «общественная политическая активность» - «гражданская активность» и «общественная позиция» - «гражданская позиция»

Хороший гражданин сразу не родится, а длительно воспитывается, говорил академик П.Л.Капица. Активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела – это и есть то главное, к чему стремится воспитатель ученического коллектива.

Личность педагога, его гражданственность, оказывают решающее влияние на становление личности учащегося.. Т.е. современный педагог должен обладать такими качествами, как, патриотизм, нравственными качествами (ответственностью, толерантностью, доверием, готовностью к сотрудничеству, должен соизмерять личные интересы с общественными); гражданскими знаниями и умениями (политическими, правовыми, коммуникативными, трудовыми и профессиональными, первичными военными знаниями и умениями, экологическими); быть социально активным.

Вот и выходит, что мы друг в друге нуждаемся, друг другу помогаем. Мы учимся вместе, изо дня в день встречаясь друг с другом в стенах родной школы. Мы воспитываем друг друга, постигая науку жизни. Мы хотим видеть рядом с собой умных, эрудированных, любящих, счастливых людей, общественно ценных и внутренне свободных личностей.

Вы, ребята, идете в школу учиться. А вот чему научитесь - зависит от нас и от вас, вашего стремления учиться. Мы, взрослые, помним: каждый из вас талантлив. Я убеждена, что талантливую, творческую, увлечённую, активную личность может взрастить только талантливый и увлечённый педагог. И тогда вновь появятся мысли, зажгутся искры, родятся звезды – ученики 21 века. Удачи всем нам!

P.S. В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!