Эссе «Мышление начинается с удивления»
«Мышление начинается с удивления.
Удивление - могучий источник познания».
Аристотель
Эта фраза, произнесенная древнегреческим философом, до сих пор остается актуальной и важной. Что же такое удивление и как оно связано с познанием?
Удивление-это первый шаг на пути к познанию и пониманию мира, это эмоциональная реакция на неожиданное, необычное. Я с этим согласна. Только то, что нас удивляет, пробуждает в нас желание - это изучить, познать, заставляет нас задуматься, искать объяснение, и, в конечном счете, познавать мир. Мы удивляемся, начинаем задавать вопросы, хотим узнать, почему что - то происходит, как это работает, каковы причины и следствия. Удивление побуждает нас искать ответы.
Еще в детстве я знала, что моя профессия будет связана с детьми. Меня всегда удивляло детское мышление, его простота, наивность и прямолинейность. Вы только вдумайтесь, на сколько это восхитительно: картина мира детей совершенно отлична от взрослой, а это и есть то самое удивление, с которого началось именно мое познание и вход в профессию. Мне, как воспитателю, очень важно создать все условия, позволяющие привить детям тягу к знаниям. В своей работе я стараюсь использовать разные формы и методы. Удивление – способ привлечь и удержать внимание ребенка. В дошкольном возрасте познание ребенка происходит эмоционально – практическим путем.
Знаменитый философ Жан - Жак Руссо утверждал: «Если вы мне расскажите, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и помнить».
Однажды на прогулке была такая ситуация, мы с ребятами, впервые на территории детского сада, увидели муравейник. Какая была реакция? Конечно же – удивление. А что происходило потом? Ребята начали задавать вопросы, а я, как человек знающий, дала детям новые знания о природных явлениях. Благодаря чему ребята стремились получить новые знания? Благодаря эмоции удивления.
На занятиях с детьми я использую сюрпризные моменты. Дети моментально переключают свое внимание на то, что я говорю, когда в группе появляется новый предмет, сказочный герой, который удивляет детей на определенный момент, а затем погружает в занятие. Дети внимательно слушают нас и с интересом познают окружающий мир, запоминая информацию, благодаря полученной в начале занятия эмоции. Проводя занятия с детьми, надо помнить, что «ребенок вовсе не маленький взрослый человек и ум его вовсе не маленький ум взрослого» (цитата из книги «Мышление и речь») и для того, чтобы удержать внимание и интерес маленького человека, его надо удивить. Таким образом, горящие наполненные интересом и удивлением глаза, помогают мне в организации важного процесса – воспитание молодого поколения! Вместе с детьми я каждый день познаю этот мир!
Все дети разные, но каждого из них удивление побуждает на исследование, на то, чтобы задавать вопросы.
Мне, как воспитателю, очень важно создать все условия, позволяющие привить детям тягу к знаниям. Моя задача – найти ту самую «ниточку», которая позволяет увлечь ребенка, какой бы уровень способностей он не имел, научить его видеть и чувствовать прекрасное, интересоваться неизведанным, познавать новое.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно смело утверждать, что древнегреческий философ был прав. Действительно познанию предшествует удивление, которое пробуждает непреодолимый интерес к тому или иному объекту, что, в свою очередь, двигает человечество вперед, к новым открытиям и достижениям. Удивление, конечно же не метод познания, но играет огромную роль в желании узнать новую информацию, найти ответы на вопросы. Ведь иногда, благодаря удивлению и последующему познанию, изобретаются новые технологии, и окружающий нас мир становится более изученным. А сколько еще всего неизученного человеком? Безумно много! Поэтому познание и новые открытия на этом не заканчиваются. И не важно, ребенок ты, или взрослый человек, все мы имеем определенный набор эмоций, который нас мотивирует узнавать этот мир.
«Ты хочешь мир познать? Отрадно.
Тогда прямее нет пути,
Пойти туда, куда не знаешь,
И что не знаешь принести»
Вита Савицкая