СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на конкурс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе на конкурс»

эссе «Я — учитель»

Учитель. Короткое слово, каждому из нас знакомое с детства. Семь букв, но стоит их произнести, как в голове возникает не только образ человека с атрибутами конкретной профессии, но целый поток ассоциаций, воспоминаний, образов. А что происходит, когда перед этими семью буквами стоит ещё одна – «я»? Да, это уже совсем другое дело.

Итак, я – учитель. Я – преподаватель в современной школе, я каждый день встречаю новое поколение современных детей; транслирую образ своих мыслей и демонстрирую конкретную модель поведения. Именно так, потому что первична не программа и не материал, с которым пришёл учитель. Значение имеет то, кто перед ними и каков он, а уж потом то, что этот кто-то им говорит, потому что, встречая меня вне класса, и уж тем более вне школы, мой ученик, скорее всего, вспоминает своё впечатление от меня самого, нежели пройденный на моих уроках материал. Мне нравится, что сказал по этому поводу Адольф Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Подростковый возраст – это серьезная психологическая работа. Завоевать их доверие непросто. Надо разбираться в разных ситуациях, находить подход. Интересная работа, но требующая от педагога много сил, времени. Надо понять каждого ребенка, достучаться до его сердца, решить его проблемы. Очень быстро я понял, что эта профессия потребует от меня не моих академических знаний, а моих человеческих качеств – меня самого, и желательно без остатка.

Ещё сам, будучи школьником, я часто слышал такое выражение: «Есть две святые профессии – врач и учитель». Так ли это? И почему? И возможен ли вообще такой подход к делу, когда мы то и дело встречаем в новостях реальные истории о представителях именно этих профессий, которых людьми-то назвать трудно. Почему не врач и сотрудник полиции? Почему не врач и военный? Почему, в конце концов, не врач и спасатель? Эти профессии тесно связаны с человеком, часто от их добросовестности зависит чья-то жизнь. Так почему рядом с «врачом» стоит «учитель»? Может быть, ответ кроется в том, что учитель, как и врач, непосредственно влияет на здоровье формирующегося человека? И, прежде всего, на духовное здоровье, которое, по моему убеждению, является определяющим, когда речь заходит о личности. Ведь каждый из нас встречал в жизни красивых, состоятельных, привлекательных … уродов. На лицо прекрасных, ужасающих внутри. Безусловно, многое зависит от самого человека; однозначно, многое определяет семья, в которой он воспитывался. Но, тем не менее, есть ещё круг людей, которые не входят в семью человека, но однозначно влияют на его становление. И учитель непременно вхож в этот круг.

В раннем детстве ребёнок крайне восприимчив. Всё что он наблюдает, он воспринимает искренне. Но ребёнок – удивительное создание. Он способен проанализировать поступки взрослого, сопоставить их с его словами и сделать вывод: честен он или лжив, порядочен или порочен. Часто можно услышать мнение, что у современных детей нет авторитетов, что они прирождённые эгоисты, для которых слово взрослого человека – пустой звук. И особенно – слово учителя.

Вспоминая свои школьные годы, наблюдая за учителями, да и просто за людьми, я понял, что проблема отсутствия авторитетов – это не вина детей. Ребёнок может быть избалован, эгоистичен, жесток, но видя поступки окружающих его взрослых, он способен анализировать своё поведение в соответствии с увиденным. Не в соответствии с услышанным, а именно с увиденным. Будет ли ученик уважать учителя, который позволяет себе использование нецензурной лексики в классе? Будет ли он уважать учителя, который оскорбляет, говорит пошлости, сплетничает? Самое малое, что в этом случае может получить учитель вместо уважения – это равнодушие, которое будет проявляться в отсутствии внимания, послушания, откровенной дерзости. Но в моей практике были и такие случаи, когда поступая нестандартно, так, как дети и не ждут, показывая пример достойного поведения, я видел в ответ реальные изменения в поведении моих учеников. Я убеждён, что у любого ребёнка может быть авторитет среди взрослых, он выберет его себе сам и будет уважать или за смелость, или за силу, или же за доброту и милосердие, которые увидел в этом человеке.

Именно поэтому, на мой взгляд, в профессии учителя кроется особая миссия, как бы пафосно это не звучало. Учителя каждый день видят множество детей, влияние его модели поведения распространяется на всех них. И поэтому на нём лежит повышенная ответственность, ведь он формирует сознание и будущие поступки сразу нескольких поколений. Да, учитель многим рискует. Он может быть высмеян своими учениками – как за глаза, так и открыто. Он может быть ими оскорблён – все мы помним обидные прозвища, которые передавались от одного поколения школьников другому, унизительные надписи на дверях кабинета или на оборотной стороне доски. Он может быть оклеветан кем-то из своих учеников или же их родителей. В сущности, у современного учителя не осталось почти никаких рычагов воздействия на своих учеников. Наше общество изо всех сил пытается обезопасить детей от произвола взрослых. Всех взрослых. И вместе с этим наделяет их стойким чувством вседозволенности и безнаказанности. Учитель не имеет права поднять на ребёнка руку, оскорбить его, удалить из класса. Думаю, немного современных детей знают, что когда-то розги в школе были распространённой практикой. Означает ли вышесказанное, что я призываю к жестокости? Никак нет. Я говорю о том, что у учителя осталось только одно средство, с помощью которого он ещё способен повлиять на моральный облик своих учеников. Это личный пример.

Как же мой личный пример влияет на десятки детей, которые еженедельно проходят через двери моего класса? Не секрет, что у разных учителей уроки проходят по-разному. У некоторых из них дети без разговоров спокойно сидят целый урок, работают, отвечают на вопросы, нет нарушений дисциплины. А у других, как любят выражаться преподаватели, дети «ходят на ушах». В чём секрет? В личном примере. Мои ученики привыкли потреблять материал, нежели самим работать над ним и делать логические выводы. К сожалению, это постоянное ожидание «развлечений и шоу» оказывает современным ученикам «медвежью услугу» – они отвыкают самостоятельно думать. Ещё великий Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Так что у учителя задача весьма непростая. Если он, конечно, хочет выполнять свою работу добросовестно. Итак, приходя на урок, учитель осуществляет следующее: успокаивает учеников после бурной активности во время перемены, настраивает их на работу, ведёт с ними диалог, постоянно удерживая их внимание в напряжении, закрепляет учебный материал, одновременно поддерживая дисциплину в классе, направляет в нужное русло работу в классе и старается показать пример достойного поведения. Конечно, алгоритм проведения урока варьируется, но в целом план именно таков. На первый взгляд, слишком много действий, за всем этим учителю не успеть показать пример высокого морального облика. Но это лишь на первый взгляд. Часто неосторожно брошенное слово, косой взгляд, пренебрежительное высказывание или саркастическое замечание может глубоко врезаться в память ребенка, а заодно и подорвать его доверие к учителю. Очень важным моментом также является и отношение, с которым я пришёл к детям. Моя раздражительность или усталость должны оставаться за дверями кабинета. Терпение, доброжелательность, ответственность, сдержанность, хорошее чувство юмора, трудолюбие и живой интерес – вот тот набор инструментов, который необходим учителю изо дня в день. Заходя в класс, учитель обязан помнить, что ученики пришли, чтобы взять от него академические знания и увидеть один из вариантов достойного поведения конкретного взрослого человека. Значит, задача учителя – дать им эти знания и продемонстрировать свои лучшие внутренние качества. Учитель – это человек, который всегда должен. Ученики ему не должны ничего. Осознание собственного долга и того количества труда, который в них вложен придёт к ним спустя не один десяток лет. Именно поэтому у учителя, как и у врача, нет права на ошибку. Впрочем, когда в классе царит тишина и порядок, мы начинаем думать, что именно так и должно быть, и редко вспоминаем чего этот порядок учителю стоил: «От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивится».

Как говорится: «Школа – второй дом, учителя – вторые родители». Если хорошо поразмыслить над этим, то всё становится гораздо понятнее. Могу ли я отнестись к школьникам, как к своему ребенку? Будь это так, чтобы изменилось? Я стал бы строже наказывать их – это точно. Но вместе с тем я буду должен лучше о них заботиться. Я буду должен сильнее их любить. Иногда люди говорят кому-то: «Извини, ничего личного». Оказывается, моя профессия не даёт мне такого права. Если ты выбрал дело учителя, ты должен понять, что теперь для тебя не существует такой территории, где не было бы ничего личного. Теперь всё, что касается твоей работы – это личное. Потому что ты выбрал не станок, не лесопилку, не гайки и не машины. Ты выбрал работать с живыми людьми, больше того – с детьми, с будущим твоего государства, ни больше, ни меньше. Ведь действительно говорят: «Будущее страны готовиться в школе!». Плохих учителей дети хорошо запоминают. Но учителей хороших они помнят гораздо дольше, более того, они им благодарны. И конечно, это большая радость и для самого учителя – видеть успех и качественный результат, которого ученик достиг с его помощью. Скорее всего, многие учителя и не подозревают, в какой момент тому или иному ученику пригодиться опыт, который благодаря учителю он приобрёл. Или навык, который учитель привил ему. Потому я просто обязан вложить в моих детей максимум знаний, максимум рвения, жажды нового, жажды совершенного, истинного и чистого. Не сломать, не затоптать, не растратить, а научить думать, научить стремиться, показать, куда идти необходимо, а куда запрещено. Научить быть сильным и вместе с тем милосердным, научить смелости без легкомыслия, научить добросовестности без гордости. Научить…

Я – учитель. Место моей работы – маленькая сельская школа. У сельской школы своеобразный колорит. Здесь детей можно удивлять. Они доверяют тебе и твоим знаниям. И я стараюсь выполнять свою работу добросовестно. Когда-то и мои дети пойдут в школу, на их пути будет много учителей. И я хочу, чтобы те учителя, которым я доверю обучение своих детей, тоже оказались добросовестными и порядочными людьми, равно как и врачи, к которым неизбежно попадает каждый человек. Ведь закон сеяния и жатвы никто не отменял. Как известно, что посеешь, то и пожнёшь.