СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на олимпиадах и ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учащимся в подготовке эссе на олимпиадах и ЕГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Эссе на олимпиадах и ЕГЭ»

Эссе на олимпиадах и ЕГЭ: стратегические принципы построения

Эссе на олимпиадах и ЕГЭ: стратегические принципы построения

Составляющие эссе 1. Тезис (Т) 2. Аргумент (А) 3. Доказательство (Д) 4. Пояснение или пример (П) 5. Вывод

Составляющие эссе

  • 1. Тезис (Т)
  • 2. Аргумент (А)
  • 3. Доказательство (Д)
  • 4. Пояснение или пример (П)
  • 5. Вывод
Правило Не только каждый абзац, но даже любое предложение в тексте имеют право на существование только в том случае, если могут быть соотнесены с одной из этих пяти базовых составляющих любого эссе

Правило

  • Не только каждый абзац, но даже любое предложение в тексте имеют право на существование только в том случае, если могут быть соотнесены с одной из этих пяти базовых составляющих любого эссе
Тезис- это основная мысль, которая утверждается или отрицается в тексте. Это положение, ради которого пишется вся работа.   Примеры: Коперник «Об обращениях небесных сфер». Тезис : «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси». Дюркгейм «Метод социологии». Тезис : «Социальная реальность представляет собой такой же объект для научного исследования, как и реальность физическая, хотя способы ее познания и имеют определенные особенности».

Тезис- это основная мысль, которая утверждается или отрицается в тексте. Это положение, ради которого пишется вся работа.

  • Примеры: Коперник «Об обращениях небесных сфер». Тезис : «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси».
  • Дюркгейм «Метод социологии». Тезис : «Социальная реальность представляет собой такой же объект для научного исследования, как и реальность физическая, хотя способы ее познания и имеют определенные особенности».
Тема сформулирована в виде утвердительного предложения Тезис может совпадать с темой эссе. Примеры: «Конт – родоначальник социологии» «Без культуры нет человека» «Точное знание об обществе принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»

Тема сформулирована в виде утвердительного предложения

  • Тезис может совпадать с темой эссе.
  • Примеры:
  • «Конт – родоначальник социологии»
  • «Без культуры нет человека»
  • «Точное знание об обществе принадлежит к числу наших самых недавних приобретений»
  • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
Тема сформулирована:  как вопрос : «Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе?». как задание на сравнение «Приведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс». как комментарий к афоризму : «Прокомментируйте высказывание: «высший суд находится внутри человека»
  • Тема сформулирована:
  • как вопрос : «Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе?».
  • как задание на сравнение «Приведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс».
  • как комментарий к афоризму : «Прокомментируйте высказывание: «высший суд находится внутри человека»
как задание на проведение теоретического анализа «Какова взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений» как утвердительный афоризм, который не допускает однозначной трактовки по принципу «верно-неверно »: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»
  • как задание на проведение теоретического анализа «Какова взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений»
  • как утвердительный афоризм, который не допускает однозначной трактовки по принципу «верно-неверно »: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»
Правило Тезис должен быть сформулирован самостоятельно и не может непосредственно совпадать с формулировкой темы

Правило

  • Тезис должен быть сформулирован самостоятельно и не может непосредственно совпадать с формулировкой темы
Пример: «Существуют ли в современном российском обществе признаки сословной структуры?» Тезис: «Отдельные сословные признаки в современном российском обществе существуют, хотя данная стратификационная система и не является основной, определяющей»

Пример: «Существуют ли в современном российском обществе признаки сословной структуры?»

  • Тезис:

«Отдельные сословные признаки в современном российском обществе существуют, хотя данная стратификационная система и не является основной, определяющей»

Формулировка тезиса – результат предварительного размышления над темой, ее предварительного, но очень серьезного анализа. Черновик обязателен!
  • Формулировка тезиса – результат предварительного размышления над темой, ее предварительного, но очень серьезного анализа.
  • Черновик обязателен!
Примеры Тема: «Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс». Тезис: «Между взглядами Маркса и Конта на общественный прогресс существуют как общие черты, так и различия»

Примеры

  • Тема: «Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс».
  • Тезис: «Между взглядами Маркса и Конта на общественный прогресс существуют как общие черты, так и различия»
Примеры Тема: «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений» Тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер»

Примеры

  • Тема: «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений»
  • Тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер»
Задание на формулирование тезисов 1. Социальное равенство и неравенство: за и против. 2. Факторы, в современном российском обществе, тормозящие социальную мобильность. 3. Механизм взаимодействия культур, функционирующий в миграционных потоках в современной России. 4. Глобализация – противоречивый процесс. 5. ролевые напряжения в процессах социальной мобильности.

Задание на формулирование тезисов

  • 1. Социальное равенство и неравенство: за и против.
  • 2. Факторы, в современном российском обществе, тормозящие социальную мобильность.
  • 3. Механизм взаимодействия культур, функционирующий в миграционных потоках в современной России.
  • 4. Глобализация – противоречивый процесс.
  • 5. ролевые напряжения в процессах социальной мобильности.
Расчленение одного крупного по содержательному объему тезиса на несколько более мелких значительно облегчает логическое обоснование своей позиции, формулировку выводов Основной тезис Тезис второго уровня (в главах) Тезис третьего уровня (в параграфах) Тезисы отдельных абзацев (в идеале)

Расчленение одного крупного по содержательному объему тезиса на несколько более мелких значительно облегчает логическое обоснование своей позиции, формулировку выводов

  • Основной тезис
  • Тезис второго уровня (в главах)
  • Тезис третьего уровня (в параграфах)
  • Тезисы отдельных абзацев (в идеале)
Пример Тема: «Как взаимосвязаны межролевые напряжения с процессами межгрупповых конфликтов?» Основной тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и межролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер».

Пример

  • Тема: «Как взаимосвязаны межролевые напряжения с процессами межгрупповых конфликтов?»
  • Основной тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и межролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер».
Разобьем данный тезис на несколько самостоятельных утверждений Т. 1. Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения связаны между собой однозначной, необходимой связью. Т.2 Межгрупповые конфликты повышают вероятность возникновения межролевых напряжений. Т. 3. В некоторых случаях межролевые напряжения, в свою очередь, могут стать источниками возникновения межгрупповых конфликтов.

Разобьем данный тезис на несколько самостоятельных утверждений

  • Т. 1. Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения связаны между собой однозначной, необходимой связью.
  • Т.2 Межгрупповые конфликты повышают вероятность возникновения межролевых напряжений.
  • Т. 3. В некоторых случаях межролевые напряжения, в свою очередь, могут стать источниками возникновения межгрупповых конфликтов.
Пример

Пример

пример

пример

Аргумент Это цепочка рассуждений, призванных обосновать высказанный тезис. Цель: убедить адресата в чем-либо, укрепить или, напротив, изменить его мнение

Аргумент

  • Это цепочка рассуждений, призванных обосновать высказанный тезис.
  • Цель: убедить адресата в чем-либо, укрепить или, напротив, изменить его мнение
К любому тезису обязательно должны быть приведены несколько аргументов (как правило, два-три); в то же время бываю ситуации, когда необходимость в формировании самостоятельных доказательств к аргументам отсутствует
  • К любому тезису обязательно должны быть приведены несколько аргументов (как правило, два-три); в то же время бываю ситуации, когда необходимость в формировании самостоятельных доказательств к аргументам отсутствует
Т. «Формально, оснований для существования в современной России сословной структуры общества, нет» А. 1. Современное российское государство является правовым. Д1. если сословная структура основывается на законодательно закрепленных различиях в правах и обязанностях членов сословий, то основным принципом правого государства является равенство всех граждан перед законом. Д. 2. Данное равенство закреплено в Конституции РФ.

Т. «Формально, оснований для существования в современной России сословной структуры общества, нет»

  • А. 1. Современное российское государство является правовым.
  • Д1. если сословная структура основывается на законодательно закрепленных различиях в правах и обязанностях членов сословий, то основным принципом правого государства является равенство всех граждан перед законом.
  • Д. 2. Данное равенство закреплено в Конституции РФ.
Типы аргументов Логические (рациональные): положения соответствующих научных теорий, данные статистики, наблюдений, результаты социологических исследований (опросы общественного мнения), положения официальных документов. Ссылки на авторитет: цитаты из авторитетных источников (книги, статьи, учебники), высказывания известных ученых, сообщения очевидцев, слова которых заслуживают доверия. Иллюстративные: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной литературы, предположительные примеры.

Типы аргументов

  • Логические (рациональные): положения соответствующих научных теорий, данные статистики, наблюдений, результаты социологических исследований (опросы общественного мнения), положения официальных документов.
  • Ссылки на авторитет: цитаты из авторитетных источников (книги, статьи, учебники), высказывания известных ученых, сообщения очевидцев, слова которых заслуживают доверия.
  • Иллюстративные: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной литературы, предположительные примеры.
Т.Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью А.1.1. Межгупповой конфликт в ряде случаев может сопровождать ся ролевым напряжением. Это бывает, в частности, в тех случаях, когда индивид связан личными узами (или узами родства) с некоторыми членами противоположной группы. П. 1.1. Например, на гражданской войне два родственника, оказавшиеся во враждебных лагерях, будут находиться в межролевом напряжении. Подобная ситуация описана А.Н. Толстым в романе «Хождение по мукам» – встреча находившегося с разведзаданием красноармейца И. Телегина со своим шурином белогвардейским полковником В . Рощиным на вокзале, занятом войсками белых.

Т.Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью

  • А.1.1. Межгупповой конфликт в ряде случаев может сопровождать ся ролевым напряжением. Это бывает, в частности, в тех случаях, когда индивид связан личными узами (или узами родства) с некоторыми членами противоположной группы.
  • П. 1.1. Например, на гражданской войне два родственника, оказавшиеся во враждебных лагерях, будут находиться в межролевом напряжении. Подобная ситуация описана А.Н. Толстым в романе «Хождение по мукам» – встреча находившегося с разведзаданием красноармейца И. Телегина со своим шурином белогвардейским полковником В . Рощиным на вокзале, занятом войсками белых.
Т.Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью А. 1.2. В то же время индивид может входить только в одну группу, ри этом играть в ней роль, ставящую его в конфликтное отношение к людям из другой группы. Адекватно соответствуя данной роли, он вполне может не испытать никакого межролевого напряжения. П. 1.2. Солдат, честно исполняющий свой долг и не имеющий никаких родственных, дружеских и т п связей с враждебной ему стороной, может не испытать никаких межролевых напряжений.

Т.Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью

  • А. 1.2. В то же время индивид может входить только в одну группу, ри этом играть в ней роль, ставящую его в конфликтное отношение к людям из другой группы. Адекватно соответствуя данной роли, он вполне может не испытать никакого межролевого напряжения.
  • П. 1.2. Солдат, честно исполняющий свой долг и не имеющий никаких родственных, дружеских и т п связей с враждебной ему стороной, может не испытать никаких межролевых напряжений.
Типовая ошибка Подмена аргумента примером. Но «пример не есть доказательство»

Типовая ошибка

  • Подмена аргумента примером.
  • Но «пример не есть доказательство»
Например «На гражданской войне по разную сторону баррикад оказались члены одной семьи, например, родные братья. Подобная ситуация, например, описывается в известном романе «Вечный зов». Пример правильный, снабжен адекватным обращением к художественной литературе. Но по критерию «Проблема раскрыта на теоретическом уровне» по данному пункту - «0» баллов.

Например

  • «На гражданской войне по разную сторону баррикад оказались члены одной семьи, например, родные братья. Подобная ситуация, например, описывается в известном романе «Вечный зов».
  • Пример правильный, снабжен адекватным обращением к художественной литературе. Но по критерию «Проблема раскрыта на теоретическом уровне» по данному пункту - «0» баллов.
Совет Выстраивая теоретическую аргументацию своей позиции, следите за тем, чтобы она ни в коем случае не совпала бы с примером. И если первоначально в качестве аргумента вы вспомнили или придумали конкретный пример, то постарайтесь обобщить его, выделить из него теоретическое содержание, и именно его записать в первую очередь

Совет

  • Выстраивая теоретическую аргументацию своей позиции, следите за тем, чтобы она ни в коем случае не совпала бы с примером. И если первоначально в качестве аргумента вы вспомнили или придумали конкретный пример, то постарайтесь обобщить его, выделить из него теоретическое содержание, и именно его записать в первую очередь
Ссылки на авторитет – допустимо, НО Может быть несоответствие компетентности автора высказывания обсуждаемой проблеме. Можно обратиться к афоризму в начале или в конце эссе, но неуместно приводить его в качестве аргумента.

Ссылки на авторитет – допустимо, НО

  • Может быть несоответствие компетентности автора высказывания обсуждаемой проблеме.
  • Можно обратиться к афоризму в начале или в конце эссе, но неуместно приводить его в качестве аргумента.
К тезисам приведите систему аргументов или контраргументов 1. Группа тем устойчивее, чем больше членов входит в ее состав. 2. Бесполезно стремиться к достижению социального равенства. 3. Конфликт всегда вреден для коллектива. 4. Угрызения совести мучают только людей, совершивших безнравственный поступок. 5. В первичную социальную группу могут входить люди с разными представлениями о добре и зле, с разными духовными ценностями. 6. В стабильных обществах всегда присутствует тенденция к кристаллизации статусов.

К тезисам приведите систему аргументов или контраргументов

  • 1. Группа тем устойчивее, чем больше членов входит в ее состав.
  • 2. Бесполезно стремиться к достижению социального равенства.
  • 3. Конфликт всегда вреден для коллектива.
  • 4. Угрызения совести мучают только людей, совершивших безнравственный поступок.
  • 5. В первичную социальную группу могут входить люди с разными представлениями о добре и зле, с разными духовными ценностями.
  • 6. В стабильных обществах всегда присутствует тенденция к кристаллизации статусов.
К тезисам приведите систему аргументов или контраргументов 8. В современном обществе могут совпадать экономический, кратический (отношение к власти) и престижный статусы. 9. не только социальная роль оказывает влияние на человека, но и исполнение человеком роли влияет на социальную оль. 10. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания. 11. Все люди разные у них разные представления о жизни, поэтому понятие социальные ценности является бессмысленным. 12. Западные ценности неприемлемы на российской почве. 13. Наркомания всегда является видом отклоняющегося поведения. Рассказывая о националистических выступлениях, СМИ только усиливают межэтнические конфликты.

К тезисам приведите систему аргументов или контраргументов

  • 8. В современном обществе могут совпадать экономический, кратический (отношение к власти) и престижный статусы.
  • 9. не только социальная роль оказывает влияние на человека, но и исполнение человеком роли влияет на социальную оль.
  • 10. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания.
  • 11. Все люди разные у них разные представления о жизни, поэтому понятие социальные ценности является бессмысленным.
  • 12. Западные ценности неприемлемы на российской почве.
  • 13. Наркомания всегда является видом отклоняющегося поведения.
  • Рассказывая о националистических выступлениях, СМИ только усиливают межэтнические конфликты.
Пример – это способ пояснить свою мысль, упростить ее понимание для читателя, на конкретном уровне сделать ее более ясной и доступной. Удачно приведенный пример может склонить мнение взыскательного или скептически настроенного читателя на сторону автора текста.

Пример –

  • это способ пояснить свою мысль, упростить ее понимание для читателя, на конкретном уровне сделать ее более ясной и доступной.
  • Удачно приведенный пример может склонить мнение взыскательного или скептически настроенного читателя на сторону автора текста.
Типовые ошибки Нарушение точности примера (часто поиск нетривиального примера превращается в самоцель и приносит штрафные очки). (млекопитающие: утконос, ехидна – кошка, собака) Стремление к актуализации ( говоря об общих принципах рыночной экономики, не стоит приводить в пример современную Россию, т к идет только стадия становления)

Типовые ошибки

  • Нарушение точности примера (часто поиск нетривиального примера превращается в самоцель и приносит штрафные очки). (млекопитающие: утконос, ехидна – кошка, собака)
  • Стремление к актуализации ( говоря об общих принципах рыночной экономики, не стоит приводить в пример современную Россию, т к идет только стадия становления)
Типовые ошибки Приведение нарочито сложных примеров (в противном случае иллюстрируемая закономерность часто оказывается обремененной множеством несвязанных с ее природой фактов и влияний)

Типовые ошибки

  • Приведение нарочито сложных примеров (в противном случае иллюстрируемая закономерность часто оказывается обремененной множеством несвязанных с ее природой фактов и влияний)
Совет Приводимый пример должен иллюстрировать рассматриваемое явление или закономерность «в чистом виде», он должен быть носителем типовых признаков и свойств, по возможности представляя их в наиболее наглядном, рельефном и простом виде

Совет

  • Приводимый пример должен иллюстрировать рассматриваемое явление или закономерность «в чистом виде», он должен быть носителем типовых признаков и свойств, по возможности представляя их в наиболее наглядном, рельефном и простом виде
Типовые ошибки Качество примера (в системе оценивания заложены критерии: «приведены соответствующее теме и проблемные примеры: из обыденного опыта – 1 балл, из художественной литературы – 2 балла, из исследований, социальных теорий – до 5».

Типовые ошибки

  • Качество примера (в системе оценивания заложены критерии: «приведены соответствующее теме и проблемные примеры: из обыденного опыта – 1 балл, из художественной литературы – 2 балла, из исследований, социальных теорий – до 5».
СОВЕТ Иллюстрируя свою позицию, в первую очередь следует стремиться приводить примеры из социологических текстов и теорий; н автором месте идут примеры из художественной литературы и истории; и только в последнюю очередь следует прибегать к конструированию собственных вымышленных, «предположительных» примеров

СОВЕТ

  • Иллюстрируя свою позицию, в первую очередь следует стремиться приводить примеры из социологических текстов и теорий; н автором месте идут примеры из художественной литературы и истории; и только в последнюю очередь следует прибегать к конструированию собственных вымышленных, «предположительных» примеров
Вывод, его содержание и форма Вывод – важнейший элемент эссе и, хотя он стоит в конце текста, не должен формироваться по «остаточному» принципу. Даже в том случае, если на полное и адекватное раскрытие темы у вас не хватает времени, вывод из написанного текста должен быть сделан непременно

Вывод, его содержание и форма

  • Вывод – важнейший элемент эссе и, хотя он стоит в конце текста, не должен формироваться по «остаточному» принципу. Даже в том случае, если на полное и адекватное раскрытие темы у вас не хватает времени, вывод из написанного текста должен быть сделан непременно
Совет Сформулировав вывод, необходимо оценить объем его содержания. В правильно сформулированном выводе должны быть резюмированы основные положения, обоснованные и доказанные в тексте. Содержательный объем вывода должен быть равен содержательному объему тезиса.

Совет

  • Сформулировав вывод, необходимо оценить объем его содержания.
  • В правильно сформулированном выводе должны быть резюмированы основные положения, обоснованные и доказанные в тексте.
  • Содержательный объем вывода должен быть равен содержательному объему тезиса.
Типы композиций заключения эссе Вариант 1. Непосредственное обобщение основных положений текста. Тема: «Существуют ли в современной России признаки сословной структуры?» Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы.»

Типы композиций заключения эссе

  • Вариант 1. Непосредственное обобщение основных положений текста.
  • Тема: «Существуют ли в современной России признаки сословной структуры?»
  • Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы.»
Вариант 2. Обозначение будущей перспективы Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы. Как будут взаимодействовать между собой эти разнородные аспекты социальной структуры, и какие социально-политические последствия для нашей страны это будет иметь в ближайшем будущем – вот важнейший вопрос, на который должна дать ответ социологическая наука»

Вариант 2. Обозначение будущей перспективы

  • Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы. Как будут взаимодействовать между собой эти разнородные аспекты социальной структуры, и какие социально-политические последствия для нашей страны это будет иметь в ближайшем будущем – вот важнейший вопрос, на который должна дать ответ социологическая наука»
Вариант 3. Дополнительное теоретическое обобщение Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, в этом нет ничего удивительног: любая теория имеет дело с абстрактными моделями, а действительность всегда оказывается богаче.»

Вариант 3. Дополнительное теоретическое обобщение

  • Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, в этом нет ничего удивительног: любая теория имеет дело с абстрактными моделями, а действительность всегда оказывается богаче.»
Тактика: написание эссе на тему афоризма Не следует иметь в виду какую-то приоритетную социальную дисциплину, которую знаете лучше других. Успех выполнения заданий данного типа зависит не только от знаний в определенной области, но и от особенностей выбранного афоризма

Тактика: написание эссе на тему афоризма

  • Не следует иметь в виду какую-то приоритетную социальную дисциплину, которую знаете лучше других.
  • Успех выполнения заданий данного типа зависит не только от знаний в определенной области, но и от особенностей выбранного афоризма
Пример Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел – выдающийся философ 20 в., и этот факт настраивает на трактовку его слов в русле философской науки, тем более, что в содержании афоризма нетрудно разглядеть гносеологическую проблематику.  А тема относилась к социальной психологии.

Пример

  • Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».
  • Б. Рассел – выдающийся философ 20 в., и этот факт настраивает на трактовку его слов в русле философской науки, тем более, что в содержании афоризма нетрудно разглядеть гносеологическую проблематику.
  • А тема относилась к социальной психологии.
      Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».   Социально-психологический аспект: 1. страх – понятие из области психологии; Почему человек боится увидеть мир таким, каков он есть, в чем причина его страха перед истиной? Возможное объяснение: истина как нечто новое и ранее неизвестное очень часто противоречит существующим представлениям, ценностям и стереотипам, носителями которых являются не индивиды, а определенные социальные группы. Страх перед истиной есть в первую очередь страх перед потерей этих ценностей, которые для многих в процессе социализации стали неотъемлемой частью собственного»Я», «второй» натурой.

Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».

  • Социально-психологический аспект:
  • 1. страх – понятие из области психологии;
  • Почему человек боится увидеть мир таким, каков он есть, в чем причина его страха перед истиной?
  • Возможное объяснение: истина как нечто новое и ранее неизвестное очень часто противоречит существующим представлениям, ценностям и стереотипам, носителями которых являются не индивиды, а определенные социальные группы. Страх перед истиной есть в первую очередь страх перед потерей этих ценностей, которые для многих в процессе социализации стали неотъемлемой частью собственного»Я», «второй» натурой.
Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».   Пример: религиозные догматы, в ряде случаев мешавшие развитию научного познания; научные парадигмы, также представляющие собой систему устойчивых, а главное – институционально защищенных стереотипов, носителями которых являются сообщества ученых.

Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».

  • Пример: религиозные догматы, в ряде случаев мешавшие развитию научного познания; научные парадигмы, также представляющие собой систему устойчивых, а главное – институционально защищенных стереотипов, носителями которых являются сообщества ученых.
Приведите несколько формулировок смысла высказывания с учетом разных наук 1. Личность – это человек как носитель сознания. (Платонов) (философия, социология). 2. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (Шерр) (социология, философия). 3. Законы обязаны своей силой нравам (Гельвеций) (социология, философия, правоведение). 4. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий) (социология, философия). 5. Тому, кто не постиг добра, всякая наука приносит лишь вред (Монтень) (философия, социология).

Приведите несколько формулировок смысла высказывания с учетом разных наук

  • 1. Личность – это человек как носитель сознания. (Платонов) (философия, социология).
  • 2. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (Шерр) (социология, философия).
  • 3. Законы обязаны своей силой нравам (Гельвеций) (социология, философия, правоведение).
  • 4. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий) (социология, философия).
  • 5. Тому, кто не постиг добра, всякая наука приносит лишь вред (Монтень) (философия, социология).
Выделение поставленной автором проблемы Это всегда процесс обобщения . Ошибки: -представление проблемы в виде простого перефразирования, пересказа заданного афоризма - подмена проблемы авторской позицией . Надо помнить, что проблема – это научный вопрос, явно или косвенно затронутый автором, тогда как авторская позиция – ответ на него.

Выделение поставленной автором проблемы

  • Это всегда процесс обобщения .
  • Ошибки:
  • -представление проблемы в виде простого перефразирования, пересказа заданного афоризма
  • - подмена проблемы авторской позицией .
  • Надо помнить, что проблема – это научный вопрос, явно или косвенно затронутый автором, тогда как авторская позиция – ответ на него.
Выделение проблемы Афоризм отличается от простого высказывания тем, что в образной, лаконичной и популярной форме фиксирует некоторое противоречие. Одна из первых задач эссе – сделать это противоречие явным, сформулировать его в понятийном аппарате соответствующей науки, а затем показать, как подходит наука к его разрешению

Выделение проблемы

  • Афоризм отличается от простого высказывания тем, что в образной, лаконичной и популярной форме фиксирует некоторое противоречие.
  • Одна из первых задач эссе – сделать это противоречие явным, сформулировать его в понятийном аппарате соответствующей науки, а затем показать, как подходит наука к его разрешению
Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».   Противоречие: Удивительно, что человек, разум которого по своей природе должен быть нацелен на постижение истины, вдруг, благодаря наличию того же разума, испытывает перед ней страх.

Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».

  • Противоречие: Удивительно, что человек, разум которого по своей природе должен быть нацелен на постижение истины, вдруг, благодаря наличию того же разума, испытывает перед ней страх.
Алгоритмы 1. прочитав и осмыслив высказывание, необходимо его содержание соотнести с определенным разделом, а лучше с определенной темой соответствующей дисциплины. 2. Следует вспомнить, что любая тема потому и возникла в науке, что решала вполне конкретные задачи и проблемы. (вспомнить про них – это и значит приготовить, мобилизовать инструментарий для выполнения задания)

Алгоритмы

  • 1. прочитав и осмыслив высказывание, необходимо его содержание соотнести с определенным разделом, а лучше с определенной темой соответствующей дисциплины.
  • 2. Следует вспомнить, что любая тема потому и возникла в науке, что решала вполне конкретные задачи и проблемы. (вспомнить про них – это и значит приготовить, мобилизовать инструментарий для выполнения задания)
К. В. Сорвин, А.А. Сусоколов Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – НИУ ВШЭ. – М.: Русская панорама, 2013
  • К. В. Сорвин, А.А. Сусоколов Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – НИУ ВШЭ. – М.: Русская панорама, 2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!