Просмотр содержимого документа
«Эссе на олимпиадах и ЕГЭ»
Эссе на олимпиадах и ЕГЭ: стратегические принципы построения
Составляющие эссе
- 1. Тезис (Т)
- 2. Аргумент (А)
- 3. Доказательство (Д)
- 4. Пояснение или пример (П)
- 5. Вывод
Правило
- Не только каждый абзац, но даже любое предложение в тексте имеют право на существование только в том случае, если могут быть соотнесены с одной из этих пяти базовых составляющих любого эссе
Тезис- это основная мысль, которая утверждается или отрицается в тексте. Это положение, ради которого пишется вся работа.
- Примеры: Коперник «Об обращениях небесных сфер». Тезис : «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси».
- Дюркгейм «Метод социологии». Тезис : «Социальная реальность представляет собой такой же объект для научного исследования, как и реальность физическая, хотя способы ее познания и имеют определенные особенности».
Тема сформулирована в виде утвердительного предложения
- Тезис может совпадать с темой эссе.
- Примеры:
- «Конт – родоначальник социологии»
- «Без культуры нет человека»
- «Точное знание об обществе принадлежит к числу наших самых недавних приобретений»
- «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
- Тема сформулирована:
- как вопрос : «Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе?».
- как задание на сравнение «Приведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс».
- как комментарий к афоризму : «Прокомментируйте высказывание: «высший суд находится внутри человека»
- как задание на проведение теоретического анализа «Какова взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений»
- как утвердительный афоризм, который не допускает однозначной трактовки по принципу «верно-неверно »: «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»
Правило
- Тезис должен быть сформулирован самостоятельно и не может непосредственно совпадать с формулировкой темы
Пример: «Существуют ли в современном российском обществе признаки сословной структуры?»
«Отдельные сословные признаки в современном российском обществе существуют, хотя данная стратификационная система и не является основной, определяющей»
- Формулировка тезиса – результат предварительного размышления над темой, ее предварительного, но очень серьезного анализа.
- Черновик обязателен!
Примеры
- Тема: «Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс».
- Тезис: «Между взглядами Маркса и Конта на общественный прогресс существуют как общие черты, так и различия»
Примеры
- Тема: «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений»
- Тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер»
Задание на формулирование тезисов
- 1. Социальное равенство и неравенство: за и против.
- 2. Факторы, в современном российском обществе, тормозящие социальную мобильность.
- 3. Механизм взаимодействия культур, функционирующий в миграционных потоках в современной России.
- 4. Глобализация – противоречивый процесс.
- 5. ролевые напряжения в процессах социальной мобильности.
Расчленение одного крупного по содержательному объему тезиса на несколько более мелких значительно облегчает логическое обоснование своей позиции, формулировку выводов
- Основной тезис
- Тезис второго уровня (в главах)
- Тезис третьего уровня (в параграфах)
- Тезисы отдельных абзацев (в идеале)
Пример
- Тема: «Как взаимосвязаны межролевые напряжения с процессами межгрупповых конфликтов?»
- Основной тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и межролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер».
Разобьем данный тезис на несколько самостоятельных утверждений
- Т. 1. Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения связаны между собой однозначной, необходимой связью.
- Т.2 Межгрупповые конфликты повышают вероятность возникновения межролевых напряжений.
- Т. 3. В некоторых случаях межролевые напряжения, в свою очередь, могут стать источниками возникновения межгрупповых конфликтов.
Пример
пример
Аргумент
- Это цепочка рассуждений, призванных обосновать высказанный тезис.
- Цель: убедить адресата в чем-либо, укрепить или, напротив, изменить его мнение
- К любому тезису обязательно должны быть приведены несколько аргументов (как правило, два-три); в то же время бываю ситуации, когда необходимость в формировании самостоятельных доказательств к аргументам отсутствует
Т. «Формально, оснований для существования в современной России сословной структуры общества, нет»
- А. 1. Современное российское государство является правовым.
- Д1. если сословная структура основывается на законодательно закрепленных различиях в правах и обязанностях членов сословий, то основным принципом правого государства является равенство всех граждан перед законом.
- Д. 2. Данное равенство закреплено в Конституции РФ.
Типы аргументов
- Логические (рациональные): положения соответствующих научных теорий, данные статистики, наблюдений, результаты социологических исследований (опросы общественного мнения), положения официальных документов.
- Ссылки на авторитет: цитаты из авторитетных источников (книги, статьи, учебники), высказывания известных ученых, сообщения очевидцев, слова которых заслуживают доверия.
- Иллюстративные: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной литературы, предположительные примеры.
Т.Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью
- А.1.1. Межгупповой конфликт в ряде случаев может сопровождать ся ролевым напряжением. Это бывает, в частности, в тех случаях, когда индивид связан личными узами (или узами родства) с некоторыми членами противоположной группы.
- П. 1.1. Например, на гражданской войне два родственника, оказавшиеся во враждебных лагерях, будут находиться в межролевом напряжении. Подобная ситуация описана А.Н. Толстым в романе «Хождение по мукам» – встреча находившегося с разведзаданием красноармейца И. Телегина со своим шурином белогвардейским полковником В . Рощиным на вокзале, занятом войсками белых.
Т.Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью
- А. 1.2. В то же время индивид может входить только в одну группу, ри этом играть в ней роль, ставящую его в конфликтное отношение к людям из другой группы. Адекватно соответствуя данной роли, он вполне может не испытать никакого межролевого напряжения.
- П. 1.2. Солдат, честно исполняющий свой долг и не имеющий никаких родственных, дружеских и т п связей с враждебной ему стороной, может не испытать никаких межролевых напряжений.
Типовая ошибка
- Подмена аргумента примером.
- Но «пример не есть доказательство»
Например
- «На гражданской войне по разную сторону баррикад оказались члены одной семьи, например, родные братья. Подобная ситуация, например, описывается в известном романе «Вечный зов».
- Пример правильный, снабжен адекватным обращением к художественной литературе. Но по критерию «Проблема раскрыта на теоретическом уровне» по данному пункту - «0» баллов.
Совет
- Выстраивая теоретическую аргументацию своей позиции, следите за тем, чтобы она ни в коем случае не совпала бы с примером. И если первоначально в качестве аргумента вы вспомнили или придумали конкретный пример, то постарайтесь обобщить его, выделить из него теоретическое содержание, и именно его записать в первую очередь
Ссылки на авторитет – допустимо, НО
- Может быть несоответствие компетентности автора высказывания обсуждаемой проблеме.
- Можно обратиться к афоризму в начале или в конце эссе, но неуместно приводить его в качестве аргумента.
К тезисам приведите систему аргументов или контраргументов
- 1. Группа тем устойчивее, чем больше членов входит в ее состав.
- 2. Бесполезно стремиться к достижению социального равенства.
- 3. Конфликт всегда вреден для коллектива.
- 4. Угрызения совести мучают только людей, совершивших безнравственный поступок.
- 5. В первичную социальную группу могут входить люди с разными представлениями о добре и зле, с разными духовными ценностями.
- 6. В стабильных обществах всегда присутствует тенденция к кристаллизации статусов.
К тезисам приведите систему аргументов или контраргументов
- 8. В современном обществе могут совпадать экономический, кратический (отношение к власти) и престижный статусы.
- 9. не только социальная роль оказывает влияние на человека, но и исполнение человеком роли влияет на социальную оль.
- 10. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания.
- 11. Все люди разные у них разные представления о жизни, поэтому понятие социальные ценности является бессмысленным.
- 12. Западные ценности неприемлемы на российской почве.
- 13. Наркомания всегда является видом отклоняющегося поведения.
- Рассказывая о националистических выступлениях, СМИ только усиливают межэтнические конфликты.
Пример –
- это способ пояснить свою мысль, упростить ее понимание для читателя, на конкретном уровне сделать ее более ясной и доступной.
- Удачно приведенный пример может склонить мнение взыскательного или скептически настроенного читателя на сторону автора текста.
Типовые ошибки
- Нарушение точности примера (часто поиск нетривиального примера превращается в самоцель и приносит штрафные очки). (млекопитающие: утконос, ехидна – кошка, собака)
- Стремление к актуализации ( говоря об общих принципах рыночной экономики, не стоит приводить в пример современную Россию, т к идет только стадия становления)
Типовые ошибки
- Приведение нарочито сложных примеров (в противном случае иллюстрируемая закономерность часто оказывается обремененной множеством несвязанных с ее природой фактов и влияний)
Совет
- Приводимый пример должен иллюстрировать рассматриваемое явление или закономерность «в чистом виде», он должен быть носителем типовых признаков и свойств, по возможности представляя их в наиболее наглядном, рельефном и простом виде
Типовые ошибки
- Качество примера (в системе оценивания заложены критерии: «приведены соответствующее теме и проблемные примеры: из обыденного опыта – 1 балл, из художественной литературы – 2 балла, из исследований, социальных теорий – до 5».
СОВЕТ
- Иллюстрируя свою позицию, в первую очередь следует стремиться приводить примеры из социологических текстов и теорий; н автором месте идут примеры из художественной литературы и истории; и только в последнюю очередь следует прибегать к конструированию собственных вымышленных, «предположительных» примеров
Вывод, его содержание и форма
- Вывод – важнейший элемент эссе и, хотя он стоит в конце текста, не должен формироваться по «остаточному» принципу. Даже в том случае, если на полное и адекватное раскрытие темы у вас не хватает времени, вывод из написанного текста должен быть сделан непременно
Совет
- Сформулировав вывод, необходимо оценить объем его содержания.
- В правильно сформулированном выводе должны быть резюмированы основные положения, обоснованные и доказанные в тексте.
- Содержательный объем вывода должен быть равен содержательному объему тезиса.
Типы композиций заключения эссе
- Вариант 1. Непосредственное обобщение основных положений текста.
- Тема: «Существуют ли в современной России признаки сословной структуры?»
- Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы.»
Вариант 2. Обозначение будущей перспективы
- Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы. Как будут взаимодействовать между собой эти разнородные аспекты социальной структуры, и какие социально-политические последствия для нашей страны это будет иметь в ближайшем будущем – вот важнейший вопрос, на который должна дать ответ социологическая наука»
Вариант 3. Дополнительное теоретическое обобщение
- Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, в этом нет ничего удивительног: любая теория имеет дело с абстрактными моделями, а действительность всегда оказывается богаче.»
Тактика: написание эссе на тему афоризма
- Не следует иметь в виду какую-то приоритетную социальную дисциплину, которую знаете лучше других.
- Успех выполнения заданий данного типа зависит не только от знаний в определенной области, но и от особенностей выбранного афоризма
Пример
- Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».
- Б. Рассел – выдающийся философ 20 в., и этот факт настраивает на трактовку его слов в русле философской науки, тем более, что в содержании афоризма нетрудно разглядеть гносеологическую проблематику.
- А тема относилась к социальной психологии.
Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».
- Социально-психологический аспект:
- 1. страх – понятие из области психологии;
- Почему человек боится увидеть мир таким, каков он есть, в чем причина его страха перед истиной?
- Возможное объяснение: истина как нечто новое и ранее неизвестное очень часто противоречит существующим представлениям, ценностям и стереотипам, носителями которых являются не индивиды, а определенные социальные группы. Страх перед истиной есть в первую очередь страх перед потерей этих ценностей, которые для многих в процессе социализации стали неотъемлемой частью собственного»Я», «второй» натурой.
Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».
- Пример: религиозные догматы, в ряде случаев мешавшие развитию научного познания; научные парадигмы, также представляющие собой систему устойчивых, а главное – институционально защищенных стереотипов, носителями которых являются сообщества ученых.
Приведите несколько формулировок смысла высказывания с учетом разных наук
- 1. Личность – это человек как носитель сознания. (Платонов) (философия, социология).
- 2. Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой (Шерр) (социология, философия).
- 3. Законы обязаны своей силой нравам (Гельвеций) (социология, философия, правоведение).
- 4. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий) (социология, философия).
- 5. Тому, кто не постиг добра, всякая наука приносит лишь вред (Монтень) (философия, социология).
Выделение поставленной автором проблемы
- Это всегда процесс обобщения .
- Ошибки:
- -представление проблемы в виде простого перефразирования, пересказа заданного афоризма
- - подмена проблемы авторской позицией .
- Надо помнить, что проблема – это научный вопрос, явно или косвенно затронутый автором, тогда как авторская позиция – ответ на него.
Выделение проблемы
- Афоризм отличается от простого высказывания тем, что в образной, лаконичной и популярной форме фиксирует некоторое противоречие.
- Одна из первых задач эссе – сделать это противоречие явным, сформулировать его в понятийном аппарате соответствующей науки, а затем показать, как подходит наука к его разрешению
Б. Рассел: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его».
- Противоречие: Удивительно, что человек, разум которого по своей природе должен быть нацелен на постижение истины, вдруг, благодаря наличию того же разума, испытывает перед ней страх.
Алгоритмы
- 1. прочитав и осмыслив высказывание, необходимо его содержание соотнести с определенным разделом, а лучше с определенной темой соответствующей дисциплины.
- 2. Следует вспомнить, что любая тема потому и возникла в науке, что решала вполне конкретные задачи и проблемы. (вспомнить про них – это и значит приготовить, мобилизовать инструментарий для выполнения задания)
- К. В. Сорвин, А.А. Сусоколов Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – НИУ ВШЭ. – М.: Русская панорама, 2013