Эссе «Я - учитель»
Учителя должны такую силу обрести,
что дух людской над тьмою воссияет.
Из пособия Аксеновой В.И.
Я часто задаю себе вопрос, есть ли на свете дело лучше учителя в школе? И к ответу прихожу только одному: «Нет!».
О своём жизненном выборе я готова ответить своими стихами:
И если бы меня спросили,
Как иначе я прожила жизнь свою;
Я, не колеблясь, твердо заявила б:
-Я вечный гимн учительству пою!
Учителем мечтала стать с детсадовского возраста, когда, рассаживая кукол за «парты», обучала их тому, что сама к тому времени знала. Школа утвердила мой выбор. Я училась у замечательных педагогов, которым с ранних лет подражала, и стараюсь быть похожей на них сейчас. Их образ будет в моем сердце, в моей памяти!
Мне повезло, что я вернулась в свою родную школу, где провела счастливых одиннадцать лет! Помню, как старшеклассницей любила Дни самоуправления, благодаря которым мне предоставлялась возможность погрузиться в мир профессии учителя. Наверное, именно тогда я определилась с выбором своего дальнейшего пути. Без раздумий, поступила в Ставропольский педагогический институт. Самым приятным для меня была учебная практика, когда я могла набраться опыта у своих же учителей.
Я всегда гордилась и горжусь званием педагог! Общение с детьми – это воздух, которым я «дышу» и «живу».
Воспитанная на патриотизме и любви к родине, я стараюсь эти же качества привить своим ученикам. Работу строю на принципе сотрудничества, включаю учащихся во взаимодействие. Стараюсь отказаться от стремления приноравливать детское восприятие к своему собственному, стремлюсь видеть в работах детей ростки творчества, предоставить простор инициативе, индивидуальности ученика. Разъясняю им, что жизнь человека есть взаимопроникновение трёх главных сил: силы духа, силы разума, силы любви к людям, что человек – не раб судьбы, перед ним всегда есть выбор. Ведь гениями не рождаются: гений есть не что иное, как дар огромного терпения. Лишь изменения в себе изменяет все вокруг. И поэтому нужно стремиться жить ярко, а не прозябать.
Часто делюсь с детьми заповедью: «Зная больше других, работай больше других – вот вся судьба». Напоминаю им слова Конфуция: «Не Путь делает великим человека, а человек делает великим Путь».
Не люблю, когда проповедуют чистый культ учебы. Учеба для меня – это некий творческий процесс, процесс взаимоотдачи. Допускаю свободу мыслей своих учеников, фантазию, самостоятельность. Не имею каких-то готовых рецептов. Я просто люблю своих учеников, люблю за ними наблюдать.
Мудро сказал тот, кто считает, что школы – мастерские гуманности.
Это будет происходить в том случае, если каждый учитель много потрудится над тем, чтобы сделать людей мудрыми по уму, добронравными в действиях и честными сердцем.
Эти три задачи я вижу в каждом своем уроке, в каждом слове, обращенном к ребенку.
Каждый урок - это не просто изучение «преданий старины глубокой», это анализ, сопереживание, размышление, спор. На каждом уроке я стремлюсь поставить учеников в ситуацию выбора, чтобы показать неоднозначность, альтернативность, вариативность в решении математических задач.
Учитель должен быть личностью, бойцом во имя Добра, Истины и Человека. Он должен не поучать, а воспитывать своим примером. Он подобен Богу, создавшему Вселенную, так как может вложить «разумное, доброе, вечное» в душу нового человека.
Главная моя задача – обнаружить и развить то, что заложено в ребенке.
Стараюсь не отмахиваться от ребячьих «почему». Наши отношения строятся на взаимном доверии друг к другу.
На чем же основывается это доверие? Как учитель я осознаю свою ответственность за каждого ребёнка.
Мечтаю о том, чтобы в моих учениках стало больше порядочности. Не хочу, чтобы в человеческих отношениях был обман, не терплю фальши.
Сегодня в школе происходят глубокие перемены, появляются новые, интересные образовательные технологии, но какими бы они глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей идеалам добра, любви, правды, красоты, искусства. Если школа выпустит не очень грамотного человека – это беда.
Совершенно очевидно, что сегодня, как никогда, целевые точки воспитания должны быть смещены в сторону формирования нравственных качеств: совести, долга, ответственности.
А мне хочется, чтобы дети стремились думать, размышлять, соприкасаться с прекрасным, добрым.
Центр моих притяжений – ребенок со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир - самое главное, ценное на земле, - моя педагогическая миссия. Чего ждет ребёнок от учителя? Любви. Понимания. Сочувствия.
Как не обмануть? Как помочь? Как утвердить веру в добро, справедливость?
На эти вопросы и пытаюсь найти ответы. Но однозначного ответа быть не может. Я поняла, что детям не нужен поводырь, только наставник, друг, собеседник. Дети верят тебе, делятся своими мыслями, тайнами, печалью и радостью, рассказывают нехитрые житейские новости. Не обмануть их, не предать, не встать на пути урокодательства, а думать, искать, добиваться, чтобы каждый день приносил удовлетворение и тебе, и твоим детям, - мои педагогические принципы.
Дети, любознательные, пытливые, с широко распахнутыми глазами и открытыми лицами, не дают расслабиться, поддерживают меня, придают силы, уверенности в моей работе. Это их детские вопросы, фантазия, воображение вдохновляют меня, помогают найти верный путь при подготовке урока математики, внеклассного занятия, в разговоре с родителями. Показать семье уникальность их ребенка, создать союз понимания, доверия, уважения и любви между родителем и ребенком – тоже моя задача.
Воспитывать пытливость, умение добывать знания, стремление думать самой, жить школьной жизнью, увлеченно – моя учительская позиция.
Наступило в педагогике новое время, которое диктует свои жизненные законы. Понять их и соответствовать им – значит способствовать выживанию всего человеческого общества, каждого отдельного человека.
Какое общество, с какими законами жизнедействия может выжить и самоутвердиться? Каким быть человеку в обществе? Чем чаще мы, педагоги, будем задавать себе подобные вопросы и побуждать к этому своих воспитанников, тем быстрее будут осуществимы надежды на совершенствование человека.
Во многом от нас, учителей, зависит, быть ли человечеству в будущем тысячелетии или нет.
Я верю, что наступит «золотой век» для педагогов и педагогики «…учителя такую силу обретут, что дух людской над тьмою воссияет!»
2