multiurok.ru-сайт учителей. Математика. Черкасова О.Н.
Эссе «Я – учитель» на конкурс «Учитель года-2016»
Учитель! Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!
Под таким девизом проходит моя педагогическая деятельность двадцать шестой год. По прошествии стольких лет я гордо могу сказать: «Я - учитель математики, я - жена, я - мама, в конце концов, я - надежда нашей педагогической общественности, как это ни пафосно звучит». Сложна и многогранна работа учителя. Сколько надо знать и уметь, чтобы найти подход к каждому ученику. Ведь ребёнок – это личность! Этой сложной работе я посвятила всю свою жизнь. Мой выбор не случаен. Моя мама почти сорок лет посвятила педагогической деятельности, и она же, по счастливой случайности, была моим классным руководителем. Ещё в детстве я любила изображать учителя. Все мои игры были связаны со школой: проверка тетрадей, заполнение журнала, попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам, а затем и подругам).
Первые шаги к постижению педагогического мастерства были нелегки: пришлось столкнуться с массой трудностей. По первой своей специальности я учитель начальных классов и семь лет моими учениками были малыши. Многие даже называли «мамой». Потом мне пришлось переквалифицироваться на учителя математики. Ни разу об этом не пожалела! Много открыла для себя интересного в этой науке и теперь очень хочу передать своим ученикам. Согласно словарю Ожегова, «учитель – это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает».
Каждое утро, подходя к школе, чувствую, как внутренне преображаюсь, уходят прочь личные проблемы, отодвигаются заботы, готовлюсь к встрече с детьми, и настроение поднимается. Я уверена, что профессия учителя уникальная: вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной во все времена. Учительство всецело поглощает меня, требует полной отдачи. Иногда что-то задумаю интересное провести с учениками, так это желание настолько пронизывает мои мысли, что просыпаюсь ночью, беру в руки карандаш, лист бумаги и быстро записываю, потом воплощаю в жизнь. Так рождались многие сценарии внеклассных мероприятий и уроков.
XXI век – время новых информационных и коммуникативных технологий. В 2005 году купила себе компьютер и стала его осваивать, ведь современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и Интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
Школа XXI века – школа, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Каждый учитель должен помнить, что «ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
Моя жизнь в нашей школе началась 1979 году, когда я пошла в 1 класс. Спустя 10 лет (был двухлетний перерыв: училась в Дубовском педагогическом училище) приехала работать в родное село, в родную школу. Если вместе сложить все годы моего пребывания в стенах школы, то в 2016 году исполнилось 35 лет. Безмерную любовь к родной школе воспитали во мне мои учителя и мои родители.
Наша сельская школа является своеобразным социальным институтом, системообразующим компонентом сельского социума. Это, конечно, очень пафосно звучит, но это правда. Когда в марте 2016 года нам объявили, что наша школа закрывается, сразу пролетела мысль - скоро исчезнет село, где ты родился, где жили твои предки и могли бы жить твои дети. «Когда Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принес в жертву богам 100 быков. С тех пор все скоты боятся нового…» - сказала Софья Ковалевская. Смешно, конечно, если остроумная фраза вырывается из контекста, но отбросим иронию. Может быть, ничего особенно нового делать и не нужно, по крайней мере, я не боюсь нового, я боюсь глупостей.
Я боюсь, когда экономисты от образования рапортуют: «Ура! Оптимизировали! Сэкономили!» На чем? На детстве? На своем будущем? На улыбках и сотнях тысяч «почему», оставшихся без ответа? Все подсчитано, выверено, распределено экономически целесообразно. Будто все забыли, что невозможно просчитать душу, сэкономить память, оплатить добро и любовь, запланировать смех и слезы, отремонтировать чувства и внести детство в бюджетные сметы.
Наш педагогический коллектив, учащиеся и их родители забили тревогу о закрытии школы. Нас учителей обвинили в том, что мы думаем только о своей зарплате, не хотим остаться безработными и не думаем о том, как Дубовскому району тяжело содержать малокомплектные школы. Те, кто так говорит, не понимает сельских жителей, чья любовь к селу впитана с молоком матери. Когда мы узнали о закрытии школы ,мы все плакали: и учителя, и родители. Если бы мы не любили свое село, то остались бы жить в городе или в другом более комфортном месте. Большая часть наших учителей – выпускники Малоивановской школы! Мы этим гордимся! Мы очень дружный коллектив! Нашему селу и нашей школе быть! Сергей Есенин писал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Я работаю в школе слишком долго, чтобы не понимать сути происходящего. Коль скоро судьба дала мне счастье быть учителем, то она позаботилась и о правильном построении моего мировоззрения. А оно очень просто - я хочу сделать мир чуточку лучше, чуточку мягче и чуточку справедливее.
Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательности мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает. Ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам понять тот или иной материал. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем всегда ожидать безупречного поведения, ведь они тоже люди…маленькие люди. Ну и, конечно, в сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпрепровождение.
Сельский учитель - это энтузиаст, патриот школы, села, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей. Учитель на селе - одна из главных фигур. Все начинается с учителя! А значит - с меня! Каждый из нас должен работать в школе не вопреки, а во имя. Во имя нашего будущего, непременно светлого и надежного. Россию ждет процветание, если мы научим своих учеников тоже жить во имя, а не вопреки!