«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя…»
Дональд Д. Куин
Описание личного опыта работы классного руководителя
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Степанщинская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Воскресенск
Московской области
Черных Ольги Алексеевны
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Моя задача - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «толкать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Мой стаж работы в должности классного руководителя - 8 лет, за это время я сделала 1 выпуск. Со своим первым классом я работала два года (8,9 классы). Класс считался трудным, и руководство школы доверило мне детей, считая, что я смогу организовать учащихся. Все выпускники получили среднее профессиональное образование, работаю по профессии.
В настоящее время являюсь классным руководителем 11 класса, в состав которого входят трое обучающихся. Первоначально в классе было 7 очень дружных ребят, готовых прийти на помощь друг другу и мне. После окончания девятого класса две девочки выбрали учебные заведения, связанные с педагогической деятельностью; еще одна девочка – медицинский колледж. Выбирая профессии, связанные с работой с людьми, учащиеся показывают высокий уровень духовно-нравственного воспитания и гуманного отношения к окружающим.
В настоящее время в полном составе учащиеся моего класса являются участниками губернаторского проекта «Кадры будущего для региона», куда прошли конкурсный отбор, представив совместный проект «Коломна – город прошлого и будущего». Умение работать в команде – качество, которое воспитывает и прививает классный руководитель.
Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
· Духовно-нравственное и правовое воспитание
· Познавательная деятельность и эстетическое воспитание
· Учебная и трудовая деятельность
· Физическое воспитание и здоровый образ жизни
· Работа с родителями.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Основными задачами этого направления является содействие:
· культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи,
· духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;
· возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы (информационный классный час «Человек среди людей, «Планета за одну неделю», тематический классный час «Я отвечаю за свои поступки», «Расскажи мне обо мне» и др.); ситуативные практикумы («Умей общаться со всеми и всегда»), диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.
Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Дети моего класса активно принимают участие в различных школьных и классных мероприятиях, помогают заменять уроки в классах начальной школы.
На протяжении нескольких лет девочки моего класса составляли основу хореографического объединения в сельском клубе д. Степанщино.
С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» посещаю уроки учителей – предметников в своем классе, посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями.
В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе.
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются: совместная с детьми подготовка и проведение акции «Бессмертный полк» в д. Степанщино, интересные общешкольные мероприятия («День Учителя», «Масленница», «А ну-ка девочки» и др.); тематические классные часы и беседы («Дороги, которые мы выбираем»; «Как использовать свои права», «Экология слова», «Край родной», «Жизнь без вредных привычек» и др.); родительские собрания («Процесс адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе», «Поощрения и наказания детей в семье» и др.).
Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями города Коломна, посещаем музеи в г. Воскресенске и Коломне, выставки, а также встречаемся с интересными людьми.
Также поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников. Активно работает родительский комитет, который возглавляет Кислякова О.С.
Для лучшего взаимодействия с родительской общественностью мною была создана группа в Ватсапе, которая позволяет оперативно общаться с родителями. Организую педагогические консультации, встречи родителей со специалистами различных служб города, провожу анкетирование в целях диагностики и регулирования своей учебно-воспитательной деятельности.
Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
Для улучшения взаимопонимания и взаимодоверия «родитель-ученик» стараюсь привлечь родителей к жизни класса и школы (внеклассные мероприятия, совместные поездки и проведение совместных родительских собраний).
На протяжении нескольких лет родители помогают эстетически оформлять классный кабинет.
Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс – вот те задачи, которые я поставила перед собой.
Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
На протяжении моей работы в роли классного руководителя ни один ребенок не был поставлен на внутришкольный учет, а к категории детей «группы риска» в моем классе с уверенностью можно только отнести, талантливых учеников, не умеющих реализовать свои возможности в учебной или внеурочной деятельности и эта работа, безусловно, является важным звеном мониторинга работы с детьми «группы риска». И я, как классный руководитель, стараюсь помочь ребёнку в разрешении трудностей, с которыми тот по причине своего возраста или отсутствия соответствующих умений ещё не способен справиться самостоятельно.
Повышение роли патриотического воспитания, приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества, формирование умения сохранять своё здоровье и вести здоровый образ жизни находит отражение в патриотических мероприятиях: «Великая Отечественная Война. Какая она?», «Герои Отечества», «Моя малая Родина» и др.
Уже традиционным является участие в акции «Открытка ветерану», «Бессмертный полк». Вместе с учащимися поздравляем на дому ветеранов с Днем Победы. В ходе подготовки к празднованию Дня Победы наш класс посещал жителей д. Степанщино, собирая информацию о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны.
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты.
Хотелось бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей коллективно - творческие дела очень сплачивают детский коллектив.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы и изучая опыт коллег, уделяя большое внимание самообразованию. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями («Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе» и др.), делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.
Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
8