Эссе на тему: « Современное образования, ориентиры на формирование у детей навыков XXI века»
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя»
Хаббард Кин
Нельзя не согласиться с мнением американского журналиста Френка МакКинни «Кин» Хаббарда. В его высказывании есть то, что меня сподвигло к поиску иного подхода к организации педагогического процесса. Демографические проблемы, новые технологии и цифровизация изменили общество. В отличие от нас, детей 80-х, современное подрастающее поколение не представляет себя без интернета, это в большинстве своем домоседы, которые много времени проводят под присмотром взрослых. Уже все чаще признают существенное отличие знаний и опыта современных детей от знаний и опыта их родителей. Результаты многих проведенных исследований показывают, что в большей части результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, стало мало, чтобы стать успешным в наше время. Фраза американского журналиста «зацепила» меня и заставила задуматься… Как же создать для детей условия, при которых возможно формирование навыков, необходимых им в будущем?
Навыки 21 века? Что это? Их часто называют жизненными компетенциями, ключевыми способностями, которые приводят человека к достижениям и признанию в этом мире. На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена современная модель ученика, образовательные результаты которого способны формироваться на всех этапах обучения. Взяв это за основу, я в своей образовательной практике выделяю несколько ступеней самых важных, по-моему мнению, ключевых навыков. Это инструменты, которые позволяют мне выстроить учебную деятельность с детьми так, чтобы она была максимально ориентирована на дальнейший успех.
Задумываясь над профессиональным будущим своих воспитанников, начинаешь размышлять над тем, какие качества ценятся в современном обществе? В каких навыках в большей степени нуждаются те, кто развивает бизнес, науку, искусство? Чего же ждет современный руководитель от своих сотрудников? И приходишь к выводу, что самое главное - научить человека быть успешным. Для этого нужно направить свою работу с детьми на развитие именно зоны продуктивной деятельности. На мой взгляд существует несколько подходов - ступеней к данной проблеме.
Первая ступень - ребенок должен научиться исследовать. Из своего опыта знаю, что исследование — это самый продуктивный метод познания, особенно с маленькими детьми. Я уверена, что им необходимо развивать талант вопросительности. Нужно научить задавать вопросы, получать ответы, задавать новые вопросы и тем самым двигаться в мире познаний. Дополнительная общеразвивающая программа, направлена на опытно-экспериментальную деятельность. Считаю, что именно опытно-экспериментальная деятельность, которой отдаю приоритет, позволяет каждому ребенку найти ответы на их многочисленные вопросы. Я учу детей тому, что неправильный ответ – это тоже ответ, который приводит их к размышлению. Стараюсь находить идеи, которые дают возможность детям прикоснуться к базовым методам познания: уметь наблюдать, экспериментировать, анализировать. А также пробую научить их самостоятельно формулировать простейшие исследовательские задачи и придумывать новые методы исследования, тем самым внося новое в современный мир, и по-новому открывать этот мир для себя.
Вторая ступень - умение проектировать. Главное - научить вглядываться в будущее, уметь увидеть в сегодняшнем мире интересное, простроить, изменить и принести в мир будущего. В младшем возрасте дети склонны к повторению, поэтому я пробую научить их не бояться повторить ту или иную деятельность, которая уже реализуется во внешнем мире, как бы проверяя, а можно ли самому сделать также, а затем и внести что-то свое в эту деятельность.
Следующая ступень - уметь общаться, эффективно коммуницировать, быть понятным и понятым. Это умение взаимодействовать с окружающими и работать в команде. Командное взаимодействие объединяет людей с разными способностями, которые, работая над одним проектом, могут, несмотря на разные ситуации, творчески решать и действовать.
Пройдя эти ступени в обучении, я думаю, ребенок научится уверенно чувствовать себя в современном мире и отвечать на вызовы XXI века. Конечно, у всех ступеней обучения должен быть один крепкий фундамент – мотивация. А это уже тема для следующих размышлений…
Подводя итог, считаю, что самое важное в моей деятельности - научить детей из любой ситуации извлечь знания, опыт и найти возможность двигаться вперед. Мы, педагоги, можем оставить большой след в жизни ребенка. Ведь многое в жизни детей зависит от взрослых, в том числе и от меня. Я – тот человек, который воспитывает своих учеников сейчас и, вместе с тем, идет с ними в то будущее, которое уже будут строить они. Вот почему для меня цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Адрес публикации: https://multiurok.ru/id16958871