СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему: «Традиционный подход или страноведение: что выбрать?»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой подход лучше использовать в изучении географии материков и океанов, традиционный или страноведческий? В чем достоинства и недостатки каждого? Эссе поможет разобраться в этом вопросе.

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: «Традиционный подход или страноведение: что выбрать?»»

Эссе на тему: «Традиционный подход или страноведение: что выбрать?»

В изучении географии материков и океанов в 7 классе может использоваться как традиционный подход, так и страноведческий. Традиционный подход включает в себя закрепление материала, изученного в 5-6 классе. Изучение основных географических оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы), дает представление у учащихся о всех процессах, происходящих на Земле и в ее недрах, о взаимосвязях и круговоротах воды, веществ и энергии.

Например, изучая твердую оболочку Земли – литосферу, школьники получают знания о причинах движения материков, происхождении землетрясений и извержений вулканов, что позволяет понять закономерности образования неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Знакомство с водной оболочкой – гидросферой помогает сформировать целостною картину о составе, свойствах, агрегатных состояниях воды. Изучение механизма Мирового круговорота воды в природе отражает взаимосвязь различных звеньев гидросферы – рек, озер, болот, морей и океанов, а также важнейших свойств воды для живых организмов и человека. Опасные природные явления, связанные с водой, раскрывают отсутствие бережного отношения к природе, нежелании сохранить ее в чистоте для будущих поколений. Забота о природе воспитывает у подрастающего поколения благодарное отношение к заслугам человечества и осмысления причин отрицательного – антропогенного влияния на природу: загрязнения водоемов бытовым мусором, нефтепродуктами, гибелью речных и морских обитателей. В тесной взаимосвязи с гидросферой находится атмосфера – воздушная оболочка Земли. Ведь все живые организмы должны дышать как в воде, так на суше. Изучение состава воздуха, слоев атмосферы, оптических явлений, дает представление о цепочке сложных процессов, которые влияют на изменение температуры, атмосферного давления и циркуляции (постоянных и сезонных ветров), образования различных видов осадков и как следствие формирование погодных условий. Вследствие шарообразности Земли солнечные лучи нагревают ее поверхность неодинаково, поэтому на разных широтах формируются разные типы климата, от чего зависит разнообразие растительного и животного мира. Все эти особенности формируют у учащихся последовательное логическое осмысление и закрепление знаний о Земле, а практическая работа с географической номенклатурой атласами и контурными картами, стимулируют процесс умственного развития, разные методы и виды работы (проектные работы), на уроке и дома ускоряют развитие личности ребенка, позволяют выражать собственное мнение к той или иной проблеме. Последовательная взаимосвязь в построении тем учебной программы с 5 по 7 класс и последующим нарастанием их сложности, дают возможность более быстро усвоить новый материал, даже для детей с «невысоким порогом» успешности в обучении, в сравнении со страноведческим компонентом безусловно выигрывает. Поскольку изучение отдельных регионов и стран разрывает постепенное накопление знаний и умений, целостность восприятия материала. Курс 7 класса традиционной программы начинается с повторения основных общегеографических знаний с разницей только в усложнении и увеличении объема информации. В рамках программы изучается геологическая история развития Земли, происхождение материков и океанов, возникновение живых организмов и распространение их по всему земному шару, уделяется внимание закреплению тем изученных в 5-6 классах с добавлением нового материала: «Литосфера и современный рельеф», «Атмосфера – мастерская климата», «Мировой океан – синяя бездна». Обновление информации с одной стороны и закрепление уже изученного, позволяет устанавливать более крепкие причинно-следственные взаимосвязи по закреплению материала у учащихся. В дальнейшем в курсе географии 7 класса изучаются отдельные материки, но по единому плану, отражающему историю открытия и исследования материка, геологическое строение, рельеф, климат, гидрографию, растительный и животный мир, население и затем отдельные субрегионы и страны. Сначала акцентируется внимание на южных материках, так как между ними много общих черт, но имеются и отличия: например, Африка и Южная Америка – оба материка пресекаются экватором и южным тропиком, но Африка – самый жаркий материк, полностью расположен в жарком климатическом поясе, сказывается иссушающее влияние Евразии на северную часть Африки, а Южная Америка – самый влажный материк, что связано с атмосферной циркуляцией (влиянием пассатов), большей протяженностью к югу, «охлаждающим» влиянием Антарктиды. Закономерности перехода от целого к частному позволяют легко школьникам объединять отдельные компоненты, искать причинно-следственные связи и аргументы, искать пути решения проблемных заданий, применять критическое мышление, обобщать и делать выводы.

Современная география должна интегрировать (объединять) все знания, полученные в комплексе с 5 по 7 класс, она изучает пространственно-временные взаимосвязи между процессами, явлениями, природно-антропогенные факторы, а значит изучает географическую среду в которой живет человек. В связи с переходом на новую модель образования в методике преподавания географии тоже произошли перемены, новая цифровая среда поменяла мировоззрение и нынешних детей. Сейчас, огромное значение в изучении географии как предмета играет роль учителя, его стремление и желание найти подход к каждому ученику, правильные подбор приемов и методов, помогающих раскрыть и развивать способности и таланты учащихся, умение идти на компромисс, постоянно совершенствовать свои профессиональные качества и если добиться признания у «молодого поколения» то выбор между традиционным или страноведческим подходом будет не важен.

«Если ребенку интересна какая-то дисциплина, он всегда докопается до истины».

Жаль, что таких детей все меньше и суровая реальность безразличия к науке и образованию порождает однотипных компьютерных «геймеров», научившихся ставить галочки в вариантах ОГЭ и абсолютно не умеющих рассуждать, анализировать информацию, иметь свою независимую точку зрения. С этой стороны страноведческий подход в изучении географии материков и океанов абсолютно не привлекателен. Дети зачастую не знают где находятся мало известные страны и к каким континентам принадлежат, какие народы там проживают, а обычаи, традиции и культурное наследие вообще непостижимая истина. Комплексное страноведение подходит для изучения географии на углубленном уровне или для категории учащихся с «хорошими» и «высокими» показателями обучения. Когда более 70% класса составляют хорошисты и отличники, имеющие базу знаний с пятого класса. Тогда такой подход будет более эффективен в сравнении с традиционным. И конечно большое значение имеет учебно-методическое оснащение кабинета географии, степень изношенности. Для сельских школ доступность цифрового образования большая проблема.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!