СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему «Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему «Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений»»

МКОУ Касьяновская СОШ









Эссе на тему

«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений»



















Учитель русского языка и литературы

Плюха Т.Б.



На мой взгляд, воспитание, в первую очередь, начинается в семье. Именно семья играет главную роль в становлении личности маленького человека, только семья формирует его первичные ценности. Я считаю, что даже самый талантливый учитель в дальнейшем не сможет исправить ошибок, допущенных родителями.

Очень трудно об этом говорить, но большая часть современных детей выступают сейчас в роли потребителей. И самое страшное – многих родителей это вполне устраивает. Вот почему мы, учителя, ставим перед собой задачу не только учить детей, но и воспитывать их.

Воспитание ребенка – это одна из важных категорий в его судьбе, которая является залогом его счастливого будущего. Важнейшими его спутниками считаются качества, которые преображают людей, делают их внутренний мир богаче. К ним относятся: сострадание, доброта, честность, сила духа и многие другие. Чтобы каждое из них имело место в душе всех людей, необходимо искренне желать этого.

Воспитание для ребенка - это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Вот эта роль «мудрого взрослого» нам и отводится.

 Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений.

Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотрудничества - это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.

Каждый педагог и родитель должны запомнить, что мы должны воспитать детей честными людьми. Это наша совместная простая забота. Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, каков он есть. Но, вырастая, он становится равным нам, нашим сотрудником. Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Я считаю, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому добывать знания. Но мы не должны забывать, что в основе воспитания и обучения лежат воспитательные отношения. Так как это уже и педагогический процесс, то есть смысл остановиться на следующем в определении педагогического процесса. Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений посредством объединения компонентов, способствующих развитию личности.

Воспитательные отношения в личностно-ориентированном педагогическом процессе характеризуются демократичностью, соблюдением прав и свобод личности, открытостью, взаимопониманием педагогов и воспитанников.

Управляя воспитательными отношениями, учителя получают возможность сознательно влиять в нужном направлении и на переживания ребенка, связанные с его школьной жизнью, добиваться того, чтобы эта жизнь и органически связанная с ней учебная деятельность принималась им не как навязанная извне обязательная повинность, а как личностно-значимое и интересное, важное для него дело.

Под воспитательными отношениями при этом подразумеваются те практические социальные отношения, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности. Отношения к самой учебной деятельности, которой предстоит овладеть как главным предметом школьного труда, — предметные отношения. Отношения с учителями, родителями, одноклассниками, которые на базе этой деятельности складываются и формируются, — взаимные, межличностные отношения. При этом второму виду отношений — отношениям социальным, межличностным — принадлежит решающее значение, ибо именно действия людей, социальные действия в конечном счете и слагают отношения к действительности.

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Нельзя не вспомнить А. С. Макаренко, который говорил, что воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка, а наша задача - направить это развитие и руководить им.

Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от современного, стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной. В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негативной информации. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Выполняя обязанности классного руководителя, я принимаю детей такими, каковы они есть. Надо не переделывать, а развивать то что уже есть, выращивать то чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.

И как учитель – предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как человек, на мой взгляд, становится способным видеть прекрасное только через любовь к своей природе. Мой любимый вопрос – почему? А природа предоставляет любопытным неограниченную свободу, так как сама не имеет границ. Знакомство с природой будет любознательность ребенка, она помогает понять многое, приучает видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных загадок и тайн, морем звуков и запахов, заставляя останавливаться, чтобы видеть красоту, окружающую нас. Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница» и рада за учеников, когда успехи ученика более чем скромны.

Таким образом, педагогический процесс создается педагогом для осуществления образования, обучения, воспитания, развития учащихся. У каждого учащегося есть своя цель и мотивы образования. Учащиеся также имеют и свои сформировавшиеся принципы, которые проявляются в отношении к учебе, другим учащимся, педагогам. Усвоение учащимися содержания материала происходит с использованием своих методов и средств, освоенных еще в общеобразовательной школе. Педагогический процесс, подготовленный педагогом, вовлекает учащихся в деятельность и отношения согласно поставленным целям и принципам. Происходит взаимодействие действий педагога (преподавание) и действий учащихся (учение) в рамках воспитательных отношений. Эффективность этого взаимодействия тем выше, чем ближе два процесса - преподавание и учение. Педагог создает педагогический процесс для учащихся, вовлекая в него все внутренние силы самообразования, самовоспитания, самообучения учащихся. При этом самообразование, самовоспитание и самообучение выступают одновременно как условие педагогического процесса и как его результат. Воспитание является очень сложным и длительным процессом, занимает практически большую часть, а включая самовоспитание, всю жизнь человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!