Костоломова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ-гимназии №13
«Возможности использования дистанционной формы обучения в современной школе»
Отто фон Бисмарк сказал: "Русские долго запрягают, но быстро едут". Пусть эта фраза начнёт мое рассуждение. Она, как нельзя точно, описывает сложившееся у меня отношение к навалившемуся на всех "дистанту".
Как долго мы пытались внедрить эту новинку в повседневную жизнь. По чуть-чуть, аккуратно, постепенно. Сначала один предмет пробуем вывести, затем один учебный день. Апробация на «началке», потом среднее звено, выпускники. Работаем как-то шаблонно, без огонька. Ничего не понимаем, сложно включаемся. Столько вопросов: как составить урок, как работать со слабыми, как проверить домашнее задание, как провести контрольные.
И вот все изменилось. Резко и быстро. Времени на ошибки просто нет.
Вот так, 2020 год, внёс свои коррективы в работу учителей. В связи с пандемией и карантином, "ехать" пришлось очень быстро. Полное и резкое погружение в дистанционную форму проявило все его возможности, положительные стороны и недостатки.
Итак, о возможностях. Трехмесячное ведение уроков, внеурочной деятельности, собраний в режиме онлайн показало, что:
можно работать и заниматься в удобной обстановке. Дома, как говорится, и стены помогают. Учащиеся не отвлекаются друг на друга, учителя не прерываются на установку дисциплины.
понижается уровень стресса. Дети спокойнее относятся к проверочным и контрольным работам. Сидя у себя в комнате намного проще писать любую работу. Тут и помощь более квалифицированная в лице мамы и папы.
разнообразие платформ для проведения занятий. Вот где разгулялась наша фантазия и творчество. Одними презентациями в дистанционной форме сыт не будешь. Нужно удержать внимание, вовлечь, и все это на расстоянии. Тут то мы и узнали о существовании Zoom, YouTube, ЯКласс, Foxford и многих других площадок, работать с которыми одно удовольствие, как учителю, так и ученику с родителями.
общение. Да, как это не парадоксально, дистанционная форма обучения дала возможность общаться больше с коллегами. Делимся опытом, обмениваемся материалами, учимся друг у друга. Отличный повод стать ближе и сплотиться.
постоянное обучение. Дистант даёт возможность учиться новому. Ежедневное повышение компьютерной грамотности многим пошло на пользу.
раскрытие творческого потенциала, причём как взрослых, так и детей. Столько и так качественно на камеру никто никогда не говорил. Каждый развил актерские способности и прокачал свою устную речь.
Возможности дистанционной формы обучения многогранны. Однако, в начальной школе, где я и преподаю, эта многогранность несколько стирается. Малышам, а дети 6-10 лет всё же ещё малютки, необходимо присутствие. Ежедневное нахождение рядом с учителем, одноклассниками. Никакой онлайн, даже с VR эффектом не заменит ребенку школы.
К сожалению, возможности дистанционной формы, ограничены именно для младшей школы. Детки попросту ещё не умеют пользоваться техникой, активно включаются в работу родители, что понижает объективность.
Главное для учащихся начальных классов - общение со сверстниками, социализация, накопление опыта. В условиях дистанционной формы обучения все это превращается в бутафорию, подделку.
Возможности дистанционной формы обучения - грандиозные! Простор для творчества и нового огромный. Но пока, не все в системе совершенно. Не всем возрастам, повторюсь, подходит такой формат.
Надеюсь, что очень скоро я продолжу свое рассуждение и кроме хвалы «дистанту» ничего другого не напишу. Как известно, все приходит с опытом. Идём вперёд, совершенствуемся и создаём новые возможности вместе!