Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Динамовский
Новобурасского района Саратовской области»
Номинация
«Наставник молодёжи»
Эссе
«Наставниками не рождаются, а становятся»
Автор: учитель истории и обществознания
Кондратюк Елена Сергеевна
2017
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет»
/У. Уорд/
У любого человека с рождения скрыто много умений и талантов, которые нужно увидеть и дать правильное направление их развития. Кто поможет в этом? Конечно же - учитель или наставник.
Какой же наставник станет главным в жизни? У каждого человека за всю жизнь может быть достаточно много учителей, но все-таки должен быть один, который научит не просто основам какого-нибудь дела, он научит жить. Именно таких учителей называют наставниками.
В настоящее время наставничество стало очень актуальным для организаций различных сфер деятельности.
История показывает, что наставничество - это возрождение народной традиции. Со времен принятия христианства на Руси наставничество сыграло огромную роль в становлении духовности российской нации. У русского духовенства была система воспитания молодых в духе христианского учения и морали. Духовные ценности наставничества развивались у ремесленников, крестьян, военных.
Так что же такое наставничество? Это - форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу.
Дэвид Клаттербак, руководитель собственной консалтинговой империи Clutterbuck Associates, написал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике»: «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида...».[1]
Наставничество, наряду с коучингом и тьюторством, является механизмом ускорения процесса адаптации сотрудника на новом рабочем месте.
Иностранное понимание коуч - консультант, развивающий работника не обучением новым приёмам и технологиям, а анализом его слабых мест и изменением их восприятия и понимания. [3]
Однако, наставник - человек «большей душевности». Он способен дать ученику не только алгоритм профессионального развития, но и вполне конкретный совет. Получается, коучинг - профессия, а наставничество - глубоко личные отношения.
Александр Соломатин, известный тренер, используя типологию стилей обучения Хании Мамфорда, сделал вывод о четырех типах наставников:
Наставник-активист считает, что «жизнь научит», поэтому свою роль сводит к тому, чтобы создать сложные, запутанные ситуации для максимального получения опыта.
Наставник-мыслитель любит порассуждать над тем, какие еще существуют возможные способы эффективно делать свое дело.
Наставник-теоретик убежден, что прежде чем что-то делать, нужно очень хорошо понимать, как именно устроена эта деятельность, какие законы и теории за ней стоят.
Наставник-прагматик склонен больше делать, чем думать. Он ценит каждое приложенное усилие и прежде, чем начать что-то делать, предложит убедительно ответить на вопрос «Зачем? Какого результата я рассчитываю добиться?» [4]
Учительство во все времена считалось особым призванием. Предназначение учительства определялось как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений.
Школьное наставничество сегодня - это разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях.
Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо он ни был теоретически «подкован», становление его мастерства проходит на практике. Именно в первые годы работы активно формируются те качества, которые впоследствии определят степень его мастерства. Задача наставника - проявляя тактичность, человеческую и профессиональную мудрость, оказать поддержку молодому специалисту в приобретении практического опыта.
Я считаю, что наставничество является двусторонним процессом и основным условием эффективности действия наставника - его готовность к передаче опыта. Однако существует и обратная «сторона медали» - желание молодого специалиста этот опыт перенять.
Как же организовано педагогическое наставничество в нашей школе?
Организация наставничества с молодыми специалистами осуществляется поэтапно.
Во время адаптационного этапа наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
На основном этапе наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
Контрольно-оценочный этап дает возможность наставнику определить степень профессиональной компетенции молодого педагога,
Главная задача наставника - помочь молодому учителю развить личностные качества, реализовать себя в стремлении к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Бесспорно, чтобы чему-то научить, необходимо самому в совершенстве владеть предметом, поэтому в нашей школе в качестве наставника определен высококвалифицированный мудрый педагог. Он обладает широким кругозором для того, чтобы суметь ответить на разные вопросы и не только по предмету. Наставник должен уметь выслушать и постараться подсказать выход из той или иной жизненной ситуации.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: «…Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Таким совершенным учителем и наставником нашей школы является учитель биологии Кротова Надежда Васильевна. На протяжении многих лет Надежда Васильевна не просто преподает свой любимый предмет, а еще и курирует в нашем образовательном учреждении «Школу молодого педагога».
Становление молодых учителей, их самореализация происходит под наблюдением и непосредственным участием Кротовой Надежды Васильевны. И не только. Учителя с опытом работы постоянно обращаются к Надежде Васильевне за консультациями, методической помощью при подготовке к мастер-классам, открытым урокам, конкурсам, методическим конференциям.
Она, как наставник, обращает внимание молодого специалиста на требования к организации учебного процесса, к ведению школьной документации, к формам и методам организации внеурочной деятельности, досуга учащихся. Обеспечивает поддержку молодым педагогам в подготовке, проведении и анализе урока, формах, методах и приёмах обучения и т.д.
И ее труды не проходят даром. Учитель химии Рыбакова Лариса Юрьевна, наставником которой была Надежда Васильевна, в 2010 году стала победителем муниципального конкурса «Учитель года - 2010» , а в 2011 году финалистом областного конкурса «Учитель года». За личный вклад в воспитание и обучение школьников Лариса Юрьевна неоднократно награждалась Почетными грамотами разных уровней.
Кротова Надежда Васильевна была наставником учителя информатики Кузьмичева Сергея Михайловича. Сергей Михайлович в 2013 году принял участие в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года» и занял третье место. В настоящее время Сергей Михайлович не только уважаемый учениками и родителями педагог, он - постоянный член жюри муниципальных научно - практических конференций и предметных Олимпиад школьников, а кроме того - тьютер по информационным технологиям педагогов района.
За последние два года МОУ «СОШ п. Динамовский» пополнилась молодым учителями, выпускниками данной школы. Кротова Надежда Васильевна включилась в работу по оказанию методической поддержки в становлении молодых специалистов - Мурадова Елшана Салеховича и Титовой Валентины Викторовны.
В 2018 году Мурадов Е.С., под чутким руководством своего наставника, готовится принять участие в районном конкурсе профессионального мастерства.
Елшан Салехович, смеясь, говорит: «Очень многое я перенимаю у своего наставника. Может быть, спустя годы, моя помощь тоже понадобится молодому специалисту, пришедшему работать учителем, и я с радостью ему помогу. Это очень хорошо, что в нашей жизни есть люди, про которых можно громко сказать: «Это - мой наставник!»
Награда всегда находит своего героя. В октябре 2017 года в рамках празднования профессионального праздника «День Учителя» Кротова Надежда Васильевна получила заслуженную награду от Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации - Знак «Лучший наставник молодёжи».
Проблемы духовности современного российского общества являются на сегодняшний день самыми насущными и острыми. Школа остаётся один на один в решении этой проблемы. Именно педагоги - наставники сумеют передать свои моральные ценности молодёжи.
Поэтому Правительство РФ именно с учителями и наставниками сегодня связывает свои надежды на будущее нашей Родины.
Список источников:
1. Дэвид Клаттербак. «Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации» М.: Эксмо, 2008. 2. Ольга Виноградова. «Дифференциальная психология» М. 2016 3. Наставничество. Дань моде или реальная необходимость?/ http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/31-2012-god/2112012/tekhnologii-ot-detskogo-sada-do-vuza/243-nastavnichestvo-dan-mode-ili-realnaya-neobkhodimost 4. Мой наставник на пути в жизнь /http://yuol.ru/moj-nastavnik 5. Наставник, незабвенный руководитель и Учитель/ http://www.school-essays.info/sochinenie-nastavnik-nezabvennyj-rukovoditel-i-uchitel