Эссе
«Особенности работы с одаренными детьми в системе музыкального образования»
преподавателя ОБОУ ДО «Медвенская ДШИ» Литвиновой Валентины Анатольевны
Профессиональное обучение игре на фортепиано – процесс длительный и скрупулезный как для ученика, так и для преподавателя. Ежедневный кропотливый труд становится плодотворным и дает свои положительные результаты только в случае индивидуального подхода в специфике методов работы над произведением, учитывающих возрастные особенности, различный уровень одаренности и заинтересованность учащихся.
Наиважнейшая часть работы каждого педагога дополнительного образования это проблема выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, в том числе и музыкально одаренных. Раскрытие и реализация их способностей важны не только для способных или музыкально одаренных детей как отдельных личностей, это важно для общества в целом.
Дети, относящиеся к разряду одаренных, легко и необычайно быстро осваивают музыкальный материал. Непринужденно и естественно формируется их пианистический аппарат. Уже с первых лет обучения на передний план выходит их исполнительское мастерство. Соответственно, перед таким ребенком ставятся более серьезные задачи, чем перед его сверстниками.
Педагогическое творчество подразумевает повышенное, острое понимание достоинств и недостатков исполнения ученика, активное осознание путей устранения этих недостатков. Успешная работа педагога напрямую зависит от интереса ребенка к занятиям, от умения творчески подходить к занятиям.
Хотелось бы отметить некоторые аспекты в работе с одаренными детьми:
Работа над музыкальным произведением - комплексный многоступенчатый путь, требующий от педагога умения и мастерства в том, чтобы превратить эту работу в увлекательный, творческий процесс.
Поэлементная отработка включает в себя технические, аппликатурные, интонационные задачи, каждая из которых разбивается на составляющие элементы.
Техника выступает не только как средство художественной выразительности, но активно участвует в формировании и реализации идеального звукового образа. Важнейший в музыкальной педагогике принцип единства художественного и технического развития музыканта предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность составляющих его компонентов: играть «предусмотрительно», предвосхищать мысленно предстоящие трудности и заблаговременно готовить к ним руки.
Владение искусством интонирования является важнейшим условием для достижения мастерства в фортепианной игре. Только выразительная, певучая игра способна найти отклик в душе слушателя.
Раскрытие образного содержания и выявление логики развития мелодии посредством мотивно-фразировочного членения, динамико-агогической нюансировки с подчеркиванием наиболее выразительных, опорных тонов и оборотов, ладовых тяготений, альтераций и т.п.
Важный аспект в успешной работе над музыкальным материалом - умение начинать произведение с любого раздела, части или музыкального построения. Этот метод приводит к большей уверенности исполнения.
Как элемент выразительности и передачи эмоционального состояния выступает динамика, которая помогает выявить кульминационные точки произведения и обогатить фактуру яркими красками. Необходимо выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность звуковой кульминации соответствовала ее значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте.
Психологический аспект в работе с учеником не менее важен. Создание комфортной атмосферы, поощрение успехов и конструктивная критика ошибок помогают поддерживать мотивацию ученика. Доверительная форма межличностных отношений между педагогом и учеником помогает раскрывать творческий потенциал ученика и обостряет ответственность самого педагога перед ним.
Работа с одаренными детьми в системе музыкального образования – это ответственный и творческий процесс, требующий от педагога постоянного профессионального роста и развития. Успех в работе с талантливыми детьми зависит от умения создать оптимальные условия для раскрытия их потенциала и развития природных способностей.
Важно помнить, что каждый одаренный ребенок – это уникальная личность, требующая особого внимания и заботы. Только комплексный подход, сочетающий профессиональное обучение с психологической поддержкой, может обеспечить полноценное развитие музыкального дарования.