Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Эссе по теме
«Модернизация российского образования: вчера, сегодня, завтра»
Выполнила:
Мухарамова Альвина Рамильевна,
учитель физики и информатики
МБОУ «Ямальская школа-интернат
имени Василия Давыдова»
Салехард 2018
«Образование - самое великое благо для человека».
Н.Г. Чернышевский
Образование является одним из древнейших способов воспитания. В образовании происходит передача всех знаний и духовных богатств от поколения к поколению. Образование необходимо каждому современному человеку, оно дает право человеку на свободный выбор его дальнейшей судьбы.
Есть такая пословица — «знания — сила», ведь от качества знаний, полученных в юном возрасте в школе, в дальнейшем зависит поступление в выбранный колледж или ВУЗ, а потом и профессия, которая должна не только нравиться, но приносить чувство удовлетворения и пользу людям.
В последнее десятилетие ХХ в. одним из главных событий мировой истории стало становление нового государства — Российской Федерации, которая после распада Советского Союза стала суверенным государством. В нашей стране произошли коренные изменения, которые затронули все сферы общественной жизни – политику, экономику, культуру, духовную жизнь. Эти революционные по масштабам изменения (модернизация) радикально повлияли и на российскую систему образования в целом и систему школьного исторического образования в частности.
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Под модернизацией образования понимается комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Традиционные ценности, препятствующие распространению новых технологий в образовании необходимо заменить, генерировать новые формы и методы обучения.
Основными направлениями модернизации образования являются кардинальное обновление содержания образования, её стержневой задачей — повышение доступности, качества и эффективности образования.
За последние 20 лет российское образование подверглось этому обновлению: обновилось и продолжает обновляться содержание образования, совершенствуются механизмы контроля за его качеством; разработаны и приняты государственные стандарты общего образования; введены ЕГЭ и профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы.
Следует также отметить, что впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Школьники вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Естественно, такая школа требует и новых учителей – учителей, которые владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, учителей, которые являются профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
Ну и, конечно же, в основу модернизации образования на одно из первых мест необходимо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, так как она затрагивает в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Не менее значима задача проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.
В завершение хотелось бы отметить, что процесс модернизации образования — это постепенный процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.