Назаретян София, 3-Бш
Эссе
Тема: «Социализация личности в младшем школьном возрасте на примере Ваньки»
В центре сюжета фильма «Ванька» (2013) - Дарья, которая не питает иллюзий и не рассчитывает на счастливое устройство личной жизни. Поэтому Даша заменяет наличие личной жизни просмотром сериалов и поеданием еды. Скучная жизнь одинокой девушки переворачивается, когда её сестра просит присмотреть за своим сыном Ванькой, которому восемь лет. Маленький хулиган помогает ей восстать духом и найти свою любовь.
Ванька - восьмилетний племянник Даши, за которым она соглашается приглядывать, пока её сестра (мама Ваньки) уехала искать своё счастье в Сочи, а его папа сидит в тюрьме. Ванька оказывается неугомонным хулиганом, на каждом шагу творящим шалости. Он постоянно в движении, не может спокойно сидеть, постоянно что-то ломает, трогает, портит. Характерными чертами личности Ваньки являются негативизм, неусидчивость, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Часто Ванька оказывается в центре разворачивающихся событий. Наблюдается импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям. Интересы Ваньки отличаются динамичностью: они неустойчивы, ситуативны, поверхностны. Игровые мотивы преобладают над мотивами учения.
Взаимоотношения Ваньки с окружающими людьми достаточно сложны. Воспитательные беседы Даши никак на нём не отражались; воспринимать какие-либо наставления, советы, Ванька не намеревался. Он мог себе позволить грубо ответить Даше, оскорбить свою тётю, что свидетельствует об отсутствии усвоения элементарных социальных и общественных норм поведения. Но, несмотря на это, в фильме показано, что как бы Ванька плохо не относился к Даше, она всё равно пытается ему угодить. Даша делает то, что он просит, покупает на последние деньги то, что он захотел. Рассматривая взаимоотношения между Ванькой и соседом Стасом, также можно упомянуть о том, что есть трудности. Невзирая на то, что Стас - взрослый человек, Ванька позволяет себя вести с ним так, как со сверстником. Стасу он также вредит, как и своей тёте - портит машину, устраивает поджёг и т.д. Здесь нельзя не отметить то, что у ребёнка отсутствуют какие-либо нормы поведения в обществе, чувство уважения к старшим, которые должны быть привиты с самого раннего детства. С помощью хулиганства Ванька пытается всячески привлечь к себе внимание окружающих его людей.
Нарушение социализации ребёнка обусловлено социально-психологическими причинами: неполная семья, где отец отбывает срок в тюрьме, а мать зациклена на устройстве своей личной жизни и даже не знает, сколько сыну лет. Следствием этого является отсутствие внимания со стороны взрослых, которое Ванька пытался привлечь с помощью своих проделок.
Роль семьи в социализации ребёнка младшего школьного возраста очень велика. В семье развивают задатки и способности ребёнка, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. От того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит и его будущая жизнь.
В фильме центральную роль занимает восьмилетний мальчик Ванька - трудный, неуправляемый, непослушный хулиган, испытывающий сложности в поведении, социализации и взаимоотношении с окружающими людьми. Для успешной социализации такого ребёнка могут быть уместны следующие рекомендации:
показывать собственный пример поведения, соответствующего социальным и общественным нормам;
проводить воспитательные беседы;
организовывать совместное времяпрепровождение, совместные игры и труд;
организовывать просмотр фильмов, которые учат правильному поведению, отношению к окружающим людям;
обращать внимание ребёнка на положительные моральные качества людей и др.