Эссе «Призвание быть классным руководителем!»
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребёнка в образовательной и воспитательной среде.
Мои педагогические принципы: в каждом ребёнке видеть успешную личность. Неважно, с какой семьи пришёл ребёнок в школу, с какого села. Каждого ребёнка я вовлекаю в творческую деятельность. В классе всегда у каждого ребёнка есть поручение. Я исхожу из принципа: умеешь сам - научи другого! И даже ребёнок не смог выполнить поручение один раз - ему помогут, поддержат. У него обязательно получится в другой раз. В данной ситуации ребёнок становится уверенным и приобретает больше самостоятельности. Чувствуя поддержку друзей, он становится востребованным и опирается на плечо других. А самое главное, он учится дружить, помогать людям не только по школе, но и в других ситуациях. Девиз детей и мой собственный: «Идти доброй дорогой жизни!» А когда ребёнок уверен в себе, он легко входит в социум, общается со сверстниками, населением. И ещё мой принцип в воспитании детей - общение с населением. Всё это проходит под девизом: «Мы живём среди людей!» Всё начинается с поздравительных телеграмм (дети изготавливают всё сами). И по значимым датам вручают телеграммы населению 1-4 классы. Затем я с детьми выхожу к населению с различными природоохранными акциями. «Каждой птичке - домик!», «Покормите птиц зимой!», «Рацион питания птиц!», «Берегите родную природу!», «В лесу будь другом каждому, кого встретишь!» «Берегите лес от пожара!». А также мы готовим листовки о доброте и тоже выходим к жителям поселения: «Доброта спасает мир», «Улыбнись и жучку и паучку!», «Не забудь поздороваться с соседом!» и др. Я понимаю свою миссию, как классного руководителя, как человека, умеющего направить ребёнка в ту деятельность, в которой он видит интерес и заинтересован реализацией собственных интересов, а главное его результатов. На протяжении нескольких лет я работаю с двумя классами. Я знаю интересы и увлечения, как первоклассников, так и детей четвёртого класса. По анализу своей деятельности, как классного руководителя, я выявляю, в какой же области мой ребёнок. Могу привести данные обучающихся:
Исследование - 3
Творчество - 4
Рисование - 5
Спортивные увлечения - 5.
Конструирование - 4
Трудовая деятельность - 8
Естественно, все дети работают на разных платформах: Учи.ру, Яндекс учебник. Я знаю, что желает сделать мой ученик на кружках и во время внеурочной деятельности. Дети занимаются в кружках «Театр детям» и «Юный книжник». Охват детей 100%. Из 10 детей, посещающих театральный кружок: 4 - прекрасные актёры, 2- прекрасные чтецы. Но роли я практикую постоянно менять. Данные меняются. И получается – дети учатся друг у друга быть тем или иным персонажем! На кружке «Юный книжник» дети нацелены на профориентацию. Занимаясь поочерёдно выдачей книг, т.е. побывав в роли библиотекаря, а это есть возможность у каждого ребёнка, дети начинают углубляться в эти занятия и находить способы общения с библиотекарем сельской и школьной библиотек. Кроме этого у них появляется потребность узнать больше о данной профессии, и они ищут сведения о библиотеке на кружке «Юный книжник», в журналах, энциклопедиях. Идёт целенаправленный непрерывный процесс профориентации.
Направления, ценностные основы, социализация для обучающихся моих классов:
а) воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности, которые я воспитываю в детях – милосердие, забота о старших и младших, почитание родителей. Проводила с детьми Акцию Добра.
б) воспитание патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. (Провожу классные часы, правовой тренинг ) по данному направлению.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к классным и общешкольным делам.
В этом я ставлю задачу: воспитывать в детях целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, бережливость. Девиз этого направления
«Начатое дело доводи до конца!».
Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Девиз – «В здоровом теле - здоровый дух!» Провожу соревнования, различные походы, прогулки на реку, лесную зону, вовлекаю детей в двигательную активность, провожу игры на свежем воздухе, воспитываю в них здоровье. Изучая формулу правильного питания, воспитываю в детях здоровый образ жизни.
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания моих подопечных. Выходом этого направления являются научно - практические конференции на экологические направления, где дети моих классов принимают самое активное участие с такими темами: «Сохраним потомство наших пернатых», «Сосновая шишка и её использование», «Польза ольхи», «Сколько берёзового сока можно брать?», «Птицы - наши друзья!». В детях я воспитываю наблюдательность, умение работать с научной литературой и другими ценными источниками информации, а также обобщать, делать выводы, создавать небольшие презентации, приобщая их к ИКТ - технологиям. В повседневной жизни дети постоянно заботятся о птицах.
Ранней весной мы вместе ремонтируем кормушки, изготавливают новые вновь прибывшие первоклассники. В зимнее время ежедневно ребята подкармливают птиц, внимательно изучив рацион их питания. Вместе с детьми мы изготавливаем брошюры о подкормке птиц и раздаём населению. Таким образом, мы все вместе охраняем наше потомство. Я сама люблю наблюдать за природой, её изменениями и красотой. На кружке «Юный эколог» мы создали Красную книгу наших лесов. В неё мы занесли все растения, цветы и кустарники, которые портят жители поселения. Эту книгу мы разместили в районной газете «Вперёд» с призывом «Не тронь! Исчезнет!» Сохранность природы - это гармония, эстетическое развитие, духовный мир человека! Используя в воспитании системно - деятельностный подход, не могу не согласиться с одним из основателей системно - деятельностного подхода с А.Н. Леонтьевым, определяющим воспитание в том, что преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов действующих и смыслообразующих мотивы поведения детей.
Чувство сопереживания я воспитываю через коллективный просмотр мультимедийных фильмов. Сопереживая за того или иного героя, обучающиеся постепенно начинают понимать сложность жизни односельчан в зоне СВО и других боевых действиях. У них появляется потребность помочь, поддержать! Своё отношение они выражают через письма и рисунки. В каждом селе поселения есть воины на СВО. Поэтому дети с особой теплотой пишут эти письма, конкретно посылая их дяде Мише…., дяде Андрею.и … т.д. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей родине, её людям, уважение к воинам, защищающих дом, семью! Воспитываю в детях гордость за соседа, брата , отца. В маленьких душах я воспитываю сопереживание, умение помочь, поддержать. Письма, рисунки - это главное, что ребята уже умеют. Работа проходит под девизом: «Мы – вместе!»
Ни одно знаковое событие в нашем классе не проходит незамеченным. Ко Дню матери или Отца мы на кружке готовим благодарственные письма и дымковские игрушки. Посещаем, прежде всего, одиноких людей и людей, которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации. Ребята умеют поздравить, понять и проявить любовь к данной категории людей. С особой ответственностью готовимся к такому празднику как 9 мая. У многих детей прадеды, труженики тыла, дети войны пережили это страшное событие. С большим интересом дети делают о них исследовательские проекты, сочиняют стихи, рисуют рисунки при помощи не только меня, но и родственников и родителей. Эта работа идёт под девизом «Живи и помни!»
Я очень люблю свой край и свою Родину. Природа моего края – это то, что меня радует, волнует, очаровывает, увлекает… На протяжении многих лет я со своими детьми участвуем в краевом конкурсе: «Природа Забайкалья - это просто красота!» Мне всегда хочется, чтобы дети моих классов были воспитанными во всех отношениях. Для этого я привлекаю к воспитанию и проведению классных дел родителей. По всем проблемам (если они есть) я обращаюсь к ним за помощью. Обратная связь с ними у меня очень хорошая.
Применяя различные формы воспитания, я всегда придерживаюсь принципа:
1. Системности в воспитании
2. Безусловное принятие каждого ученика, его слабых и сильных сторон.
3. Гуманизма.
4. Принципы коллективности в организации любого дела.