Принципы компетентностного подхода при реализации основной образовательной программы в Вашей образовательной организации.
Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для среднего профессионального образования проблему, когда студенты, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами. Поэтому работодатели требуют от выпускников учебных заведений способности принимать решения в нестандартных ситуациях, решать профессиональные задачи различными способами, выбирая наиболее эффективные методы и инструменты, работать в команде, уметь работать с информацией, стремиться к самосовершенствованию. В современных образовательных стандартах появляются новые понятия: «компетенции» – способности и готовности к действиям не только в стандартной ситуации, но и в изменяющихся условиях и «компетентностный подход» – подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Образовательный результат в контексте Болонского процесса понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций, а также личностных характеристик для успешного роста выпускников высших учебных заведений в выбранной профессии и для расширения перспектив их трудоустройства, в чем заинтересованы как сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности», и поэтому должен быть представлен «профессиональной подготовленностью выпускника к рынку труда». Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом. Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО. На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Практико-ориентированное образование можно связать с организацией учебной, производственной и преддипломной практики обучающегося с целью его погружения в профессиональную среду. Или внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Новые стандарты предлагают принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях. Формировать профессиональные компетенции у обучающихся не только сложно, но и очень ответственно, т. к. задействованы глубокие познавательные процессы, социальные установки. Очень важным является вопрос о пересмотре подходов к общеобразовательной составляющей профессионального образования, что предполагает получение обучающимися не только профессии определенной квалификации, но и достаточного уровня общей культуры, интеллекта, психологической, коммуникативной подготовки, знаний и навыков поведения в новой экономической сфере. Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению. Профессиональные компетенции формируют не только педагоги профессиональных циклов, но и педагоги общеобразовательных и общепрофессиональных циклов, что делает образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом интеграции является содержание образования Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российского среднего профессионального образования проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. В настоящее время, как отмечает Л.С. Синева, российскому образованию нужна кропотливая работа над механизмами формирования компетенций и способами их измерения, преподаватели в свою очередь пересматривают формы организации занятий, подачи материала и проверки способности применять полученные знания на практике. В учебные заведения среднего профессионального образования приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые часто не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому в нашем колледже с первого курса студенты привлекаются к участию в предметных кружках и неделях специальностей. На старших курсах студенты активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций».
Обучая будущих специалистов, преподаватели специальных дисциплин, должны подготовить выпускников к следующим видам деятельности:
• организация перевозочного процесса (по видам транспорта).
• организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
• организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
• выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Кроме этого, преподаватели должны ориентироваться в требованиях работодателей, которые могут быть достаточно разнообразны ввиду разной направленности деятельности предприятий. Грамотный работник, окончивший колледж, должен быть способен самостоятельно определять методы и средства решения профессиональных задач. Как преподаватель может сформировать эти качества у студентов в процессе обучения? Этой цели могут служить активные методы обучения, которые позволяют учащимся самостоятельно овладеть знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Целью активных методов обучения является включение в процесс усвоения знаний, умений, навыков всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.). Работодатели требуют от выпускников применять навыки работы в команде, то есть умения слушать, вступать в диалог, доказывать свою точку зрения, выполнять задания, которые затем становятся составной частью проектов, прикладных программ или систем. Для создания условий нестандартной ситуации студентов не требуется заранее предупреждать о форме проведения занятия. Такие методы проведения занятий позволяют формировать информационную компетенцию: развитие навыков деятельности по отношению к информации в учебном предмете: владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ, отбор необходимой информации и ее преобразование. Также формируется учебно-познавательная компетенция – через умение оперировать знаниями, умение учиться у других участников мероприятия; коммуникативная компетенция – через навыки работы в группе и социальная компетенция – посредством способности к сотрудничеству, осознания собственных потребностей и целей и умения определить свою роль в команде. В конце занятия студентам необходимо провести самоанализ и определить, что для них на занятии было сложным или непонятным, что они узнали нового, что вызвало наибольшее количество вопросов и трудностей. На данном этапе тренируется умение передавать информацию, осваиваются механизмы анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Этот этап также может быть организован с применением активных методов обучения. Каждый студент является полноценной личностью, которая требует к себе соответствующего отношения. Только уважительным отношением к студентам преподаватель может достичь уважительного отношения к себе. Необходимо чаще переводить монолог преподавателя в диалог со студентами. Такая форма общения между преподавателем и студентами может положительно влиять на формирование у студентов умений рассуждать, объяснять, передавать опыт. После прохождения практики по профилю специальности защита отчетов по практике проходит в форме свободного общения. Каждому студенту предлагается задание на индивидуальную тему, желательно совпадающую с внеучебными интересами. Метод проектов позволяет контролировать знания и умения студентов по пройденному материалу на каждом этапе выполнения проекта, развивает умение поиска и обработки информации, самостоятельность, исследовательские умения, способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения, формирует знания, умения и навыки по конкретному учебному предмету, учит применять знания из различных образовательных областей для решения реальных практических задач. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией, повышают интерес к предмету, дают простор для самостоятельной творческой работы. На своих занятиях нами активно используется система MOODL: электронные учебники, учебные пособия, интерактивные методические указания помогают разнообразить занятия, предлагают новые формы передачи и объяснения материала. Студенты создают презентации с элементами анимации, с использованием видеоэлементов для представления группе самостоятельно изученного материла в процессе озвучивания докладов, защиты рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Такой вид самостоятельной работы формирует умения поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее организации, преобразования и передачи, что подразумевают возможности информационных компетенций. Речевое сопровождение презентаций тренирует умения грамотно и лаконично доносить информацию, формулировать свои мысли. Навыки создания студентами подобных презентаций могут использоваться не только на специальных дисциплинах. Такой вид деятельности организует у учащихся способности решать проблемы на основе известных понятий, фактов и полученных знаний из различных образовательных областей и является составляющей частью общих компетенций. Методы и средства обучения меняются по мере изменений требований работодателей к выпускникам образовательных учреждений. Научно-технический прогресс вносит коррективы в формы и способы представления новой информации. В контексте компетентностного подхода к образованию важно развивать у студентов способности к самосовершенствованию, применению знаний и умений в нестандартных ситуациях, быстрому изучению новых технологий и способов создания конкурентоспособных продуктов. Таким образом, в рамках обеспечения качества подготовки выпускников Ликино-Дулёвского политехнического колледжа используются компетентностно-ориентированные образовательные методы, позволяющие выстроить образовательный процесс с учетом ФГОС и сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
Азимов, А. Атлас новых профессий. Агенство стратегических инициатив. - М.: Сколково, 2015.
Бозер, У. Как научиться учиться. - Москва: Альпина Паблишер, 2020. - 368с.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования // Педагогика. 2006. № 1.
Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. Ростов н/Д, 2001.
Блинов, В. И. Педагогика 2. 0. Организация учебной деятельности студентов: учеб. пособие для СПО /В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. — Москва : Юрайт, 2023. — 222 с. — Текст: электронный. — URL: https://urait.ru/bcode/530615.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. [URL]: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
Есенина, Е. Ю. Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования / Е. Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 8 — С. 16–18.
Казанцева, Е. А. Игровые технологии в образовании: учеб. пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 112 с. – Текст: непосредственный.
Казанцева, Н.В. Остапенки В.А. Трудовые резервы в экономике России: проблемы оценки и эффективности использования // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России №3 (60) 2022, С.71-74.
Кашенов, А.В., Афонина К.В., Головачев Н.В. Рынок труда в РФ в 2020-2021 гг.: безработица и структурные изменения. 2021.
Компетентностный подход в контексте иноязычного образования: учеб.-метод. пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 30 с. – Текст: непосредственный.
Киселева, А.А., Муравкина, Ю. В. Внутренний мониторинг качества образовательного процесса в Колледже туризма Санкт-Петербурга // «Актуальные вопросы разработки системы оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС». Интернет- адрес публикации: www.spbspoprof.ru https://drive.google.com/file/d/0B8fD5AdjJ7s2ZDZiZW5OSHI0ODA/view.
Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 3-е изд. — Москва : Юрайт, 2023. — 355 с. — Текст: электронный. — URL: https://urait.ru/bcode/514430
Методика профессионального обучения: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]. — Москва : Юрайт, 2023. — 219 с. — Текст: электронный. — URL: https://urait.ru/bcode/517634
Педагогика: учебник и практикум для вузов / под ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2023. — 246 с. — Текст : электронный. — URL: https://urait.ru/bcode/510663.
Облахова М.В., Казначеева Н.Л. Об эффективности использования трудовых ресурсов в современной российской экономике. 2016.
Саблуков, В. А. О реализации проекта «Формирование профессиональных компетенций студентов на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.08 „Технология машиностроения“» в условиях кластерного взаимодействия / В. А. Саблуков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (13). — С. 54–63. For citation: Sablukov, V. A. Formation of professional competences of college students based on practice-oriented (dual) training under conditions of cluster interaction with industrial enterprise / V. A. Sablukov, V. S. Stupina, O. V. Berkut // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 69–75. FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF COLLEGE STUDENT.
Серкова, Г. Г. Дуальное обучение: проблемы, перспективы / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 72–76.
Сичинский, Е. П. Практико-ориентированное или дуальное образование: к вопросу о формировании понятийного аппарата / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 33–40.
Основные интернет-ресурсы:
Крайчинская, С.Б. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы: информ. бюллетень / С.Б. Крайчинская, Е. Е. Петров, О.А. Романова. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 36 с. – (Мониторинг экономики образования; № 2 (19)). – Текст: электронный. – URL: https://www.hse.ru/data/2022/05/31/1870885475/ib_2(19)_2022.pdf
Переход «учеба — работа» студентов и выпускников программ среднего профессионального образования: информационный бюллетень / Ф. Ф. Дудырев, К. В. Рожкова, О. А. Романова, П. В. Травкин. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 44 с. – (Мониторинг экономики образования; № 3(20)) – Текст: электронный. – URL: https://www.hse.ru/data/2022/03/14/1808803627/ib_3(20)_2022.pdf
Романова, О.А. Практико-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании: информ. бюллетень / О.А. Романова, П.В. Травкин. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 48 с. – (Мониторинг экономики образования; № 6). Текст: электронный. – URL: https://www.hse.ru/data/2021/10/27/1455216614/ib_6_2021.pdf.
Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста // Агентство стратегических инициатив: [сайт]. — 2019. — URL: https://asi.ru/upload_docs/Региональный_ стандарт_кадрового_обеспечения_2.0.PDF (дата обращения: 04.4.2023).
Положение Центра содействия трудоустройству выпускников Колледжа туризма Санкт-Петербурга: направления и методы работы Сайт spbmtc.com https://spbmtc.com/assets/hemto/content/BCSTV/uchastie_v_gor_proektah/2022/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%9A%D0%A2%D0%B8%D0%93%D0%A1.doc.
Опыт ГПОАУ ЯО РПЭЛ и ОАО «НПО «Сатурн» по реализации системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». — 2019. — URL: https://ppt-online.org/151391 (дата обращения: 04.04.2023).
Скворцова, М.А. Формирование образовательно-производственных кластеров в системе среднего профессионального образования как инструмент реализации региональной экономической политики / М.А. Скворцова, В.С. Неумывакин // Journal of Economic regulation = Вопросы регулирования экономики. – 2021. - № 12(3). – С. 86-104. – Текст: электронный. – URL: https://www.hjournal.ru/files/JER_12_3/JER_12.3_6.pdf?ysclid=lemjj1fz9p910847728
Сухоставцева, А.А. Опыт использования МООК в преподавательскоий деятельности в российских вузах: информ. бюллетень /А.А. Сухоставцева, В.Н. Рудаков. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 36 с. – (Мониторинг экономики образования; № 14) – Текст: электронный. – URL: https://www.hse.ru/data/2022/01/18/1755057967/ib_14_2021.pdf
Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы республики Татарстан, Белгородской и Московской областей: информ. бюллетень / Ф.Ф. Дудырев, К.В. Анисимова, О.А. Романова, Е.Е. Петров. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 40 с. – (Мониторинг экономики образования; № 2). - Текст: электронный. – URL:https://www.hse.ru/data/2021/08/25/1414844109/ib_2_2021.pdf
2