Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеприваловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Воронежский край
между губернскими реформами Петра I и Екатериной II
Подготовил:
Мелконян Максим Татевосович,
обучащийся 10 класса
МКОУ «Большеприваловская СОШ»,
Руководитель:
Шамаева Ирина Ивановна
учитель математики
МКОУ «Большеприваловская СОШ»,
с. Большая Приваловка - 2022 г
Роль Петра I для Воронежского края.
В нашем современном беспокойном мире, во время военных событий в Украине меня заинтересовала мощь нашей Российской армии и флота. Я знаю, что город Воронеж, около которого я живу, является «колыбелью» морского флота России. Поработав с историческими материалами о постройке кораблей Петром I в Воронеже, я хочу рассказать о значимости этого времени для моего родного края и всей страны.
Подъём экономической, политической и культурной жизни Воронежского края в конце XVII века был вызван оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством. Намерение Петра I завоевать выход в Азовское и Чёрное моря было первым серьёзным шагом молодого государя в области внешней политики. Россия была огромной континентальной державой, её южные рубежи тянулись к Азовскому и Чёрному морям, юго-восточные – к Каспийскому, северо-западные – к Балтийскому. Однако выхода ни в одно из этих морей в конце XVII века Россия не имела. И эту задачу реформатор-преобразователь решил начать со строительства речных и морских судов. Для этого Воронежский край имел все необходимые условия: наличие вековых лесов – «естественных кладовых» строительных материалов. Наличие удобных речных путей – Дона, а также его притоков: Воронеж, Битюг, Икорец, Хопёр. Развитое сельскохозяйственное производство позволяло обеспечить продовольствием работающих людей и матросов. Мануфактурное производство могло снабжать судостроительную промышленность металлическими изделиями, в том числе инструментами, а также давало возможность вооружить суда артиллерийскими орудиями; вблизи находилась липецкая железная руда. В конце февраля 1696 года Пётр I приезжает в Воронеж и начинает бурную деятельность по созданию русского флота.
Петр I лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. С 1696 года воронежское кораблестроение беспрерывно продолжалось до 1711 года. Кроме Воронежской вскоре появились другие верфи в нашем крае – в Рамони, у города Павловска и в других местах. Интересные названия давались кораблям, построенным на воронежской земле: «Шпага», «Дикий бык», «Старый орёл», «Северный медведь», «Близко не подходи». Был и 62-пушечный корабль «Воронеж».
Строительство Азовского флота на воронежских верфях оказало большое влияние на развитие Воронежа и всего Воронежского края. Рост населения вызвал дополнительную потребность в хлебе, а это способствовало расширению посевов сельскохозяйственных культур. Увеличился спрос на металлические изделия, обработанную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и кузницы, парусные и канатные предприятия. Сельское хозяйство давало для производства шерсть, крупный скот – кожу. Их продукция обувала и одевала солдат и матросов, обслуживала другие нужды государства. Появление мануфактур, развитие торговли, изменения в хозяйственной деятельности – всё это свидетельствует о росте экономики и политической жизни края, неразрывно связанной с именем Петра I. Благодаря деятельности Петра I Воронеж и Воронежский край вышел в число первых уездов на территории государства, стал важнейшим центром на юге страны. Изменился внешний облик Воронежа, уклад жизни людей. По инициативе Петра I в 1703 году в Воронеже была открыта школа – первое в истории города и края учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих младших офицеров.
В ознаменование всех этих заслуг, в знак уважения и благодарности Петру I в Воронеже созданы и бережно охраняются памятники искусства. Первый памятник монументальной скульптуры в Воронеже был открыт в 1860 году в центре города в Петровском сквере и по своим художественным достоинствам не уступал памятникам Петербурга. В 1942 году памятник был уничтожен фашистами. Современный памятник Петру в Воронеже построен по проекту московского скульптора Н.П. Гаврилова. Он был открыт 10 января 1956 года в Петровском сквере, созданном в честь заслуг перед великим царём. Это излюбленное место воронежцев. Адмиралтейская площадь также занимает одно из достойных мест в городе. Эта мемориальная площадь торжественно открыта 7 сентября 1996 года, в День города, когда Воронеж праздновал 300-летие российского военного флота. В память о строительстве флота здесь установлена ростральная колонна, где высечена история в датах и именах. «Молчаливым свидетелем» деятельности Петра в Воронеже является Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. Дошедший до нас каменный с пятью главами Успенский храм был построен после 1703 года. Сейчас это памятник искусства и культуры, охраняется законом.
Столетия идут, а Пётр I и его деятельность живут в памяти благодарных воронежцев. Итак, Воронеж при Петре I интенсивно развивается, становится важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Россия стала вывозить промышленные товары, были открыты многие учебные заведения, появились театры, оборудовались типографии, печатались книги. Воронеж по праву называют колыбелью русского флота.