Эссе
«Секреты мастерства: пять ступенек к успеху.
Счастье вдруг в тишине…»
Успех не является ключом к счастью.
Счастье – вот ключ к успеху.
Если вы любите то, что делаете,
Вы будете успешным.
А. Швейцер
«Счастливый ли я человек?» – спросите вы. И вдруг на секунду задумаюсь… Что для меня есть счастье?...
Я – учитель! Начинающий педагог. Ещё совсем недавно, чуть больше двух лет назад, я вновь пришла в свою родную школу, но уже не в качестве ученика… Теперь здесь я – учитель! И вроде всё, как и раньше: всё те же парты, всё те же лица, встречающие тебя на пороге школы, но на всё это теперь я смотрю совсем с другой стороны…
Как же все начиналось?
В 2011 году на Последнем звонке моя первая учительница принесла нам, выпускникам 9 класса, сочинения, которые мы писали в начальных классах. Тогда наш класс можно было разделить на три категории: тех, кто мечтал стать милиционером, часть хотели работать таксистами и несколько человек мечтали посвятить свою жизнь преподавательской деятельности – стать учителем. Именно к числу последних относилась и моя мечта.
Но всё повернулось иначе… Пришло время выбирать профессию, свой жизненный путь. Сдав все экзамены, я решила пойти учиться на … учителя, подумаете вы, но это не так. А поступила я в технический колледж, где в последующем получила профессию «Бухгалтер». Диплом с отличием, и в жизни всё отлично. Осталось лишь поступить в вуз и получить высшее образование по профилю. Но это не мой принцип.
Поступаю на направление «Государственное и муниципальное управление». Одновременно работаю в экономическом отделе районной администрации. И однажды в обычный рабочий день, в феврале 2016 года, я встретила директора нашей школы… И вот он – новый поворот в моей жизни! После долгих уговоров я решаюсь пойти учиться в педагогический институт и сменить должность служащего на должность учителя математики, на минуту вспомнив о той далекой детской мечте. А в голове просто огромное, немыслимое количество вопросов, переживаний: как же суметь научить предмету, как найти подход к каждому, как достучаться до каждого и, наверное, главное, как представить себя так, чтобы тебя воспринимали как учителя, ведь по возрасту я ненамного старше некоторых учеников.
Но не зря говорят: «Тяжело – в учении, легко – в бою». Войдя в рабочее русло, я не просто стала приходить на работу как на работу, я получаю искреннее удовольствие от своей деятельности, так же искренне могу сказать каждому, кто спросит, что я люблю свою работу, люблю своих учеников!
В основу моего принципа работы или (как модно сейчас называть) педагогического кредо, легло высказывание В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить тех, кому преподаёшь». Один мудрец говорил: «… Без любви ничто не имеет смысла: обязательность без любви делает человека раздражительным, ответственность превращается в бесцеремонность, справедливость становится жестокостью, правда без любви выглядит критиканством, ум преобразуется в хитрость, приветливость без любви являет собой лицемерие, компетентность превращается в упрямство, власть без любви есть тирания, бережливость становится ординарной жадностью, здравый смысл без любви превращается в продажность». Я полностью согласна с ним.
Каждый ученик для меня – не просто ученик, не просто ребёнок. Для меня каждый из них – личность. Личность со своими достоинствами и, может быть, недостатками. Важно уметь каждый недостаток превратить в достоинство, направить в нужное русло.
Обыденный день ты стараешься провести с детьми так, чтобы это время запомнилось ребёнку, чтобы у него было желание приходить на мои уроки снова и снова, ждать следующий день в надежде узнать что-то новое, интересное, и обязательно быть услышанным, замеченным. Для ребёнка так же, как для учителя и, вообще, для любого взрослого человека, очень важна обратная связь. Считаю, что важно и нужно уметь радоваться вместе с ним, делить его переживания на двоих. Ведь главное – вовремя подбодрить его, настроить на позитив, показать каждую ситуацию с нескольких сторон и дать возможность это понять.
Работая в школе лишь третий год, уже сейчас дети, которые в самом начале моей деятельности учителя, даже не думали делиться со мной своими секретами, охотно рассказывают о своих переживаниях, о своих личных успехах. Они знают и точно уверены, что мне можно доверять и что все сказанное останется только между нами.
Выбор профессии – первое важное решение в жизни каждого человека. Мои ученики знают, как складывался мой путь профессиональной деятельности, поэтому охотно советуются со мной о том, на какие моменты стоит обратить внимание при выборе своей будущей профессии, стоит ли уходить после 9 класса или всё же после 11. Считаю, что главное в этот момент, не навязывать своё мнение, а подвести ученика к его обоснованному, несколько раз обдуманному выбору.
Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям!
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
В. А. Сухомлинский говорил: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Создать ситуацию успеха для ребёнка – необходимое условие эффективной работы, именно поэтому опираюсь на личностно-ориентированное обучение. Я стараюсь услышать, понять каждого своего ученика, найти самые сокровенные струнки его души. На свете нет неспособных детей, а есть те, кто не хотят верить, что ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности и, может быть, таланты. Учитель - это профессионал, исследователь, новатор, наставник, ученик, творец, человек активной жизненной позиции и гражданин.
И вновь хочу вспомнить слова мудреца: «Хорош лишь тот, в ком ещё не умер ученик». Думаю, что стремление учителя к самосовершенствованию, повышению своей профессиональной компетентности – одно из важных условий в деятельности учителя. Необходимо постоянно искать, пробовать, экспериментировать, анализировать и снова искать. Важно участвовать в различных педагогических конкурсах, мастер-классах, быть на одной волне современного образования. Не зря В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний». Также считаю важным учесть один момент, отраженный в словах академика А. Л. Минц: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Я считаю, что талант учителя раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удаётся увлечь ребёнка в мир неизвестного, заинтересовать его на столько, что ему самому захотелось бы познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание действовать.
Немаловажным условием в своей работе является постоянное сотрудничество с родителями. Важно грамотно организовать эту работу, в основе которой, прежде всего, лежит обоюдное взаимоуважение. Очень важно, чтобы родитель понимал, что оптимальных результатов можно достичь лишь совместными усилиями, а также осознавая собственную ответственность за результат воспитания. С этой целью в течение года организую тематические родительские собрания, совместные праздники, походы, коллективные творческие дела и экскурсии, что способствует сплочению детского и родительского коллектива, обеспечивает атмосферу психологического комфорта, а также позволяет сделать школьную жизнь более яркой, интересной, насыщенной. Эффективное сотрудничество приносит успех нашей общей работе, мы видим творческий рост и развитие детей.
Мой успех – в успехах моих учеников. Это и участие в конкурсах, в школьных и районных научно-практических конференциях, участие в различных олимпиадах по предмету.
Успех невозможен без постоянного общения, обмена опытом со своими коллегами. Я очень им благодарна за эмоциональную поддержку, которая заставила поверить в свои силы, бесценный опыт преподавания и общения с детьми.
Завтра новый день. Каким он будет? Какими войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь любознательность в их глазах? Не пропадёт ли у них желание удивляться? Все это в моих руках!
Учитель для меня – это не просто профессия, это состояние моей души. Эта профессия, заставляет меня всё время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу беззаботного детства.
А вы бы хотели встречать только добрые лица?
И радость в душе испытав, с кем-то близким делиться?
И знать, что не зря в этом мире прекрасном живёте?
Так сейте любовь!!! Что посеете, то и пожнёте!
Я научилась быть счастливой! А у счастливого учителя – счастливые ученики!