Эссе «Я – классный руководитель»
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В.Г.Белинский
Я часто задаю себе вопросы: каким должен быть классный руководитель? Могу ли я стать самым классным классным? Как сделать так, чтобы ребята, окружающие меня, потянулись за мной, поверили в меня? Свою профессию я выбирала не просто так, с детства любила играть в школу, а еще любила рисовать, мастерить. Я думаю слова К.Вебера «Воспитателем, как и художником нужно родиться» относятся именно ко мне. Мне очень повезло стать первым человеком, который заводит детей на корабль знаний. Но я понимаю - это и огромная ответственность, так как воспитание, полученное в детстве, не исправит и весь мир. Ведь я – классный руководитель и должна придерживаться заповеди: «Не навреди!» Я в ответе за эти открытые души, за их стремление и любовь к жизни.
Каждое утро начинаю с улыбки, глядя в зеркало, мысленно говорю: «Что же, родная, с новым днем, с новыми свершениями, с новыми познаниями!!! Новых побед!» Каждый день в моей жизни это новая страница из книги открытий, которую мне помогают прочитать дети! В моей голове возникает много мыслей и идей, как более интереснее прожить этот день.
Дорога до школы не близкая, хотя иногда пролетает незаметно с мыслями: «Что принесет день грядущий? Ведь так много надо успеть, донести до ребят важные вещи!» Мне постоянно, катастрофически не хватает времени, хотя весь день заранее уже спланирован, возможно, что то придется поменять, скорректировать. Вот двери школы. Открыв их, слышу разноголосые радостные приветствия: «Доброе утро, Ольга Дмитриевна, Здравствуйте! А знаете, что я Вам сейчас расскажу? А у нас сегодня, а у нас вчера…» Вот он мой новый день! День 1 сентября! Начало учебного года! Отвлекаюсь от своих мыслей и смотрю на того, кто так искренне пожелал мне здоровья и добра. Вижу улыбающиеся лица родителей моих учеников 1 и 3 класса. Остановилась, улыбаюсь и про себя с гордостью произношу: «Подросли, повзрослели…» И вдруг понимаю, все они, пожелавшие мне добра, уважают меня как учителя, как классного руководителя и просто человека. А самое главное я им нужна, где то как друг, где то как советчик.
Я работаю учителем более 30 лет. Работа учителя сложная, многогранная. И одна из граней – быть классным руководителем. В работе я придерживаюсь главного: каждый ребенок это алмаз, который необходимо превратить в бриллиант, ежедневно нанося новые грани добра, вежливости, успеха, трудолюбия, целеустремленности и еще многое другое с индивидуальным подходом, чтобы не испортить, дать возможность засиять на долгие годы. Классный руководитель должен быть для детей и их родителей всем: дипломатом, депутатом, артистом и добрым психологом, охранником и строгим контролером, а также близким другом. И все это должно быть в одном человеке. Каждая из этих ролей вряд ли удастся, но что-то и получится! Ежедневно я вижу взгляды моих воспитанников. В них всё: любовь и радость, страх перед неизведанным и огорчения. Но самое главное в этих глазах - безграничное доверие. И самое важно оправдать его!!!
Каждый свой шаг классного руководителя я сравниваю с шагами по тонкому мосту над пропастью, один неверный шаг и можно сорваться вниз, мне с годами помогает интуиция, знание, опыт. С опытом приходит уверенность в том, что идёшь правильно. Совместная работа учителя, ученика и их родителей дает возможность идти в ногу со временем, изучая, анализируя, находя новые подходы к решению вопросов воспитания. Мы учимся друг у друга честности и порядочности, отзывчивости и воспитанности, жизнелюбию и открытости. От меня дети и родители ждут понимания, сочувствия, душевной теплоты. И мы сообща решаем проблемы, познаём окружающий мир, вместе радуемся победам и удачам. Именно со мной дети спешат поделиться своими секретами и детскими обидами. А родители спешат пополнить нашу классную жизнь добрыми делами. Конечно, не всё так легко. Но я точно знаю, что мы переживём трудности и вновь двинемся вперед. Труднее всего завоевать доверие детей, которые чувствуют ложь, на грубость ответят грубостью, либо замкнутся,со страхом в душе что его не понимают. Как важно неразрушить его внутренний мир, но и не пойти у него на поводу. Важно стоять на одном уровне с ним и идти вместе по дороге, ведущей в счастливое будущее. У нас бывают взлеты и падения, главное вовремя подхватить, чтоб вернуть ребенку уверенность. В данной ситуации я придерживаюсь слов А.С. Макаренко: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
Вы спросите меня «Что я считаю самым трудным в нашей профессии?» Я отвечу: «Не просто искать новые формы и методы работы, разбираться в законах человеческого сознания, но ещё труднее быть в этих условиях Человеком, к которому тянуться дети и взрослые. Ведь согласитесь, легче всего сказать ребёнку, как нужно поступить в том или ином случае, чем создать ему условия для самостоятельного поиска выхода из сложившейся ситуации. Легче обидеть ребенка, требуя выполнить наше условие, сложнее, предоставить ему право выбора».
Принципом своей воспитательной деятельности, считаю, как можно меньше ненужных, неинтересных, назидательных мероприятий, больше совместных творческих дел, которые доставляют удовольствие детям, как можно больше всего того, что развивают ум и душу ребенка. Мне очень хочется, чтобы мои дети доверяли мне, потому что недоверие порождает хаос. Хочу, чтобы они стали успешными людьми, добрыми и счастливыми. Тогда и я буду счастлива! Счастье- это когда ты несешь другим добро и радость общения, утверждая в человеке Человека!
Как классный руководитель знаю, будут ещё проблемы и бессонные ночи. Но всё это разрешимо. В этом постоянном движении забываешь, что тебе уже за, пожалуй, это не важно, важно, что вновь учишься быть ребёнком и смотреть на мир широко раскрытыми детскими глазами, согревая детей любовью, вниманием и теплотой. Хочется быть самым классным - классным для них!
За годы работы многие из моих учеников оправдали мои надежды, а пока я вновь встречаю 1 сентября малышей, ведя на корабль знаний к их мечте, мечтая о славной, слаженной команде, о классной, самой классной семье! А поздно вечером, закрывая глаза, как бы перелистываю страницы прожитого дня, анализирую и намечаю новый список новых дел. А утром я снова улыбнусь!