СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Современный образ педагога"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе "Современный образ педагога" для участия в конкурсе "Педагог года Тындинского района - 2020".

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Современный образ педагога"»

Булина Е.В. Эссе «Современный образ педагога»


Что такое «современный образ педагога»? Данное понятие каждый учитель осмысливал, анализировал, «примеривал» на себя, чтобы понять, соответствует ли он данному профессиональному стандарту. Соответствовать «современному образу» непросто, нужно постоянно держать руку на пульсе всех нововведений, успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и постоянно качественно наращивать свой потенциал. Это понятие глубоко личное, поскольку опирается на мировоззрение и мироощущение отдельного педагога, а каждый педагог – уникальная личность.

Профессия «Учитель» актуальна и значима во все времена, ведь только благодаря обучению и воспитанию совершается процесс передачи знаний от одного поколения к другому, происходит осмысление важных истин, способствующих дальнейшему прогрессивному развитию общества. В связи с этим уместно вспомнить цитату Михаила Ивановича Калинина: «Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. Педагог – это инженер человеческих душ».

Решение стать учителем пришло ко мне не сразу. При окончании школы, перед выпускными экзаменами, я стояла на распутье двух дорог: поступать на филологический факультет или на факультет дизайна одежды. В моей семье до меня никогда педагогов не было. В школе я отдавала предпочтение предметам гуманитарной языковой направленности – русскому и немецкому языкам, литературе. С 5 по 11 классы активно выступала с докладами на школьной научной конференции «Ломоносовские чтения». На выбор моей дальнейшей сферы деятельности при окончании школы повлияло авторитетное мнение моих родителей и моё желание работать с детьми, а дизайн одежды превратился в любимое хобби с перспективой освоения второй специальности в будущем. На бакалавриат я поступала уже имея определённый план своего дальнейшего профессионального развития – поступление в магистратуру, а затем в аспирантуру. Я стараюсь его придерживаться и по сей день, заканчивая обучение в аспирантуре по специальности «Русский язык». В ближайшем будущем планирую успешно защитить кандидатскую диссертацию. За долгие годы обучения и практической деятельности у меня оформилось собственное мнение о современном образе педагога, которое я детально освещу в своём эссе.

На современный образ успешного педагога, на мой взгляд, влияет множество факторов, мотивы выбора данной профессии у каждого человека свои. Так, например, привлекательными мотивами выбора учительской профессии для меня стали познавательные мотивы – стремление к овладению специальными знаниями в интересующих меня областях; творческие мотивы – возможность быть оригинальным, неповторимым специалистом; моральные мотивы – возможность оказывать помощь людям, общаться с разными людьми; социальные мотивы – возможность занять достойное место в обществе в соответствии со своими интересами и возможностями. Вместе с этим обязательно должны присутствовать внутренняя мотивация, заинтересованность и увлечённость преподаваемым предметом, желание передавать свои знания и опыт, накопленные за время профессиональной деятельности, стремление к самосовершенствованию, к повышению своего статуса, престижа в обществе.

В процессе трудовой деятельности у каждого педагога формируются собственные основополагающие педагогические принципы. В данном сочинении освещены те принципы, которые являются существенными для меня. Я считаю особенно важным учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, ведь у каждого ученика свои потребности и интересы. Стоит обратить особое внимание на зоны ближайшего развития детей – важно развивать в них те качества, которые помогут им стать успешными в дальнейшей жизни за школьными стенами. Нужно развивать в детях навыки самовоспитания, самообразования, общения. Это поможет им в дальнейшем справляться с трудными жизненными ситуациями, постоянно самосовершенствоваться, чтобы идти в ногу со временем, знакомиться и успешно общаться с новыми разными людьми.

В процессе обучения и воспитания растущий человек должен чувствовать свою социальную защищённость. Это состояние безопасности позволит ему сосредоточиться на своём образовании и стать всесторонне развитой личностью. Нужно опираться на положительное в ребёнке, на сильные стороны его личности, чтобы он научился верить в себя и рассчитывать на свои силы.

При изучении любой дисциплины, важной для дальнейшего профессионального становления, существенным является упорядоченность и целостность. Каждый ученик становится перед выбором, размышляет над тем, кем он видит себя во взрослой жизни. Для этого он усиленно занимается изучением тех дисциплин, которые важны для его дальнейшего профессионального становления. Именно здесь становятся актуальными упорядоченность и целостность, ведь без них нельзя освоить азы ни одной науки, они помогают ребёнку сформировать тот качественный багаж знаний, который послужит прочным фундаментом в его дальнейшей личностной реализации.

Мы живём в многонациональной стране с богатой духовной и материальной культурой. Считаю особенно важным развивать в детях не только интеллектуальную, но и духовную составляющую их личности – это необходимо для гармоничного развития ребёнка. Здесь вступает в силу принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры нашей страны. Необходимо показать детям всё разнообразие российской культуры, её уникальность и неповторимость.

Эстетический принцип неразрывно связан с принципом культуросообразности. Обучающимся необходимо дать возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Эти принципы я успешно реализовала в своей педагогической деятельности, когда провела урок литературы в 7 классе на тему «Национальный костюм и украшения в произведениях литературы». На данном уроке мои ученики работали с художественными текстами русских и башкирских писателей, сравнивали и анализировали две в корне разные национальные культуры – русскую и башкирскую, активно развивали навыки общения, а также обогащали словарный запас, расширяли кругозор. Обучающимся были продемонстрированы национальные костюмы, которые были сшиты мной в 11 классе для участия в детском показе мод и в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии. С данной разработкой урока я участвовала в общероссийском педагогическом конкурсе «Лучшая методическая разработка 2014 года», в котором заняла 2 место. Таковы мои педагогические принципы.

За долгие годы обучения в академии и университете у меня сложились собственные педагогические подходы к образованию, среди которых главенствующее место занимает исследовательский подход. Этот подход положительно воздействует на учеников – развивает их интеллектуальную сферу, формирует умения и навыки, необходимые для успешного самообразования, формирует глубокие, прочные и действенные знания. Так, в 2018 году обучающаяся 6 класса Печёнкина Полина под моим научным руководством занималась исследованием на тему «Образы еды в произведениях писателей Приамурья». Она собрала, проанализировала и систематизировала большой объём лингвистического материала. С результатами исследования Печёнкина Полина участвовала в школьном конкурсе научных работ «Дебют», где заняла 1 место. В 2018 году обучающаяся 9 класса Колчина Татьяна под моим научным руководством проводила лингвокультурологический эксперимент со своими одноклассниками и с обучающимися хорогочинской школы. В результате собранные языковые материалы эксперимента легли в основу научно-исследовательской работы «Концепт «Ландыш» в русской языковой картине мира». С данными исследовательскими материалами Колчина Татьяна принимала участие в конкурсе научных работ «Жар-птица знаний – 2018» и научной конференции «Шаг в науку».

Вторым существенно важным, на мой взгляд, педагогическим подходом к образованию является ценностно-ориентированный подход, который формирует систему ценностей личности. Ценностям нельзя научить, ребёнок их усваивает из окружающего социального и культурного пространства. Я пытаюсь заложить, укрепить и развить в своих учениках такие жизненно важные ценности, как уважение, сотрудничество, творчество, патриотизм и гражданскую ответственность, привить осознание того, что учиться новому нужно постоянно, на протяжении всей жизни. Совместные старания дали неплохие результаты. Мои ученики принимают активное участие в творческих литературных конкурсах, пишут сочинения и стихотворения, в которых отражаются их размышления на тему патриотизма, любви к своей большой и малой Родине, её уникальной и неповторимой природе: в 2018 году Кистанов Захар занял 2 место в муниципальном этапе областного конкурса литературного творчества «Я против экстремизма и терроризма»; в 2019 году Колчина Татьяна и Кистанов Захар заняли 1 и 3 места в муниципальном творческом конкурсе, посвящённом 30-летию вывода Советских войск из Афганистана в номинации «Литературное творчество»; в 2018 году Колчина Татьяна заняла 2 место в старшей возрастной группе в муниципальном этапе областного конкурса стихотворений, посвящённых 160-летию Амурской области «Земля амурская, родная…»; в 2019 году Кистанова Онарина заняла 2 место в региональном этапе IV Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» в номинации «Стихотворение» на тему «Природа. Экологическое сознание».

Наряду с вышеназванными педагогическими подходами я стараюсь активно использовать в своей деятельности и проектный подход, который заключается в ориентации учебно-познавательной деятельности на решение научно-исследовательской, творческой или практической проблемы. Результатом успешного применения подхода явилось участие моих учеников с творческими презентациями во Всероссийском творческом конкурсе «Береги природу!» в 2018 году, в котором мы заняли призовые места (Кистанова Онарина – 1 место, Кистанов Захар – 1 место, Вологдин Евгений – 2 место, Колчина Татьяна – 2 место). Для создания творческих презентаций учащимися активно использовались информационно-коммуникационные технологии, которые помогли облечь им свои мысли в задуманные наглядные визуальные формы. Таковы основные педагогические подходы, применяемые мной в образовательной деятельности.

В современном мире миссия педагога сложна и очень ответственна. Учитель должен являться для учеников образцом в мышлении и поведении, должен научить ребёнка учиться и верить в себя. Чтобы реализовать всё это сам учитель должен быть профессионально компетентным, обладать высокой профессиональной культурой. Профессиональные компетентность и культура тесно взаимосвязаны между собой, они взаимно дополняют друг друга. Чтобы успешно осуществить свою просветительскую и воспитательную миссию учитель, на мой взгляд, должен постоянно развиваться и углублять свою профессиональную компетентность; знать и придерживаться требований Федерального государственного образовательного стандарта; демонстрировать знание предмета и программ обучения; уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать уроки с точки зрения их эффективности; использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников – одарённых, средних и с ограниченными возможностями; уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные методы и формы контроля; владеть ИКТ-компетенциями и др. Профессиональная культура педагога также отражается в его речи, стиле научно-педагогического мышления, стиле общения с учениками, коллегами, незнакомыми людьми, отношении к себе и своей деятельности, высокой гражданской ответственности и социальной активности. Только обладая всеми этими вышеперечисленными качествами, учитель сможет сформировать из ученика всесторонне развитую гармоничную личность с глубокой эмоционально-ценностной ориентацией.

Постоянное общение учителя и ученика – это непрерывный процесс, оказывающий влияние на обе стороны. Учитель передаёт детям знания, делится лучшим личным опытом, формирует ценности и мотивы растущего человека, которые повлияют на его дальнейшую жизнь. Но, наряду с этим, на мой взгляд, важно также учиться и на собственном опыте, на своих ошибках – в этом заключается формула личного успеха. Ребёнка нужно любить, уважать, ему нужно доверять, тогда он проникнется доверием к учителю, отпустит все свои сковывающие страхи, будет стремиться к получению новых знаний, их успешному усвоению и применению на практике в актуальных жизненных ситуациях. В этом заключается смысл педагогической деятельности.

В современном российском образовании имеется ряд проблем, которые могут усугубить ситуацию, если не получат своевременного разрешения.

Во-первых, необходимо обновить принципы подачи учебного материала для того, чтобы теоретическая подготовка учеников была направлена на применение полученных знаний на практике. Для этого нужно ориентировать учебники на решение практических задач и проблем, активно внедрять в учебный процесс современные информационные технологии и передовые научные разработки, оснащать учебные заведения техникой.

Во-вторых, система ОГЭ и ЕГЭ ориентирует учеников только на те предметы, которые им необходимо сдавать для поступления в вуз. Остальным учебным дисциплинам они не уделяют должного внимания или вовсе их игнорируют. Возникает дисбаланс в знаниях, не формируется прочная интеллектуальная база. Для решения этой проблемы необходимо отладить контроль по всем учебным дисциплинам, преподаваемым в школе.

В-третьих, в существенной доработке нуждаются контрольно-измерительные материалы ВПР, в которых, зачастую, даются задания не по пройдённому материалу, причём опережение может даже не соответствовать классу. Разные школы работают по разным программам, поэтому при разработке заданий необходимо принимать во внимание этот существенный момент.

В-четвёртых, в школах отсутствуют узкопрофильные специалисты – дефектологи и логопеды, работа которых возложена на учителей начальных классов и учителей-предметников, у которых другая деятельностная направленность. Решение этой проблемы заключается в обеспечении образовательных организаций данными высококвалифицированными специалистами.

В-пятых, необходимо всесторонне развивать в школе научную и проектную деятельность, направленную на получение конкретных образовательных результатов – развития у учащихся навыков самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.

В-шестых, наблюдается снижение интереса у обучающихся к чтению, что негативно сказывается на их речевых навыках – пользоваться современным литературным языком для многих обучающихся затруднительно. Важно активно пропагандировать чтение художественной, научной и научно-популярной литературы в детской, подростковой и молодёжной среде посредством социальной рекламы, посещения тематических книжных выставок, бесед в литературных кафе и др.

Таким образом, современный педагог – это преподаватель с развитой профессиональной самоидентификацией, находящийся в процессе непрерывного самообразования и саморазвития, являющийся высококлассным специалистом в области преподавания своего предмета, внедряющий в практику основные нововведения, осуществляющий рефлексию и являющийся примером для учеников в плане интеллектуального и духовного развития. Его задача – сформировать из обучающегося самостоятельного, воспитанного, вдумчивого человека, обладающего гибким мышлением и поведением, с новыми ценностями, который легко сможет адаптироваться в постоянно меняющихся условиях, будет обладать гражданской ответственностью, правовым самосознанием, инициативностью, духовностью, культурой поведения и взаимодействия с окружающими людьми.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!