Эссе «Создаем настоящее, думая о будущем…»
Педагога – психолога КГКОУ ШИ №3 г. Хабаровска
Жабиной Ларисы Александровны
Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший
шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.
Антон Павлович Чехов
Наше прошлое – это основа всего настоящего. Наше настоящее – это совокупность всего прошлого и того, что мы сделали сами. Наше будущее – это осознание прошлых и настоящих жизненных этапов и выстроенная на основе этого перспектива дальнейшего развития. Это в моем понимании «лестница», по которой нужно подниматься вперед и ввысь. Потому что не бывает всего много и сразу, а если и бывает, то уж больно падать придется вниз. Поэтому, как говорится, «через тернии к звездам» - это прочувствованный и проверенный путь достижений человека. Как говорил известный актер Олег Табаков: «Первую половину жизни человек работает на свое имя, а вторую половину жизни имя работает на него». Следовательно, чем больше сделаешь в настоящем, тем большего ты добьешься и получишь в будущем. По этому поводу мне понравилось высказывание европейского философа 20 века Альберта Швейцера, где он говорит о том, что первую половину жизни человек вбирает в себя все: знания, умения, навыки и опыт, а вторую половину жизни он должен отдавать накопленное.
Так и в моей жизни и профессиональной деятельности получилось: я копила потенциал, а теперь его отдаю тем, кто в этом нуждается. А нуждаются в этой помощи в нашей школе-интернате для детей с ОВЗ многие дети. Это особенные дети: с ментальными нарушениями, с РАС, с ТМНР.
Осознавая, что в прошлом таких детей кроется причина их психофизических нарушений, нам необходимо выстроить их настоящее, благодаря комплексной коррекционной помощи, что позволит им адаптироваться к нормальной жизни в обществе. Я радуюсь за каждого выпускника – воспитанника нашей школы-интерната, у которого, несмотря на прошлое, хорошо сложилось настоящее, а значит, получится и будущее. Я горжусь их успехами и как сказал А.П. Чехов: «Что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни». Пусть по крупицам, по крохам мы вместе складываем пазл их картины будущего. И я чувствую себя сопричастной к этому и ответственной за них.
Только неравнодушные педагоги могут посвятить себя работе с особенными детьми. Если у человека не хватает накопленного в прошлом и созданного в настоящем, то ему трудно построить будущее и научить этому других. Поэтому мы научаем наших воспитанников всем жизненным компетенциям, которые им в дальнейшем могут пригодиться и позволят успешно социализироваться. Тем самым мы помогаем им построить свое настоящее, а возможно и будущее.
Первоочередной задачей моей работы с каждым учеником является поиск резервов и ресурсного потенциала этого ребенка, которым он может восполнить те проблемы со здоровьем, которые возникли в прошлом. В настоящем мы используем эти ресурсы для дальнейшего его развития. Следующей задачей является повышение самооценки и уверенности в себе, потому что неуверенный человек мало чего добьется в этой жизни. А для того, и далее, чтобы перейти к планированию будущего, необходимо научить детей адекватному целеполаганию. Не так, как «вижу цель – не вижу препятствий», а сообразно своим возможностям и способностям интегрироваться в социум. Таким образом, я подвожу детей к принятию известной всем аксиомы, что после «хочу» и «могу» следует «надо». Это как раз и отражает этапы прошлого, настоящего и будущего.
Почему следует так много времени и усилий отдавать этим детям? Да потому, что многие из них сироты и некому больше этого делать, а мы по долгу своей профессии и по велению сердца ответственны за их настоящее и будущее. Ведь их будущее – это и наше будущее и будущее нашей страны. Кого мы вырастим и воспитаем, те и придут к нам на смену. Как говорится, «что посеешь, то и пожнешь».
Каждый гражданин имеет определенные права и обязанности, которыми он пользуется и должен выполнять их по мере своего взросления и становления личности. Есть замечательные примеры людей с ограниченными возможностями здоровья - это Ник Вуйчич, Стивен Хокинг, Алексей Маресьев и другие. На их примере детям можно показать, что нет нерешаемых задач и непреодолимых препятствий.
В настоящее время детей с ограниченными возможностями здоровья становится больше. Этому есть несколько причин: в недавнем прошлом в 20 веке не принято в обществе было говорить об этой проблеме в семье (о том, что у актрисы Ии Саввиной родился сын, с синдромом Дауна узнали только после ее смерти). Поэтому таких детей старались не показывать и не говорить о проблеме. Сейчас ситуация изменилась и для детей с ОВЗ и их родителей созданы центры, школы, профилактории и другие учреждения, которые помогают им интегрироваться в общество. Инклюзивное обучение помогает им получить образовательные услуги. Профессиональное обучение направлено на то, чтобы дать им необходимые профессиональные компетенции и получить профессию. Но существуют и другие причины увеличения рождаемости особенных детей: экологические, медицинские и другие.
Конечно эти проблемы – социальные, демографические, медицинские, образовательные необходимо решать на государственном уровне. Но каждый из нас на своем месте должен делать, как нужно и что нужно, чтобы минимизировать проблемы особенных детей и готовить их к будущему. Поэтому я всегда помню, с кем я работаю, для чего и почему. Я никогда не пожалела о выборе своей профессии, потому что эта профессия - людям помогать.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»,- Константин Дмитриевич Ушинский.
2020 год.