СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Три кита педагогики учителя XXI века"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе, написанное для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года - 2022". Самообразование, образование через всю жизнь, функциональная грамотность, личные ценности в образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Три кита педагогики учителя XXI века"»

Абрамова Мария Сергеевна,

учитель истории и основ финансовой грамотности

муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

п. Двуреченск

«Три кита педагогики учителя XXI века»

Как учитель истории, я не раз не раз обсуждала с обучающимися идеи устройства мира. Одна из самых распространённых легенд древности гласит, что мир устроен на трёх китах и черепахе. Киты — это вера, надежда и любовь, черепаха — это символ мудрости: когда это есть на земле - будет продолжаться жизнь. Если исчезнет один – исчезнут и другие и всё живое прекратит существование.

Обсуждение интерпретации трёх китов современной жизни стало поводом для учебной дискуссии на уроке истории в 10 классе. Была озвучена идея, о том, что в современном мире у каждого человека киты свои. Они определяются образом жизни человека, его убеждениями, родом деятельности.

Я задумалась: на каких китах держится мой мир педагога?

К педагогу требования всегда будут выше. И это логично: чтобы научить других, нужно самому знать больше. Педагогу необходимо учиться постоянно, для того, чтобы быть в ногу со временем и не сводить процесс получения знаний к сухому цитированию учебника: сегодняшним ученикам доступен более широкий диапазон информации, нежели может предоставить стандартная школьная библиотека. В том числе, это вопрос доверия и даже авторитета: ученик не услышит педагога, не развивающего свои компетенции, не владеющего информацией, соответствующей современной действительности.

Не менее важна проблема получения актуального образования, которая заключается в том, что информация устаревает на глазах. Значительная часть новых знаний, технологий теряет свою актуальность через 3-5 лет. Что возвращает нас к необходимости непрерывного образования или, повторяя лозунг мировых образовательных сообществ, «Lifelong learning» - образованию через всю жизнь.

Я учусь каждый день: читаю не только классиков, но и творчество современных авторов, ищу среди множеств советов, мастер-классов семинаров те, которые могут оказаться полезными в моей профессиональной деятельности; обязательно анализирую поток информации, обращаюсь к первоисточникам, справочникам, отбираю только правдивую и открытую литературу. Это необходимый процесс, ведь мне нужно не просто владеть информацией – я несу ответственность за всё то, что от меня узнают мои ученики.

Одним из китов моей педагогической вселенной, я считаю именно самообразование. И этому есть ряд подтверждений.

Во-первых, новые идеи не всегда применяются на практике повсеместно: их обсуждают, анализируют, апробируют, возможно даже включают в образовательную программу, но к этому моменту кто-то предложит другую идею, учитывающую новейшие технологии, и всё начнётся сначала. Интернет-порталы, профессиональные социальные сети позволяют обмениваться идеями напрямую, общаться с коллегами – новаторами, не ожидая их публикаций в методических сборниках, что существенно расширяет список методик и практик, позволяет взглянуть на привычные техники через призму новейших технологий.

Во-вторых, это возможность самостоятельно планировать темп обучения, составить расписание, подстраивая его к привычному ритму жизни, а не наоборот. Не стоит забывать о том, что для получения результата необходима системная работа – посещение нескольких вебинаров не погрузит в суть изучаемой проблемы или идеи, но может стать отправной точкой для начала большого и интересного дела.

Non scholae, sed vitae discimus1 - Это выражение на латыни (автор: римский философ-стоик Сенека) можно смело назвать девизом современного смысла образования. Сегодняшнее образование – это не аттестат или диплом, это система знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешной жизни в постоянно меняющемся мире.

Второй кит – это функциональная грамотность. Можно быть отличником в филологических дисциплинах, брать призовые места на математических олимпиадах, но писать на страничках социальных сетей с банальными ошибками и иметь задолженности по коммунальным платежам. Все приобретённые знания оказываются бесполезными в реальной жизни. И дело не в выученных или не выученных уроках – проблема в том, что в источниках информации теперь не только учебник и учитель, а множество различных, не всегда проверенных, источников, с которыми нужно уметь работать.

В современном мире нет возможности неспешно исследовать новые тенденции. Информация обновляется быстрее, чем происходит массовая адаптация к ней, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

С другой стороны, количество источников информации увеличивается в геометрической прогрессии. Мы живём в информационном обществе: доступ к информации практически не ограничен, а значит умение с ней работать – это одна из ключевых компетенций современного человека, профессионала в своём деле. Мало воспринимать информацию – важно уметь преобразовывать её в знание, анализировать, уметь применять в деятельность, в том числе профессиональной.

Одной из важнейших метапредметных компетенций я считаю смысловое чтение. Мы познаём мир через текст наравне с аудио и визуальным восприятием. Читательская грамотность – это ступень к другим составляющим функциональной грамотности. Поэтому темой моей работы на межаттестационный период стало: «Овладение навыками смыслового чтения как необходимое условие развития метапредметных компетенций.»

Каким бы ни был источник текста, каждый, кто его прочтёт берёт ровно столько, сколько готов воспринять. Поэтому столько велика разница в восприятии текста, его анализе и практической адаптации.

Мало просто дать ученику источник знаний, нужно научить с ним работать: анализировать, выделять нужное, сортировать, приводить аналогичные примеры из повседневной жизни. Всё, что человек узнаёт в жизни – помогает повысить уровень функциональной грамотности. Умение применить предметные знания в различных областях, решить жизненную задачу, проведя аналогию с учебной – превращает знания в навыки.

Ещё один камень преткновения современного информационного поля – множественность мнений. Учитель больше не является неоспоримым источником знаний. Я думаю, каждый педагог хотя бы раз слышал: «А я читал/смотрел, что этот вывод в корне неправильный, и согласен с автором.» Что делать учителю? На него смотрит два десятка учеников в ожидании разрешения ситуации. Согласиться, что он сообщил устаревшие данные или надавить авторитетом, указав, что информация на уроке единственно верная? А, может быть, предложить дебаты? Предложить ученикам самостоятельно найти источники информации, определить аргументы в пользу озвученных выводов и сделать заключение по обозначенной проблеме.

Третий кит моей вселенной педагога – это умение услышать ученика, понять и принять его точку зрения.

Современный мир динамичен, учитель, который строго держится за рамки своего предмета уже не востребован обществом. Сегодняшней системе образования нужны педагоги, которые могут шагнуть за границы своих предметных знаний и, что важно, могут показать пример, найти путь, по которому пойдут их ученики.

Если ученик видит, что учитель не боится открыться новому, открыт к аргументированным дискуссиям, значит именно к учителю он придёт с информацией, которая будет ему непонятна для того, чтобы вместе найти ответ. Это вопрос доверия: пойти к взрослому, которые не будет высмеивать ошибку или самостоятельно искать ответ в лавинах информации.

Возвращаясь к началу моего рассуждения, остался ещё один элемент. Черепаха, которую держат киты моей педагогической вселенной – это искренность. Если педагог не волнуется о результатах своей деятельности или деятельности учеников, если он учится лишь для получения документа к аттестации, если он не идёт на работу с искренним настроением научить и, может быть, научиться, то и существование его вселенной педагога не имеет никакого смысла.

Несмотря на десятилетие работы в сфере образования, я считаю, что мой педагогический путь ещё только начинается. И пока я наполняю свою профессиональную вселенную ценностями, озвученными выше, я уверена, что всё делаю правильно.

1 Не для школы, для жизни учимся. - Сенека