СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭССЕ Целесообразность использования различных видеофрагментов на уроке музыки при изучении симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации личные  размышления о целесообразности использования на уроке музыки различных видеофрагментов, мультиплицационных фильмов и аудио файлов при изучении симфонической сказки С. Прокофьева "Петя и Волк".

Просмотр содержимого документа
«ЭССЕ Целесообразность использования различных видеофрагментов на уроке музыки при изучении симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк»»

ЭССЕ

Целесообразность использования различных видеофрагментов на уроке музыки при изучении симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк»


Совершенно очевидным является тот неоспоримый факт, что изучение в общеобразовательной школе классической музыки абсолютно необходимо подрастающему поколению. Это как прививка иммунитету, базовая основа формирования культуры личности ребенка. Потом уже не страшно отпускать юное хрупкое создание на просторы массовой и молодежной субкультуры. Когда привит вкус, то молодой человек найдет для себя лучшие образцы даже поп- рок-рэп направлений культуры.

Несмотря на то, что учусь в музыкальной школе, симфоническую сказку С. Прокофьева хорошо запомнила именно во 2-м классе общеобразовательной школы. Смотрели мы на уроках музыки и советский кукольный мультфильм 1958 года, и цветной рисованный мультфильм У. Диснея. Я тогда мало понимала художественные особенности и различия этих двух мультипликационных версий, но в памяти прочно отпечатались образы советского кукольного варианта. Просмотрев мультфильмы заново уже сейчас, попыталась понять, почему я заполнила тогда именно его.

Думаю, что простые (даже наивные) образы кукол без «навороченных» рисованных эффектов ближе и доступнее детскому восприятию. Ничего не отвлекает ребенка младшего школьного возраста от достижения основной гениальной цели, поставленной С. Прокофьевым: познакомить со звучанием инструментов симфонического оркестра через простые параллели особенностей их тембра и характеров персонажей сказки. Просто гениальная идея, на мой взгляд! Задействовано образное мышление детей, слуховой опыт поддерживается зрительной памятью. Простота и доступность, ничего лишнего, мультфильм озвучен голосом подростка, вначале мультфильма дети видят и слышат эти музыкальные инструменты в оркестре, как в жизни.

Анимационную версию произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея хорошо смотреть на другом уроке, в процессе закрепления пройденного материала. Да, он более красочный, ярко выражена мимика героев сказки, да, он больше увлекает, музыка воспринимается уже на эмоциональном уровне, больше подсознательно. То, что озвучен мультфильм на английском языка с переводом, на мой взгляд, мешает восприятию учебного материала. Дети уже забыли про симфонический оркестр и его инструменты. Музыка просто звучит фоном. И если учитель постоянно не будет фокусировать внимание детей на их звучание, задавать вопросы: что сейчас звучит? – учебная цель уходит на второй план.

И к тому же, очень чуждые (на уровне примитивного кича) образы людей в рисованном мультфильме. Авторы пытались сделать героев русскими – ни то бояре, ни то украинцы. Финал симфонической сказки не завершенный, оркестр звучит приглушенно, по стилю исполнения как-то по «джазовому». А агрессия? Какой неприятный образ дедушки, какие агрессивные по-диснеевски отношения между героями-животными? А этот оскал зубов волка как символ агрессии? Мало того, что учебная цель не реализуется с этим мультфильмом, так еще негуманные формы взаимодействия между героями на подсознательном уровне будут навязывать ребенку с неокрепшей психикой модели агрессивного поведения. Я бы, скорее всего, не рекомендовала его использовать на уроке.

Что касается записи спектакля «Петя и волк» в постановке театра имени Б. Покровского, то тут есть и положительные моменты, и не очень. Хорошо, что дети сами являются актерами, музыканты выходят демонстрировать сами инструменты и их звучание. Но хорошо только детям-актерам, они-то уж точно запомнят всех героев и характер звучания инструментов: а дети-зрители пассивны. Роль учителя музыки тут тоже никак не проявишь. Спектакль – это камерный жанр, его смотреть (а тем более слушать) нужно именно в зале. Очень понравилось начало и конец спектакля, когда выходят герои сказки и музыканты, хороший акцент на запоминании учебного материала. Возможность посетить театр Б. Покровского маловероятна. Поэтому просмотр спектакля в записи в классе на уроке музыки вообще, на мой взгляд, проигрывает для использования, как учебный вариант.

Аудиозапись произведения для чтеца и оркестра, в исполнении Н. Сац и оркестра п/у Е. Светланова качественно хорошо исполнен, но при восприятии задействована только слуховая память, а это уже минус по сравнению с кукольным мультфильмом, где действует и зрительная память, и воображение.

Я бы использовала аудио запись на закреплении, когда предложила бы детям нарисовать героев сказки. Вот тут зрение не будет отвлекать просмотр мультфильма.

Как жаль, что больше никому из композиторов не пришла в голову идея сочинять еще такие же музыкальные сказки, но уже с другими музыкальными инструментами и другими героями. Думаю, такая форма изучения инструментов симфонического, народного, джазового оркестров принесла бы огромную пользу младшим школьникам.

Если бы мне предложили поработать над сказкой «Петя и Волк», то я попросила детей нарисовать разные сцены симфонической сказки, все ее эпизоды, собрала бы рисунки детей на эту тему, а потом из отсканированных цветных детских рисунков создала бы с ними вместе ремейк на музыку С. Прокофьева. Уверена, что ожившая музыка мастера в виде результатов собственного творчества детей надолго останется в их памяти.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!