Эссе «Моя педагогическая философия»
Свердловская область Город Серов
МАДОУ детский сад
комбинированного вида №16 «Тополек»
Учитель-логопед
Левагина (Огородникова) Елена Вячеславовна
Логопедия – больше, чем специальность, ответственнее, чем профессия.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,
Надо принимать их, как повторение своего детства.
Чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,
Жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Моя педагогическая философия – это желание быть педагогом, стремиться помогать детям. На свете есть тысячи профессий, но я выбрала единственную для себя. Путь к ней был не легким, но я определенно знала, чем хочу заниматься. Еще со школы я думала, что буду работать в детском саду, совершая каждый день маленькое чудо. В процессе обучения в университете я все больше и больше осознавала, что сделала правильный выбор.
Логопед….
Какое значение имеет это слово? Какие понятия объединяет? О чем заставляет задуматься?
«Логос» в переводе с греческого - слово. В слове наши чувства, настроение, отношение к миру. Сколько оттенков может передать слово в тембре, ритме, темпе речи. Слово ранит, слово лечит. Слово – связующая нить в общении людей; а написанное, высеченное в камне слово – связующая нить поколений, эпох, времен. Бережное отношение к слову, признание его силы нашли отражение в пословицах и поговорках, складывающихся веками:
- Хорошую речь, хорошо и слушать.
- Хорошая речь слаще меда.
- По речи узнают человека и другие.
Слову посвящены поэтические строки, научные исследования, эссе, целые литературные произведения:
- Всегда сохраняй меру в речи, и в молчании. Публий.
- Ясность – главное достоинство речи. Аристотель.
- Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно, чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала. Квинт Гораций Флакк.
- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (Константин Георгиевич Паустовский)
- Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Эразм Роттердамски и многие другие.
Вторая часть слова «логопед» «пайдео» - в переводе с греческого означает учить, воспитывать. Да, я учу слову, воспитываю словом, обращаю внимание на бережное отношение к слову.
У каждого человека в жизни есть свой путь, свое призвание, своя миссия. Для меня – это детский сад и ребятишки. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. А на что же похож мой день?
Теплое летнее утро. Я иду в детский сад, не спеша, наслаждаясь просыпающейся ото сна природой. До крыльца детского сада остается пройти маленькую тополиную аллейку. Ведь не случайно наш детский сад называется «Тополек»! И в голову приходит замечательное сравнение: детский сад – это тополь, а каждый листочек на нем – это воспитанники, которые проживают вместе с нами отведенный судьбой отрезок времени. Когда дети впервые приходят в детский сад, они еще не похожи на листики, они, всего лишь, почки, которые взрослым предстоит раскрыть. Как же хочется, чтобы они, как и те тополиные листики на маленькой аллейке были яркими и неповторимыми!
Каждый мой день не похож на предыдущий, он наполнен новыми событиями и встречами, успехами и неудачами, радостями и печалями. Каждый час несет в себе что-то новое и неожиданное. И что же меня здесь держит? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, конечно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям. Являясь своеобразным проводником в многообразный мир человеческих взаимоотношений, я должна приоткрыть мир каждого ребенка, понять его личные желания и потребности, найти индивидуальные возможности.
И вот наступает утро! Ребятишки идут в детский сад, улыбаются и говорят: «Здравствуйте!», кто-то бежит навстречу, кто-то уже машет рукой из окна, кто-то смотрит внимательно в глаза… Дети не прощают фальши или неискренности в отношении к ним. Я не имею права их обмануть, предать, быть неискренней. Для меня быть среди детей – это значит жить. Жить полноценной, счастливой, порой трудной жизнью. Встреча с ними – это глоток свежего, чистого воздуха. Уверена, любой, кто здесь работает и любит свою профессию думает: без детей жизнь, лишенная проблем и невзгод, была бы легче, но не счастливее. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью»,- утверждал И. Кант.
Каждый день на меня смотрят сотни доверчивых глаз, они ждут от меня чего – то необычного, они доверяют мне, они – наше будущее. Каким оно будет – в некотором роде зависит и от меня.
Каждый день я с удовольствием иду на работу. Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними учусь я сама – выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости и доброте. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам, изо дня в день, мы старательно к нему идем. И как приятно видеть результат ежедневной, кропотливой работы. А как радуются сами ребята своим маленьким победам!
Я – педагог, а значит многогранная личность, которая включает в себя профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь.
А самое ценное для меня – занятия групповые и индивидуальные, непосредственное общение с детьми. Я получаю настоящее удовольствие, приходя в группу к детям. И они ждут от меня чего-то нового и интересного.
В основе моей педагогической философии лежит принцип – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности и поэтому каждое занятие начинаю с укрепления веры ребенка в себя при помощи социоигровых и эмоциональных приемов. Дети приходят ко мне маленькими, доверчивыми. Я вижу в их глазах живой интерес, узнать нечто новое, пока не изведанное. Главное – чтобы этот интерес не угас. В процессе своей деятельности, исправляя речевые недостатки сегодня, делаю большой вклад в их завтрашний день, повышаю языковые возможности воспитанников на более высокий коммуникативный уровень, внедряя в работу игровые технологии и нетрадиционные формы работы. Они «говорят» на языке любви, другой язык они не понимают. И потому еще один принцип в моей работе - любовь, безмерная, всепрощающая к моим детишкам.
Работая с детьми, видя результат работы, эмоции детей, я поняла, что моя профессия самая лучшая и любимая для меня!
Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: « Я состоялась как педагог, потому что помогаю детям!» Логопедом быть трудно, но очень увлекательно.
… Да жизнь не стоит на месте и нужно многое успеть. Мне как педагогу и просто как человеку нужно идти в ногу со временем. Я каждый день спешу туда, где трудно, весело, интересно и радостно! Туда где ребенок действительно для меня « не пустой сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Я горю вместе с ними.
Заканчивается рабочий день и я опять иду через свою любимую аллею… . Скоро, совсем скоро согреет солнышко, и начнут распускаться на ветках маленькие, сочные листочки… И все начнется сначала. Я буду учить детей правильно и красиво говорить, совершая каждый день маленькое, может быть для кого – то и незаметное, чудо!