Эссе учителя начальных классов «Я— учитель»
Учитель – это плодотворный луч солнца
для молодой души,
которого ничем заменить невозможно.
К.Д. Ушинский
Я в школе работаю двадцать шесть лет. Кажется, совсем недавно прозвенел последний звонок в Буденновском педагогическом училище, которое я окончила в 1993 году.
Вспоминаю, как начиналась моя карьера в роли учителя. Как же я волновалась и ждала 1 сентября! Было очень страшно, но мне повезло, что рядом оказались опытные учителя, которые сразу же пришли мне на помощь: делились опытом, мудрыми советами.
Моя профессия самая творческая. Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, создать что-то новое. А потом оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой.
Школьная жизнь сразу и полностью захватила меня. Чего только не приходится проделать в течение одного дня! Но главное – это урок. Ведь каждый урок – открытие. Профессия учителя творческая, поэтому он не может из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Каждый день мы с учениками делаем открытия, решаем задачи, изучаем окружающий мир. Сейчас интереснее делать все это, используя новые методы обучения, которые активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность общаться с коллегами, используя Интернет, обмениваться опытом и учиться.
Собираясь на урок, я стараюсь подготовить все так, чтобы было все понятно и интересно.
В моей работе важно всё: и методическое мастерство, и безупречное знание предмета, и искусство общения. Я стараюсь прочувствовать, пропустить через себя новый материал и тогда замечаю, что слова мои действуют с большей силой и вызывают у детей те мысли, чувства и состояния, которые я хотела до них донести.
Быть учителем– очень ответственно. Нельзя быть равнодушным, несправедливым к детям - это ранит душу ребёнка, заставляя его страдать.
Я - первый учитель, поэтому от меня во многом зависит дальнейшая школьная жизнь детей.
Каждый ребенок приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, не развивать умения преодолевать трудности, то огонёк жажды знаний может погаснуть. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей.
Я стараюсь поддерживать тесную связь с родителями, чтобы в совместной деятельности развивать личность ребенка. Взаимодействие с родителями – это очень деликатная работа!
Чего же хотят от меня родители?
Одни хотят получить готовый результат, ничего не делая. Но есть и другие родители – те, которые заинтересованы в том, чем и как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Но каждому родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. Взаимодействие с родителями – это очень деликатная работа, потому что это уже взрослые люди, которые имеют свой жизненный опыт. В своей деятельности мне приходится владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, уметь держать одновременно партнерскую и педагогическую позицию.
Изменилась наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. Проработав немало лет, я поняла, что профессия учителя вечная, неподвластная времени.
С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Учитель должен идти в ногу со временем и меняться, соответствовать современным требованиям . В наше время учитель учит учащихся применять полученные знания, научить анализировать такой поток информации, научить учиться. Обучение в школе приобретает практико-ориентированное направление и деятельностный подход. Я считаю, что слова мыслителя Конфуция: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я пойму, позволь мне сделать самому, и я научусь» актуальны и сейчас.
Таким образом, учитель должен стать советником-консультантом , направлять ученика в его учебном поиске, включать в познавательную деятельность.
Я стараюсь работать над собой, творить, быть интересной и соответствовать требованиям Профессионального стандарта и ФГОС.
Каким должен быть учитель сегодня, когда темп жизни настолько стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям? Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда ее основные приметы - изменчивость и непостоянство. Учителю важно уметь учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать.
Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил:
«Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».
Я – учитель. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций). Считаю, что в этих словах есть правда жизни.
Я верю, что мои затраченные силы вернутся ко мне победами, успехами моих учеников.