Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Эссе на тему: «Урок в школе, который ученики запомнят на всю жизнь»
Выполнил:
Слушатель
Программы повышения квалификации
«Мастерство учителя»
Анисимова С.К
(ФИО)
Проверил В.В. Стасюк
Москва 2022 г.
Размышляя о том, каким должен быть урок в школе, чтобы ученики запомнили его на всю жизнь, хочу вспомнить свой ученический опыт. На протяжении обучения в школе, колледже, институте, многочисленных курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации мне посчастливилось встретиться с педагогами, которые отличались не только знаниями по преподаваемому предмету, но, прежде всего, своими такими личностными качествами, как доброта, широта кругозора и вовлечённость в процесс.
Моё глубокое убеждение заключается в том, что самое главное в уроке – это не знания, умения и навыки, которые мы формируем, развитию которых способствуем, и для возникновения которых мы создаём условия. Делаем мы это достаточно успешно. Главное в другом. П. П. Блонскому принадлежит замечательная фраза: «Учитель - будь человеком». Как просто сказано и как трудно помнить об этом все 365 дней в году.
Все мы знаем, что необходимо полное раскрытие возможностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Однако не все мечты сбываются. До сих пор в учебных заведениях преобладает социоцентрический по направленности и авторитарный по характеру процесс обучения и воспитания, хотя все мы любим поговорить на педагогических советах о том, что образовательный процесс должен быть гуманным и личностно – ориентированным. Думаю, что моя первая учительница, не имея даже высшего образования, осуществляла процесс обучения так, как подсказывало ей сердце, просто по – человечески. Мне повезло, что в течение моей жизни мне встречались педагоги, которые научили меня общаться с детьми по-человечески. Это первый признак урока, который ученики запомнят.
Быть учителем-человеком значит следующее:
1) я обязана уважать личность ученика вне зависимости от его положения, успехов, внешности, семейных, физических и психических особенностей;
2) я должна говорить о достоинствах ученика постоянно и громко, о недостатках не говорить или только тихо;
3) я понимаю, что вокруг меня тоже люди; они не такие, как я; не всегда такие, какими бы я хотел их видеть, но каждый из них имеет право на свой выбор, они такие, какие есть.
Признаюсь, быть учителем - человеком получается не всегда. И чем больше опыт, тем труднее. Вдумайтесь: миллионы минут, тысячи уроков, проведённых перед сотнями глаз, учитель должен оставаться человеком. Помнится, наш преподаватель в институте говорил, что в школе нужно работать максимум 10 лет и уходить, потому что больше того, что сделано за эти 10 лет, ты уже не сделаешь, а усталости накопится столько, что будет уже не до детей. А когда мы спросили, сколько лет в образовании он сам, пожилой профессор мило улыбнулся и ответил: «Я часто отдыхаю».
Если говорить серьёзно, то я считаю важнейшей проблемой образования то, что учитель слишком от многого зависим и от слишком многого не защищён. И потому оставаться человеком ему, сами понимаете, довольно сложно.
Учителю стоит иногда из «человека взрослого» превращаться в «человека – ребёнка»? Особенно, если учесть, «что взрослые – это те же дети, только уставшие от жизни». А потому, может, стоит ещё чаще ходить с детьми в походы, проводить огоньки, играть в подвижные игры, проводить театрализацию? Вот они, по-настоящему запоминающиеся уроки.
Наивно? Да. Но здорово, что наша профессия даёт возможность ещё многим и многим «ещё». Феликс Кривин сформулировал следующую «Арифметику жизни»: «Рождение и смерть, как одинаковые числа с противоположными знаками, в сумме дают ноль, который мы называем жизнью. И только от нас зависит поднять этот ноль до положительного
значения». А потому каждому человеку, а тем более педагогу, важно помнить молитву А. Дюрера: «Господи! Дай мне силы изменить то,
что я могу изменить. Дай мне мужества вынести то, что я не в силах вынести. Дай мне мудрости не перепутать первое со вторым».
И что же могу изменить я, учительница сельской школы? Кстати, тут просто необходим смайлик с улыбкой… Благодаря курсу «Мастерство учителя», я обрела второе дыхание. Думаю, точно это произошло на занятии Радциг М.Н. Не поверите, но я «вся иззевалась», как говорит моя мама. И тут, конечно же, нужно уже три смайлика для передачи эмоций при написании. Если без шуток, то, действительно, именно после этого занятия захотелось бросить школу, в которой не успеваю толком заниматься с детьми театральным творчеством и вернуться в ДК, где работала, бегая и творя, в молодости. Но утро вечера мудренее. В школе я, конечно же, осталась, но обещала себе, что буду работать «по-вахтанговски». Тут уже, сами понимаете, должно появиться бесчисленное количество улыбающихся смайликов. Но оставим иронию. Перейдём к главному. Чтобы урок в школе запомнился на всю жизнь, решила я, нужно, чтобы он соответствовал следующим требованиям (тут я ставлю ещё один смайлик и прошу прощения за плагиат). Итак, запоминающийся урок – это:
праздник и для учителя, и для ученика;
игра, игра с предметом, деталями, с одноклассником, с учителем;
импровизация;
атмосфера, которая располагает к творчеству;
приоритет личности ученика над личностью педагога;
всегда новое выражение себя, движение, изменение, подвижность.
Вот такой «фантастический реализм». Последний смайлик.
В интернете натолкнулась на отрывок из интервью ректора Театрального института им. Б.В.Щукина, профессора, народного артиста РФ Е.В.Князева, который высказался так: «Вахтанговское — это поступать наперекор, выкидывать коленца, иронизировать сверх всякой осторожности, сквозь слезы, сквозь смех и даже смерть. Вахтанговское - это быть страстным и уметь прокомментировать свою страсть, быть породистым и надменным и презирать свою надменность и доказать свою породу. Вахтанговское - это одним штрихом создать образ и в следующее мгновение без сожаления его разрушить, повесить чувство на кончике жеста, небрежно стряхнуть с языка остроту, заплакать сухими слезами и засмеяться уголками глаз. Смешать эксцентрику с психологизмом - фантастической крепости коктейль. Раздуть из мухи слона и так небрежно его не приметить. Даже из пустяка создать шедевр и при этом не раздуваться от гордости. Быть старым, мудрым и чувствовать себя молодым. Быть молодым, но не брюзжать, что немощен и стар».
Если бы вы знали, как после обучения хочется проводить «вахтанговские» уроки!
На курсе произошли настоящие инсайты. Хочу поделиться:
1) На тренинге «Методика работы по постановке речевого голоса» (преподаватель Ласкавая Е.В.) я вдруг осознала, насколько важен для урока голос учителя: 85 % информации усваивается бессознательно, роль голоса в этом ведущая (а ведь у большинства педагогов массовой школы нет ни правильного дыхания, ни речевого голоса). На этом тренинге, к моему счастью, я опять зевала! Это восторг! Слёзы градом! И ощущение какого-то открытия от «волшебного упражнения Ласковой»…А ещё я начала на каждом своём уроке следить за голосом, осознала, что низкий голос тоже влияет на качество моего урока. Теперь живу в поисках своего голоса. Осознала, что голосом можно вершить чудеса, что важен звуко-высотный диапазон и т.д.;
2) Мастерство учителя и педагогический артистизм…Важные термины, о которых я задумалась именно на курсе. Теперь я формулирую иначе: для запоминающегося урока важно быть не только учителем – человеком, но и учителем – мастером, учителем – режиссёром, учителем-артистом. Вот зона моего ближайшего развития;
3) Мне очень близка консервативная единая последовательность элементов системы, нацеленность обучения на потенциал каждого, наставнические отношения между 1 и 4 курсом…Смотрю урок о «вахтанговской школе»… Ну, думаю, сейчас про внимание-воображение-фантазию будут рассказывать. И вдруг преподаватель говорит, что это мощный шаг к повышению своей эффективности. Стасюк В.В., рассказывая о тренингах на раскачивание самого себя, этюдах в предлагаемых обстоятельствах, вводит термин «собственный маятник чувств». И я понимаю, что это источник интереснейших моментов на моих уроках не только театральных, но и литературы.
О подобных открытиях на курсе, которые раскрыли передо мной потенциал моих будущих уроков можно говорить бесконечно. И открытия ещё предстоят: буду честна, на данный момент я посмотрела в записи только апрельские занятия и часть майских; думаю, если осилю материал полностью и с вниманием, можно ждать перезагрузку меня как педагога.
Я выполняю в школе много ролей: учителя русского языка и литературы; логопеда, администрации, руководителя кружка. Конечно, ничего не успеваю, эмоционально выгорела. Но сегодня я чувствую желание что-то менять.
В любом случае, хочется пересмотреть занятия ещё раз. В любом случае, счастлива, что в моей жизни были такие курсы. И, конечно, не могу в конце работы не поблагодарить преподавателей курса «Мастерство учителя» за интересные лекции, тренинги, занятия… За уроки, которые я запомню и которые сделают мои собственные уроки более запоминающимися.