СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Урок, который запомнится на всю жизнь"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа (курсы повышения квалификации)

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Урок, который запомнится на всю жизнь"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова»










ИТОГОВАЯ РАБОТА


Эссе на тему: «Урок в школе, который ученики запомнят на всю жизнь»















Выполнил:

Слушатель

Программы повышения квалификации

«Мастерство учителя»

Анисимова С.К

(ФИО)



Проверил В.В. Стасюк






Москва 2022 г.


Размышляя о том, каким должен быть урок в школе, чтобы ученики запомнили его на всю жизнь, хочу вспомнить свой ученический опыт. На протяжении обучения в школе, колледже, институте, многочисленных курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации мне посчастливилось встретиться с педагогами, которые отличались не только знаниями по преподаваемому предмету, но, прежде всего, своими такими личностными качествами, как доброта, широта кругозора и вовлечённость в процесс.

Моё глубокое убеждение заключается в том, что самое главное в уроке – это не знания, умения и навыки, которые мы формируем, развитию которых способствуем, и для возникновения которых мы создаём условия. Делаем мы это достаточно успешно. Главное в другом. П. П. Блонскому принадлежит замечательная фраза: «Учитель - будь человеком». Как просто сказано и как трудно помнить об этом все 365 дней в году.

Все мы знаем, что необходимо полное раскрытие возможностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Однако не все мечты сбываются. До сих пор в учебных заведениях преобладает социоцентрический по направленности и авторитарный по характеру процесс обучения и воспитания, хотя все мы любим поговорить на педагогических советах о том, что образовательный процесс должен быть гуманным и личностно – ориентированным. Думаю, что моя первая учительница, не имея даже высшего образования, осуществляла процесс обучения так, как подсказывало ей сердце, просто по – человечески. Мне повезло, что в течение моей жизни мне встречались педагоги, которые научили меня общаться с детьми по-человечески. Это первый признак урока, который ученики запомнят.

Быть учителем-человеком значит следующее:

1) я обязана уважать личность ученика вне зависимости от его положения, успехов, внешности, семейных, физических и психических особенностей;

2) я должна говорить о достоинствах ученика постоянно и громко, о недостатках не говорить или только тихо;

3) я понимаю, что вокруг меня тоже люди; они не такие, как я; не всегда такие, какими бы я хотел их видеть, но каждый из них имеет право на свой выбор, они такие, какие есть.

Признаюсь, быть учителем - человеком получается не всегда. И чем больше опыт, тем труднее. Вдумайтесь: миллионы минут, тысячи уроков, проведённых перед сотнями глаз, учитель должен оставаться человеком. Помнится, наш преподаватель в институте говорил, что в школе нужно работать максимум 10 лет и уходить, потому что больше того, что сделано за эти 10 лет, ты уже не сделаешь, а усталости накопится столько, что будет уже не до детей. А когда мы спросили, сколько лет в образовании он сам, пожилой профессор мило улыбнулся и ответил: «Я часто отдыхаю».

Если говорить серьёзно, то я считаю важнейшей проблемой образования то, что учитель слишком от многого зависим и от слишком многого не защищён. И потому оставаться человеком ему, сами понимаете, довольно сложно.

Учителю стоит иногда из «человека взрослого» превращаться в «человека – ребёнка»? Особенно, если учесть, «что взрослые – это те же дети, только уставшие от жизни». А потому, может, стоит ещё чаще ходить с детьми в походы, проводить огоньки, играть в подвижные игры, проводить театрализацию? Вот они, по-настоящему запоминающиеся уроки.

Наивно? Да. Но здорово, что наша профессия даёт возможность ещё многим и многим «ещё». Феликс Кривин сформулировал следующую «Арифметику жизни»: «Рождение и смерть, как одинаковые числа с противоположными знаками, в сумме дают ноль, который мы называем жизнью. И только от нас зависит поднять этот ноль до положительного

значения». А потому каждому человеку, а тем более педагогу, важно помнить молитву А. Дюрера: «Господи! Дай мне силы изменить то,

что я могу изменить. Дай мне мужества вынести то, что я не в силах вынести. Дай мне мудрости не перепутать первое со вторым».

И что же могу изменить я, учительница сельской школы? Кстати, тут просто необходим смайлик с улыбкой… Благодаря курсу «Мастерство учителя», я обрела второе дыхание. Думаю, точно это произошло на занятии Радциг М.Н. Не поверите, но я «вся иззевалась», как говорит моя мама. И тут, конечно же, нужно уже три смайлика для передачи эмоций при написании. Если без шуток, то, действительно, именно после этого занятия захотелось бросить школу, в которой не успеваю толком заниматься с детьми театральным творчеством и вернуться в ДК, где работала, бегая и творя, в молодости. Но утро вечера мудренее. В школе я, конечно же, осталась, но обещала себе, что буду работать «по-вахтанговски». Тут уже, сами понимаете, должно появиться бесчисленное количество улыбающихся смайликов. Но оставим иронию. Перейдём к главному. Чтобы урок в школе запомнился на всю жизнь, решила я, нужно, чтобы он соответствовал следующим требованиям (тут я ставлю ещё один смайлик и прошу прощения за плагиат). Итак, запоминающийся урок – это:

  1. праздник и для учителя, и для ученика;

  2. игра, игра с предметом, деталями, с одноклассником, с учителем;

  3. импровизация;

  4. атмосфера, которая располагает к творчеству;

  5. приоритет личности ученика над личностью педагога;

  6. всегда новое выражение себя, движение, изменение, подвижность.

Вот такой «фантастический реализм». Последний смайлик.

В интернете натолкнулась на отрывок из интервью ректора Театрального института им. Б.В.Щукина, профессора, народного артиста РФ Е.В.Князева, который высказался так: «Вахтанговское — это поступать наперекор, выкидывать коленца, иронизировать сверх всякой осторожности, сквозь слезы, сквозь смех и даже смерть. Вахтанговское - это быть страстным и уметь прокомментировать свою страсть, быть породистым и надменным и презирать свою надменность и доказать свою породу. Вахтанговское - это одним штрихом создать образ и в следующее мгновение без сожаления его разрушить, повесить чувство на кончике жеста, небрежно стряхнуть с языка остроту, заплакать сухими слезами и засмеяться уголками глаз. Смешать эксцентрику с психологизмом - фантастической крепости коктейль. Раздуть из мухи слона и так небрежно его не приметить. Даже из пустяка создать шедевр и при этом не раздуваться от гордости. Быть старым, мудрым и чувствовать себя молодым. Быть молодым, но не брюзжать, что немощен и стар».

Если бы вы знали, как после обучения хочется проводить «вахтанговские» уроки!

На курсе произошли настоящие инсайты. Хочу поделиться:

1) На тренинге «Методика работы по постановке речевого голоса» (преподаватель Ласкавая Е.В.) я вдруг осознала, насколько важен для урока голос учителя: 85 % информации усваивается бессознательно, роль голоса в этом ведущая (а ведь у большинства педагогов массовой школы нет ни правильного дыхания, ни речевого голоса). На этом тренинге, к моему счастью, я опять зевала! Это восторг! Слёзы градом! И ощущение какого-то открытия от «волшебного упражнения Ласковой»…А ещё я начала на каждом своём уроке следить за голосом, осознала, что низкий голос тоже влияет на качество моего урока. Теперь живу в поисках своего голоса. Осознала, что голосом можно вершить чудеса, что важен звуко-высотный диапазон и т.д.;

2) Мастерство учителя и педагогический артистизм…Важные термины, о которых я задумалась именно на курсе. Теперь я формулирую иначе: для запоминающегося урока важно быть не только учителем – человеком, но и учителем – мастером, учителем – режиссёром, учителем-артистом. Вот зона моего ближайшего развития;

3) Мне очень близка консервативная единая последовательность элементов системы, нацеленность обучения на потенциал каждого, наставнические отношения между 1 и 4 курсом…Смотрю урок о «вахтанговской школе»… Ну, думаю, сейчас про внимание-воображение-фантазию будут рассказывать. И вдруг преподаватель говорит, что это мощный шаг к повышению своей эффективности. Стасюк В.В., рассказывая о тренингах на раскачивание самого себя, этюдах в предлагаемых обстоятельствах, вводит термин «собственный маятник чувств». И я понимаю, что это источник интереснейших моментов на моих уроках не только театральных, но и литературы.

О подобных открытиях на курсе, которые раскрыли передо мной потенциал моих будущих уроков можно говорить бесконечно. И открытия ещё предстоят: буду честна, на данный момент я посмотрела в записи только апрельские занятия и часть майских; думаю, если осилю материал полностью и с вниманием, можно ждать перезагрузку меня как педагога.

Я выполняю в школе много ролей: учителя русского языка и литературы; логопеда, администрации, руководителя кружка. Конечно, ничего не успеваю, эмоционально выгорела. Но сегодня я чувствую желание что-то менять.

В любом случае, хочется пересмотреть занятия ещё раз. В любом случае, счастлива, что в моей жизни были такие курсы. И, конечно, не могу в конце работы не поблагодарить преподавателей курса «Мастерство учителя» за интересные лекции, тренинги, занятия… За уроки, которые я запомню и которые сделают мои собственные уроки более запоминающимися.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!